Булыгина Т.Б. Психология обучения (методические рекомендаци) – Архангельск, ПГУ (см. каб.16) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. 12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983. 13. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985. 14. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. 16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. –Ростов-на-Дону, 2000г.
ЗАДАНИЕ: Сделать конспект статьи М.К. Акимова и В.Т. Козлова «Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению?» см. Дубровина И.В. Справочная книга школьного психолога. –М., 1991г. с.211-215 или см. книгу №3 из списка литературы.
СЕМИНАР № 5.
Тема: «Психология профессионального образования».
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о профессиональной ориентации и профпригодности. 2. Психологические аспекты профессионального становления личности. 3. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений. 3.1.Психодинамическое направление 3.2.Сценарная теория 3.3.Теория профессионального становления Д.Сьюпера 3.4.Типологическая теория Дж.Голланда
Литература: 1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. –Ростов-на-Дону, 2000г. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999г. 3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. –М., 1990г. 4.Климов Е.А. Развивающийся человек в мире професии. –Обнинск, 1993г.
СЕМИНАР № 6. Тема: «Психология педагогической деятельности».
Вопросы для обсуждения: 1. Психологический анализ труда педагога. Составляющие профессиональной компетентности педагога: а) педагогическая деятельность; б) педагогическое общение; в) личность педагога. 2. Профессионально-значимые личностные качества педагога. 3. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. –С.6-59. 2.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995. – С.86-98. 3.Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. – С.528-537. ЗАДАНИЕ: 1.Используя литературу № 2 (см.список) составить карту профессионально-значимых личностных качеств педагога. 2.Сделать конспект статьи Т.В.Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57. 3.Подготовиться к понятийному диктанту по теме: Показатели сформированности педагогической деятельности. Используя литературу № 1, познакомиться со следующими понятиями: - пед. направленность - пед. такт - пед. мышление - пед. рефлексия - пед. способности - пед. целеполагание СЕМИНАР № 7. Тема: «Психогигиена труда учителя».
Вопросы для обсуждения: 1. Психологические особенности труда учителя. 2. Медико-гигиеническая профессиограмма труда учителя. Факторы риска. 3. Общие принципы профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни 4. Психоэмоциональное напряжение в педагогической деятельности, его возможные негативные последствия и их профилактика. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя 5. Психофизиология умственного труда. 6. Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата. 7. Профилактика гипокинезии и неблагоприятного воздействия статической нагрузки. 8. Профилактика возможной патологии зрения. 9. Профилактика инфекционных заболеваний в школе.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Калинин М.А. Гигиена труда учителя. Учебное пособие. –Архангельск, 1993. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. – С.528-537. 3. Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57 4. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога / В.Т. Лободин, Г.В. Лавренков –М. – 2005. ЗАДАНИЕ: 1. Используя литературу № 1 (см.список) выписать общие принципы сохранения и укрепления здоровья преподавателей школ. 2. Сделать конспект статьи Т.В.Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57.
СЕМИНАР №8. Тема: «Педагогическая конфликтология».
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика особенностей педагогического общения. Функции педагогического общения. 2. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. 3. Типы педагогических конфликтов. 4. Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. С.578-581. 2. Добрович А.Б. Анатомия диалога. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. С.182-216. 3. Мелибруза Е.Я. Я - Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. – М.,1986. 4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. - СПб.,1999. 5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991. 6. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления.// Вопросы психологии. 1986. – С.67-76. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 322-366.
ЗАДАНИЕ: 3. Используя литературу или личный педагогический опыт подготовить педагогическую ситуацию или конфликт и провести их психологический анализ по следующему плану: - описание ситуации или конфликта - причины возникшей ситуации и повод её перехода в конфликт, его динамика - смысл конфликта для каждого из его участников - психологический анализ отношений между участниками ситуации - перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации. 2. Подумать о различных способах разрешения конфликтных педагогических ситуаций. СЕМИНАР № 9. Тема: «Теория учебной деятельности».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие учебной деятельности. Различные подходы в понимании структуры учебной деятельности. 2. Анализ структурных элементов учебной деятельности 1) Мотивация учебной деятельности. Классификация мотивов. Уровни развития учебной мотивации. 2) Учебная задача и её характеристика. 3) Действие как единица анализа учебной деятельности. Структура умственных действий. 4) Знания в качестве продукта учебной деятельности. 3. Показатели сформированности учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М., 1988. 2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987. 3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. 4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983. 5. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985. 6. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.С.191-248. ЗАДАНИЕ:
СЕМИНАР № 10. Тема: «Дифференциально-психофизиологиченские аспекты учебной и педагогической деятельности».
Вопросы для обсуждения:
1. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий. 2. Типологические особенности и учебная успеваемость. 3. Когнитивные стили. 4. Типологические особенности и стили учебной деятельности. 5. Учет типологических особенностей при использовании педагогами различных приёмов и методов обучения и воспитания. 6. Стили педагогической деятельности. 7. Стили общения и руководства.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ильин Е.П. Дифференциональная психофизиология.- СПб., 2001. С 212-235 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.140, 280.
ЗАДАНИЕ: Выписать различные классификации стилей педагогической деятельности.
СЕМИНАР № 11. Тема: «Психологическая сущность развивающего обучения».
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие в процессе обучения. 2. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова 3. Теоретические концепции развивающего обучения по Л.В. Занкову.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд./ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 2. Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2: Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. Соч. В 6 т. М., 1984. Т.4. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.116-122. 5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 6. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. С.9-97. 7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. 8. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. 9. Приложение к лабораторной работе № 2. ЗАДАНИЕ:
СЕМИНАР № 12. Тема: «Теория поэтапного формирования умственных действий».
Вопросы для обсуждения:
1. Основные понятия теории: внешняя деятельность, внутренняя деятельность, интериоризация, действие. 2. Положения теории поэтапного формирования умственных действий. 3. Задачи обучения. 4. Критика теории П.Я. Гальперина.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.69-72. 2. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. 3. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. 4. Приложение к лабораторной работе № 3. ЗАДАНИЕ: 1. Познакомиться с основными понятиями теории поэтапного формирования умственных действий. 2. Выписать теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, которые легли в основу данной теории. 3. Сделать конспект статьи А.И. Раева «Направления критики теории П.Я. Гальперина» из приложения.
СЕМИНАР № 13.
Тема: «Психологическая сущность и организация проблемного обучения».
Вопросы для обсуждения:
1. Ключевые понятия проблемного обучения: задача, проблем, проблемное обучение, проблемная ситуация (В. Оконь, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин). 2. Классификация проблемных ситуаций. 3. Уровни проблемного обучения. 4. Этапы проблемного обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.65. 6. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. С. 312. 7. Приложение к лабораторной работе № 4. ЗАДАНИЕ: 1. Выписать ключевые понятия теории проблемного обучения 2. Познакомиться с правилами организации проблемного обучения по статье А.М. Матюшкина «Правила проблемного обучения» из приложения к лаб. работе № 4. 3. Привести примеры создания проблемных ситуаций в обучении.
СЕМИНАР № 14. Тема: «Программированное обучения».
Вопросы для обсуждения:
1. Ключевые понятия программированного обучения: алгоритм, алгоритмический процесс, программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, В.П. Беспалько, А.И. Раев). 2. Дидактические принципы программированного обучения. 3. Виды программированного обучения: машинное, безмашинное, линейное, смешанное, разветвленное. 4. Структура обучающей программы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.65-69. 2. Ланда Л.Н. Алгоритмы и программированное обучение. М., 1965. С.4-6,17,20. (см. приложение к лабораторной работе № 5). ЗАДАНИЕ: 1. Выписать ключевые понятия теории программированного обучения. 2. Составить схему «Классификации программированного обучения» 3. Сделать конспект статьи Л.В. Ланда «Алгоритмизация программированного обучения» ( см. приложение) 4. Составить таблицу « Современные концепции обучения»
Литература
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987. 2. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М., 1988. 3. Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд./ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 4. Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2: Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. Соч. В 6 т. М., 1984. Т.4. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.С.191-248. 7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 8. Ланда Л.Н. Алгоритмы и программированное обучение. М., 1965. С.4-6,17,20. (см. приложение к лабораторной работе № 5). 9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. 10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983. 11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. С.9-97. 12. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985. 13. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991. 14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. 15. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|