Здавалка
Главная | Обратная связь

Массовая культура и формы ее выражения



 

Многие явления социальной жизни стимулировали широкое распространение массовой культуры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества, когда глобальный характер приобретает научно-технический прогресс, информационный обмен. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. ярко выраженная классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса».

Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, создает способность к созданию легко воспринимаемых культурных ценностей, больше развивает инстинкт потребления культуры понятной.

Общество делится на массу или толпу, не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое сообщество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей быстрого и легкого потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, то есть охвату аудитории, и по ремени, то есть производится постоянно, изо дня в день.

В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые «мыльные оперы».

Самое концентрированное воплощение массовой культуры – китч (от нем. Kitsch – халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча – создание иллюзии счастья, покоя, удовлетворения.

Период 60-х годов XX в. можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Он сопровождался созданием групп, сообществ, культивирующих только массовую культуру и демонстрирующих обществу неприязнь, неуважение, неповиновение.

Существенные изменения произошли в культурной сфере российского общества, особенно в период перестройки (1985-2005). Это выразилось в ряде явлений, касающихся положения культуры в обществе, объемов ее финансирования, отношения к классической культуре и ее создателям, резкого понижения функций культуры, сужения пространства и объемов функционирования национальной российской культуры и расширение объема культирования культуры других стран, порою сомнительного, низкого качества.

В числе факторов и процессов, имеющих место в современной российской культуре, можно отметить такие, как:

- деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это приводит, с одной стороны, к определенной свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения;

- приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область - эротическую и детективно-развлекательную индустрию, средства массовой информации;

- потеря интереса к дореволюционному и современному культурному наследию, одновременно рост интереса к религии и церкви;

- обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей;

- усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек;

- особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи. Эти позиции существенно засоряют и снижают значимость русского языка как языка государственного, языка межнационального общения народов России.

Исследователи утверждают, что возрождению интереса у населения к социокультурным вопросам, постижению им культурных ценностей может помочь ряд мер.

1. Локализация деятельности учреждений культуры через создание социальных центров культурной работы.

2. Стимулирование занятий творчеством, что будет способствовать развитию внутреннего потенциала личности.

3. Расширение возможностей для доступа населения к культурным ценностям.

4. Сохранение традиционных и художественных ценностей, их обновление и распределение.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.