Здавалка
Главная | Обратная связь

Переходная экономика.

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Это достаточно длительный период времени, в течение которого происходит изменения существующих отношений, структуры экономики, формируются новые взгляды. Как свидетельствует история, большинство стран в своем развитии сталкивались с необходимостью изменения сложившейся экономической системы общества.

Беспрецедентный в истории социально-экономический кризис большинства социалистических стран в 80-е и 90-е годы ХХ века поставил перед экономической наукой сложные проблемы не только по анализу и обобщению причин кризиса, но и, что еще более важно, по преодолению этого кризиса. Фактически кризис решено было разрешить переходом от прежней системы хозяйствования к другой – рыночной системе.

Однако четкого ответа на вопрос, как осуществить этот переход не было. Экономическая наука оказалась не готова к такому повороту событий и не могла ответить на множество вопросов, возникших в ходе экономических реформ. Сейчас ясно одно, что переход к рыночной экономике займет длительное время и экономической теории предстоит решить задачу теоретического обобщения закономерностей трансформации экономических систем. В экономической теории появился новый раздел – теория переходной экономики.

Переходная экономика –это переходное состояние от одной экономической системы к другой.

В ходе социально-экономической эволюции 20 века мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных экономик. Разумеется, все они различаются по времени возникновения и по содержанию. Общим является изменение основных базовых отношений экономических систем.

Виды переходных экономик

Переходный период от капитализма к социализму - особая историческая разновидность переходных экономик, начавшаяся в 1917 г. и продолжавшаяся длительный период времени. Такой переход многие экономисты называют крайне радикальным.

В 20 в. примером переходных экономических изменений служит трансформация регулирования экономики после кризиса 1929-1933 гг. Этот кризис показал несостоятельность подхода, основанного на принципе «невидимой руки». Результатом послужило возникновение методов государственного регулирования, реализация систематической макроэкономической политики. Этот достаточно длительный период времени обеспечивал относительно стабильное развитие Запада несколько десятилетий.

Преобразования экономики бывших колониальных стран, которые получив независимость, вынуждены были преобразовывать структуру народного хозяйства, ликвидировать отсталость в области образования, создавать социальную структуру.

Процесс трансформации постсоциалистических стран.Именно эта разновидность и является сегодня предметом исследования теории переходной экономики.

При всем многообразии особенностей переходного периода, порожденных сменой различных экономических систем, происходившей в принципиально разные исторические эпохи и в разных странах, можно, тем не менее, выделить общие черты, присущие всякой переходной экономике как таковой.

Основные черты переходной экономики (ее признаки) и ее закономерности

- переходный период — это длительная историческая полоса ввиду сложности и многогранности преобразований;

- наличие двух линий развития: восходящей, знаменующей становление новой системы экономических отношений, и нисходящей, выражающейся в отмирании прежней, взаимодействие которых в течение всего переходного периода весьма драматично, так как связано с судьбами агентов — носителей этих отношений;

- появление и функционирование особых переходных форм, например, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в РФ;

- трансформационный спадпроизводства, сопровождаемый сокращением занятости населения, нарастанием инфляционных процессов, что обусловлено предыдущим фактором;

- неустойчивость - переходный период характеризуется неустойчивостью развития вследствие остроты противоречий между отмирающими старыми и вновь нарождающимися экономическими отношениями, порождающих острые социальные потрясения, крайней формой проявления которых становится гражданская война;

- альтернативный характер развития - итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого»;

- неопределенность перспектив дальнейшего развития, создающая иллюзию свободы выбора в соответствии с национальными особенностями, которой, однако, в действительности не существует. Становление той или иной экономической системы предопределено общими закономерностями движения, выявленными странами — лидерами такого движения. Речь может идти о необходимости максимально возможной ориентации на национальные особенности вновь формирующейся системы, присущие каждой стране, которые и предопределяют специфику ее национальной модели, но не более того. Так, ныне во всех развитых странах представлена одна и та же система экономических отношений, именуемая в экономической науке смешанной рыночной экономикой, в каждой из этих стран последняя выступает социально ориентированной. Тем не менее, глубина, направления, способы и методы вмешательства государства в экономические и социальные процессы в них весьма различны.

 

Особенности переходного периода в постсоциалистических странах.

В силу многообразия вариантов перехода, каждый из них имеет свои особенности. Это касается и постоциалистических стран. Безусловно, исходные условия имеют важное значение и определяют возможности трансформации. Однако для всех переходных экономик, осуществляющих переход от социализма к капитализму свойственны общие черты.

Наиболее существенные из них следующие:

- такой переход не имеет аналогов в мировой истории, а потому не существует и опыта подобных преобразований, поэтому преобразования осуществлялись путем проб и ошибок;

- на путь рыночного капиталистического развития эти страны вступают вторично. Как известно, в России, например, такое развитие в начале прошлого века было прервано социалистической революцией, в странах ЦВЕ — послевоенным разделом мира, по итогам которого им был уготован социалистический путь развития;

- движение к рыночной экономике оказалось безальтернативным во всех странах. Единственной приемлемой моделью экономики являлась либеральная модель. Вопрос состоял лишь в том, какая из существующих ныне либеральных моделей рыночной экономики возобладает. Как известно, исторически и логически исходной является свободная рыночная экономика. По мере перехода к постиндустриальному развитию свободная рыночная экономика эволюционирует в смешанную;

Очевидно, что предугадать какая форма смешанной экономики возобладает практически невозможно. Сложившиеся модели смешанной экономики существенно различаются, в связи с чем выделяют социально-ориентированную экономику, сложившуюся в Германии в послевоенный период; скандинавскую модель; дирижистский вариант государственного регулирования с присущим ему индикативным планированием, характерным для Японии и Франции; а также американская модель, наиболее близкая к классической рыночной экономике, но не тождественная ей в силу высокого уровня развития макроэкономического регулирования, позволяющего оптимально объединять оба механизма – государственное регулирование и рыночное хозяйствование.

- незавершенность индустриального этапа развития. К периоду краха социализма в развитых странах уже был осуществлен переход к постиндустриальному обществу, для которого свойственно преобладание сферы услуг в структуре экономики. В постсоциалистических странах преобладала промышленность, в рамках которой оставалась высокой доля ручного труда. Это вызывало необходимость структурных преобразований и модернизации;

- имели место предпосылки для перехода к рыночной экономике. Так в отраслях ВПК и смежных с ними технологии производства были на очень высоком уровне. Более того, существовавшая государственная монополизация, следствием которой явилось большое число крупных предприятий, создавали предпосылки для создания акционерной формы собственности;

- переход совершается эволюционно-реформаторским путем по инициативе и под руководством бывшей советской номенклатуры, инициировавшей и возглавившей рыночные преобразования.

Следует отметить, что простое копирование существующей модели, кажущейся наиболее эффективной для той или иной страны, невозможно. Необходим учет природно-климатических, национальных особенностей. Механизмы, налаженные и эффективно работающие в одной стране, могут быть бездейственными в другой. Поэтому проблема перехода заключается в поиске собственной модели экономики. Кроме того, трансформация социалистической модели совершенно не означает полного отрицания всего того, что развивалось в течение нескольких десятилетий. Определенные элементы, достижения должны быть сохранены.

 

Элементы переходной экономики

Учитывая те проблемы, которые обострились в социалистических странах к середине 80-х началу 90-х годов, можно выделить ряд направлений, основных элементов перехода.

1.Формирование рыночных отношений:

- либерализация цен, хозяйственных операций, внешнеэкономических отношений;

- структурные преобразования: разгосударствление, приватизация, демонополизация и создание конкурентной среды;

- институциональные преобразования: создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и пр.), формирование нового законодательства в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и пр.), подготовка кадров для рынка (возникновение «рыночных» профессий, прежде всего, менеджеров).

2. Формирование социальной ориентации:

- создание новой системы социальной защиты (прежде всего, стимулирование развития страхования),

- разработка мер помощи бедным слоям населения, обеспечивающих достойный уровень жизни граждан.

3. Преобразования структуры народного хозяйства:

- конверсия промышленности,

- стимулирование прогрессивных отраслей,

- программы структурного преобразования отраслей и регионов (что особенно актуально для России).

Это лишь основные направления, которые не охватывают всей сложности и многообразия конкретных мер при формировании смешанной экономики. Однако перечень направлений дает возможность утверждать, что роль государства не ослабевает, а наоборот, возрастает. Для того чтобы рыночные механизмы саморегулирования эффективно работали необходимо создание условий.

Отсюда возникает один из наиболее сложных вопросов - способ преобразования. Каждая переходная экономика сталкивается с проблемой выбора методов, которые наиболее эффективны в силу исторических особенностей, национальных и культурных особенностей, особенностей сложившейся структуры экономики. Не менее важную роль играет и менталитет населения. Очевидно, что за период развития социалистической экономики сменилось поколение людей. Отсюда патерналистское отношение к роли государства.

 

Модели переходной экономики

В экономической теории выделяют две модели переходной экономики:

Либеральная модель – более радикальная, со свойственным ей сломом всей существующей системы экономических отношений. Она берет свои основы в теоретических обоснованиях классиков и неоклассиков, и была разработана экономической элитой США - монетаризм. Вообще, эта модель предназначалась не для постосоциалистических стран, а для стран Латинской Америки, с целью финансового оздоровления и погашения задолженности перед МВФ. Поэтому заимствование этой модели оказалось не вполне обоснованным. Вместе с тем, именно она и была основой для трансформации российской экономики. Она полностью соответствовала целям экономической элиты страны (передел собственности), а также позволила за короткий период времени сформировать безвозвратность рыночных преобразований. Но, вместе с тем, породила множество социальных проблем.

Градуалистская модель – была разработана китайскими учеными на основе обобщения знаний и опыта западных и социалистических стран. Сложившаяся модель получила название социалистического планового рыночного хозяйства. Уже сегодня эта модель показала свою состоятельность и эффективность, позволив изменить модель экономики с социализма на «социализм с китайской спецификой», минуя кризисные явления и серьезные социальные потрясения. Китайскими учеными социализм трактуется как высшая стадия развития рыночной экономики.

В конце 70-х – начале 80-х годов в Китае начали проводиться реформы, позволившие мирно и эффективно совместно существовать государственной и частной собственности. Была разработана четкая концепция, обосновывающая реформы и их последовательность. Проведение реформы сопровождалось разъяснительной работой среди широких масс населения, что позволило сформировать позитивное отношение к ней и обеспечить социальный мир на протяжении всех лет преобразований.

Основные элементы реформы: расширение хозяйственной самостоятельности - подряд, аренда, кооперирование, акционирование, т.е. децентрализация управления. Директивное планирование преобразовалось в индикативное, рыночное, направляющее. Были приняты меры, направленные на обеспечение открытости экономики и привлечение иностранных инвестиций. На территории страны появились специальные экономические зоны и зоны свободной торговли.

В рамках выработанной стратегии экономического развития вопрос о соотношении реформы, развития и роста благосостояния весьма успешно решался в пользу их синхронизации. Признано было недопустимым ускорение реформы за счет снижения жизненного уровня населения. Так, обострение социально-экономической ситуации в стране в конце 80-х годов, обусловленное перегревом экономики в связи с чрезмерным ростом промышленного производства, вследствие чего инфляция за 1989 г. составила 19%, привело к приостановке реформы. Последовала трехлетняя пауза, в течение которой акцент был поставлен на антиинфляционную политику, весьма успешно проведенную, что и было отмечено специальным призом МВФ.

Таким образом, китайские реформаторы не только не допустили спада в экономике, но и обеспечили непрерывный экономический рост четко' выраженной социальной направленности. Опыт этот уникален и не подлежит тиражированию даже в постсоциалистических странах, так как порожден сугубо национальными обстоятельствами. Итак, базовые модели реформирования имеют существенные различия с точки зрения способов, методов, последовательности и темпов осуществления рыночных преобразований, что обусловлено различием теоретического подхода к их обоснованию.

 

Между тем, анализируя опыт реформирования в переходных экономиках, можно выделить ряд особенностей экономической политики. Выбор методов преобразования, их скорость, варианты стабилизационной политики, характер осуществления кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики существенно различались.

 

Особенности экономической политики в переходной экономике.

По степени радикализации. Степень радикализации должна постоянно соотноситься с эффективностью экономики и возможностями ее воспроизводства. Переходная экономика не может осуществляться без радикальных преобразований, которые сами по себе ведут к потерям ВВП. Чрезмерная радикализация может привести к такому разрушению прежних структур, которое может подорвать возможности воспроизводства экономического потенциала на длительный период времени. Умеренно-радикальный подход ориентируется на стабильность условий воспроизводства (примером может служить реформа в Чехии). Однако при этом в течении длительного периода времени сохраняются старые структуры.

Так, для России характерны более радикальные преобразования – краткосрочная приватизация, форсированная открытость экономики, поспешный разрыв связей и пр.

По методам преобразований обычно различают методы «шоковой терапии» и методы постепенных преобразований. Первое направление предполагает использование одномоментных решительных и радикальных мер, второе – мягкое, постепенное приспособление экономической политик к меняющимся условиям.

По характеру осуществления политики.Речь идет о возможности применения «жесткой» и «мягкой» кредитно-денежной и фискальной политики. Для большинства переходных экономик (в т.ч. и России) более свойственно первое направление – ужесточение налогообложения, замораживание вкладов, невмешательство в инфляционные процессы и пр.

По характеру структурных преобразований. Так, для России свойственно преимущественное преобразование, связанное с формирование рыночной среды (формы собственности, либерализация) и явная недооценка преобразований структуры народного хозяйства.

По характеру и формам экономической стабилизации. При этом важно отличать формальную стабилизацию от реальной. Формальная стабилизация означает, что переходная экономика достигает более или менее устойчивого состояния по одному из макроэкономических показателей. Обычно, это инфляция, безработица, динамика ВВП. Однако положительная динамика одного из показателей может сопровождаться негативными тенденциями в динамике других показателей. Так, сокращение безработицы может сопровождаться нарастанием инфляции.

Реальная стабилизация предполагает такое состояние совокупности макроэкономических показателей, при котором существуют условия и предпосылки для экономического роста. Это предполагает не только снижение инфляции, но и финансовую стабилизацию при сбалансированности бюджета и государственного долга.

 

В зависимости от того, какая модель принята за основу преобразований, какова последовательность и радикализация реформ, насколько продуманными и спланированными являются принимаемые решения, насколько учтены интересы общества, и достигается тот или иной результат преобразований.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.