Функционального развития памяти
Старое сказочное высказывание «пойди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что» имеет гораздо более глубокий смысл, чем это может показаться с первого взгляда. Дело в том, что в реальной жизненной ситуации встреча с такого рода «плохо сформулированными задачами», которые предстоит решить, или «плохо определенными» категориями, которые предстоит опознать, является, скорее правилом, чем исключением. Разграничение всех типов задач на «хорошо сформулированные» и «плохо сформулированные» было предложено М. Минским, подчеркивающим, что «под этим (под «хорошо сформулированными задачами» — А.А.) мы понимаем, что для каждой задачи в нашем распоряжении имеется какой-то систематический метод, позволяющий определить, когда приемлемо предложенное решение»*. Введенное М. Минским разграничение на «хорошо сформулированные» и «плохо сформулированные задачи» может быть перенесено и на категории объектов, подлежащих опознанию. Так, У. Найссер отмечает, что, по определению Минского, группа всех образов, созданных путем поворота данной фигуры под различными углами, является «хорошо сформулированной категорией», поскольку существуют фиксированные критерии для решения, принадлежит ли каждая новая фигура к этой категории или нет. К «плохо сформулированным категориям» относится, например, различие между красотой и безобразием, творческой наукой и компеляторской деятельностью, нормой и патологией.
* Минский М. На пути к искусственному интеллекту // Фейгенбаум Э., Фельдман Дж. Вычислительные машины и мышление. М., 1967. С. 40. Буква «s» при случае может быть названа цифрой «5» или «змеей» и т.п. Итак, к плохо сформулированным категориям можно отнести большинство" ситуаций, которые приходится распознавать, и в которых необходимо действовать в повседневной жизни. Для таких ситуаций характерны две следующие черты. Во-первых, в «плохо сформулированных» задачах или «плохо определенных» категориях всегда требуется начать решение с чего-то неопределенного и превратить его в конечный объект, который сам может быть определен лишь по отношению к каким-либо очень общим требованиям. Во-вторых, при решении «плохо сформулированных» задач, как и при опознании «плохо определенных» категорий, постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам решения, применимым лишь к данному конкретному случаю*. Анализируя подобные ситуации в контексте проблемы распознавания образов, У. Найссер ставит целый ряд вопросов: Допустима ли теория шаблона перед лицом всех этих данных? Каким образом смог бы стимул на входе, предварительно смещенный, увеличенный или повернутый, найти свой шаблон? Каким образом смог бы единый шаблон быть верно соотнесенным с каждым членом плохо сформулированной категории? Из логики рассуждений Найссера вытекает, что неясно лишь, что представляют собой шаблоны, эталоны, посредством которых удается распознавать плохо сформулированные категории. Однако существует другой кардинально отличный путь анализа проблемы решения «плохо сформулированных» жизненных задач и опознания «плохо определенных» категорий. Этот путь приводит к принципу «повторения без повторения», выделенному при исследовании двигательной памяти, двигательных навыков известным советским ученым Н.А. Бернштейном. Этот же принцип имплицитно содержится в работах Ф. Бартлетта, занимающегося изучением «памяти-рассказа», вербальной памяти. Вначале мы рассмотрим представления Ф. Бартлетта о запоминании, а затем и сам принцип «повторения без повторений» Н.А. Бернштейна. Такой порядок изложения обусловлен тем, что у Бартлетта более отчетливо описана феноменология явлений запоминания, а у Бернштейна — механизм от феноменологии к объяснению механизмов запоминания. В своих работах Бартлетт решительно выступает против сведения сущности процесса запоминания к просто повторным возбуждениям следов, то есть к чистой репродукции. Он пишет: «Первым делом избавимся от представления о том, что память является прежде всего удваивающей или воспроизводящей. В мире с постоянно изменяющейся средой буквальное воспроизведение имеет чрезвычайно малое значение. * См.: Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968. С. 297. Так обстоит дело и с припоминанием, и с воспроизведением удара в игре мастеров в теннис. Мы можем представить себе, что повторяем серию движений, давно заученных с помощью учебника или учителя. Но изучение телодвижений показывает, что в действительности мы каждый раз строим удар заново на основе непосредственно предшествующего баланса поз и оперативных требований игры. Каждый раз мы выполняем его, и каждый раз он имеет свои собственные особенности... Запоминание в гораздо большей степени является делом конструирования, чем только воспроизведения (подчеркнуто мною. — АЛ.)»*. Из приведенного отрывка мы видим, что Бартлетт отстаивает положение о том, что запоминание носит творческий конструктивный характер. Припоминая те или иные события, человек каждый раз как бы заново конструирует их, опираясь на свои личностные установки, эмоции, интересы и на ту информацию о реальной ситуации, которую он воспринял в прошлом. К подобного рода идеям о процессе запоминания Бартлетт пришел на основе анализа особенностей припоминания рассказов, которые он выделил посредством метода повторного воспроизведения. Метод повторного воспроизведения состоит в следующем: испытуемому предлагают рассказ, содержащий дискуссию или отрывок прозы, и просят, чтобы он постарался заучить этот материал. Первую попытку воспроизведения испытуемому обычно предлагают предпринять через 15 мин после предъявления. Далее повторные воспроизведения следуют с интервалами возрастающей длительности. Весь материал записывается испытуемым во время припоминания. Цель, которую ставил перед собой Ф. Бартлетт, применяя этот метод, заключалась в том, чтобы выявить те изменения, преобразования, которые испытуемый привносит в текст рассказа при следующих друг за другом повторных воспроизведениях. Следует особо подчеркнуть, что испытуемые ничего не знали об этой цели эксперимента. При подборе текста Бартлетт руководствовался несколькими соображениями. Во-первых, он старался подобрать рассказы, в которых описывалась ситуация, отличная по уровню культуры и социального окружения от уровня культуры и социального окружения испытуемых. Подобные тексты подбирались для того, чтобы рельефнее выступало влияние социальных установок и норм на характер припоминания. Во-вторых, некоторые события, следующие друг за другом в рассказе в хронологическом порядке, не имели явной логической взаимосвязи. В-третьих, в тексте рассказа содержалось событие, касающееся области сверхъестественных явлений. Иными сло- * Bartlett F.C. Remembering. Cambridg, 1950. С. 201. вами, Бартлетт специально ставил перед испытуемыми неопределенные, весьма расплывчатые задачи, которые выше были отнесены к классу «плохо сформулированных задач», тем самым максимально приближая лабораторную ситуацию исследования запоминания к естественной обстановке. В результате анализа припоминаний у разных испытуемых через разные интервалы времени (некоторые воспроизведения проводились через несколько лет) Бартлетт выделил ряд наиболее характерных особенностей припоминания. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|