Здавалка
Главная | Обратная связь

Булыгина Т.Б. Психология обучения (методические рекомендаци) – Архангельск, ПГУ (см. каб.16)



11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983.

13. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985.

14. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.

16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. –Ростов-на-Дону, 2000г.

 

ЗАДАНИЕ:

Сделать конспект статьи М.К. Акимова и В.Т. Козлова «Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению?» см. Дубровина И.В. Справочная книга школьного психолога. –М., 1991г. с.211-215 или см. книгу №3 из списка литературы.

 

 

СЕМИНАР № 5.

 

Тема: «Психология профессионального образования».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о профессиональной ориентации и профпригодности.

2. Психологические аспекты профессионального становления личности.

3. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений.

3.1.Психодинамическое направление

3.2.Сценарная теория

3.3.Теория профессионального становления Д.Сьюпера

3.4.Типологическая теория Дж.Голланда

 

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. –Ростов-на-Дону, 2000г.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999г.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. –М., 1990г.

4.Климов Е.А. Развивающийся человек в мире професии. –Обнинск, 1993г.

 


СЕМИНАР № 6.

Тема: «Психология педагогической деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Психологический анализ труда педагога. Составляющие профессиональной компетентности педагога:

а) педагогическая деятельность;

б) педагогическое общение;

в) личность педагога.

2. Профессионально-значимые личностные качества педагога.

3. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. –С.6-59.

2.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995. – С.86-98.

3.Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. – С.528-537.

ЗАДАНИЕ:

1.Используя литературу № 2 (см.список) составить карту профессионально-значимых личностных качеств педагога.

2.Сделать конспект статьи Т.В.Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57.

3.Подготовиться к понятийному диктанту по теме: Показатели сформированности педагогической деятельности. Используя литературу № 1, познакомиться со следующими понятиями:

- пед. направленность

- пед. такт

- пед. мышление

- пед. рефлексия

- пед. способности

- пед. целеполагание

СЕМИНАР № 7.

Тема: «Психогигиена труда учителя».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности труда учителя.

2. Медико-гигиеническая профессиограмма труда учителя. Факторы риска.

3. Общие принципы профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни

4. Психоэмоциональное напряжение в педагогической деятельности, его возможные негативные последствия и их профилактика. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя

5. Психофизиология умственного труда.

6. Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата.

7. Профилактика гипокинезии и неблагоприятного воздействия статической нагрузки.

8. Профилактика возможной патологии зрения.

9. Профилактика инфекционных заболеваний в школе.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Калинин М.А. Гигиена труда учителя. Учебное пособие. –Архангельск, 1993.

2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. – С.528-537.

3. Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57

4. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога / В.Т. Лободин, Г.В. Лавренков –М. – 2005.

ЗАДАНИЕ:

1. Используя литературу № 1 (см.список) выписать общие принципы сохранения и укрепления здоровья преподавателей школ.

2. Сделать конспект статьи Т.В.Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57.

 

СЕМИНАР №8.

Тема: «Педагогическая конфликтология».

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Характеристика особенностей педагогического общения. Функции педагогического общения.

2. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

3. Типы педагогических конфликтов.

4. Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. С.578-581.

2. Добрович А.Б. Анатомия диалога. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. С.182-216.

3. Мелибруза Е.Я. Я - Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. – М.,1986.

4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. - СПб.,1999.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

6. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления.// Вопросы психологии. 1986. – С.67-76.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 322-366.

 

ЗАДАНИЕ:

3. Используя литературу или личный педагогический опыт подготовить педагогическую ситуацию или конфликт и провести их психологический анализ по следующему плану:

- описание ситуации или конфликта

- причины возникшей ситуации и повод её перехода в конфликт, его динамика

- смысл конфликта для каждого из его участников

- психологический анализ отношений между участниками ситуации

- перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

2. Подумать о различных способах разрешения конфликтных педагогических ситуаций.


СЕМИНАР № 9.

Тема: «Теория учебной деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Понятие учебной деятельности. Различные подходы в понимании структуры учебной деятельности.

2. Анализ структурных элементов учебной деятельности

1) Мотивация учебной деятельности. Классификация мотивов. Уровни развития учебной мотивации.

2) Учебная задача и её характеристика.

3) Действие как единица анализа учебной деятельности. Структура умственных действий.

4) Знания в качестве продукта учебной деятельности.

3. Показатели сформированности учебной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М., 1988.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983.

5. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985.

6. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.С.191-248.

ЗАДАНИЕ:

1. Познакомиться с различными подходами к пониманию структуры учебной деятельности (Фридман, Вергелес, Давыдов)
2. Уметь объяснить, почему учебная деятельность называется полимотивированной. Как происходит сдвиг мотива на цель в учебной деятельности. Привести примеры.
3. Выписать показатели сформированности учебной деятельности.
4. Изучить приемы, с помощью которых можно определить уровень обученности и обучаемости школьников.

 

СЕМИНАР № 10.

Тема: «Дифференциально-психофизиологиченские аспекты учебной и педагогической деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.

2. Типологические особенности и учебная успеваемость.

3. Когнитивные стили.

4. Типологические особенности и стили учебной деятельности.

5. Учет типологических особенностей при использовании педагогами различных приёмов и методов обучения и воспитания.

6. Стили педагогической деятельности.

7. Стили общения и руководства.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ильин Е.П. Дифференциональная психофизиология.- СПб., 2001. С 212-235

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.140, 280.

 

ЗАДАНИЕ:

Выписать различные классификации стилей педагогической деятельности.

 

СЕМИНАР № 11.

Тема: «Психологическая сущность развивающего обучения».

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Развитие в процессе обучения.

2. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова

3. Теоретические концепции развивающего обучения по Л.В. Занкову.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд./ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

2. Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2: Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. Соч. В 6 т. М., 1984. Т.4.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.116-122.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. С.9-97.

7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.

8. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.

9. Приложение к лабораторной работе № 2.

ЗАДАНИЕ:

1. Познакомиться с ключевыми понятиями развивающего обучения: учебная задача, понятие, основные положения и принципы развивающего обучения. 2. Сделать конспект статьи из приложения к лаб. работе В.В. Давыдова «О понятии развивающего обучения». 3. Познакомиться с теоретической концепцией развивающего обучения по Л.В. Занкову. 4. Сделать конспект его работы из приложения «Построение целостной экспериментальной системы обучения» 5. Используя материалы статьи В.В. Давыдова «Развитие какого типа сознания и мышления младших школьников обеспечивает система Л.В. Занкова?» провести критический анализ теоретической концепции Занкова.

 


СЕМИНАР № 12.

Тема: «Теория поэтапного формирования умственных действий».

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Основные понятия теории: внешняя деятельность, внутренняя деятельность, интериоризация, действие.

2. Положения теории поэтапного формирования умственных действий.

3. Задачи обучения.

4. Критика теории П.Я. Гальперина.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.69-72.

2. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.

3. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.

4. Приложение к лабораторной работе № 3.

ЗАДАНИЕ:

1. Познакомиться с основными понятиями теории поэтапного формирования умственных действий.

2. Выписать теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, которые легли в основу данной теории.

3. Сделать конспект статьи А.И. Раева «Направления критики теории П.Я. Гальперина» из приложения.

 

СЕМИНАР № 13.

 

Тема: «Психологическая сущность и организация проблемного обучения».

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Ключевые понятия проблемного обучения: задача, проблем, проблемное обучение, проблемная ситуация (В. Оконь, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

2. Классификация проблемных ситуаций.

3. Уровни проблемного обучения.

4. Этапы проблемного обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.65.

6. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. С. 312.

7. Приложение к лабораторной работе № 4.

ЗАДАНИЕ:

1. Выписать ключевые понятия теории проблемного обучения

2. Познакомиться с правилами организации проблемного обучения по статье А.М. Матюшкина «Правила проблемного обучения» из приложения к лаб. работе № 4.

3. Привести примеры создания проблемных ситуаций в обучении.

 

 


 

 

СЕМИНАР № 14.

Тема: «Программированное обучения».

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Ключевые понятия программированного обучения: алгоритм, алгоритмический процесс, программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, В.П. Беспалько, А.И. Раев).

2. Дидактические принципы программированного обучения.

3. Виды программированного обучения: машинное, безмашинное, линейное, смешанное, разветвленное.

4. Структура обучающей программы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,1999. С.65-69.

2. Ланда Л.Н. Алгоритмы и программированное обучение. М., 1965. С.4-6,17,20. (см. приложение к лабораторной работе № 5).

ЗАДАНИЕ:

1. Выписать ключевые понятия теории программированного обучения.

2. Составить схему «Классификации программированного обучения»

3. Сделать конспект статьи Л.В. Ланда «Алгоритмизация программированного обучения» ( см. приложение)

4. Составить таблицу « Современные концепции обучения»

автор Название концепции Путь усвоения школьниками знаний, умений и навыков Недостатки концепции
Давыдов В.В. Развивающее обучение    
Занков Л.В. Развивающее обучение    
Матюшкин А.М. Проблемное обучение    
Беспалько В.П., Раев А.И. Программированное обучение    
Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий    
Роджерс, Сухомлинский Личностно-ориентированное обучение    

 

 


Литература

 

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

2. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М., 1988.

3. Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд./ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

4. Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2: Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. Соч. В 6 т. М., 1984. Т.4.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.С.191-248.

7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

8. Ланда Л.Н. Алгоритмы и программированное обучение. М., 1965. С.4-6,17,20. (см. приложение к лабораторной работе № 5).

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. С.9-97.

12. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985.

13. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.

15. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.