Здавалка
Главная | Обратная связь

Сопутствующая инфраструктура



 

Возможно, наш рассказ поможет понять некоторым начинающим разработчикам, мечтающим о завоевании рынка, что от первоначального интереса к их изделию до дальнейшего его коммерческого успеха - дистанция огромного размера.

Сегодня мало сделать хорошую программу, также уже недостаточно и уметь ее продать. Нужно формировать и выстраивать всю сопутствующую инфраструктуру, делать правильные шаги по завоеванию определенной ниши на рынке и ее удержанию.

Многие разработчики в 1991- 1993 гг. выбрали курс на производство и внедрение тиражных программ. Они должны были стать максимально универсальными и в то же время гибкими и быстро изменяемыми и настраиваемыми (по крайней мере, самими разработчиками), при этом иметь высокую надежность и нормально работать без жесткой опеки со стороны своих создателей. Те, кто принял эту стратегическую линию, заметно оторвались от остальных, вышли в лидеры рынка.

Если б|ольшая часть ведущих фирм делает ставку на недорогие тиражируемые программы и их продажу, то лидеры, кроме того, активно развивают и дополнительный сервис. Сюда относятся появление разветвленной сети учебных центров и внедренческих фирм (так называемых франчайзи), занимающихся поиском и обслуживанием заказчиков в своих регионах, обучением, внедрением, настройкой программ и их сопровождением. В этом направлении на фоне других особенно заметны успехи фирмы "1С", сумевшей создать не только доступный, открытый и гибкий тиражируемый программный продукт серии "1С:Бухгалтерия" (к тому же недорогой, имеющий привлекательный товарный вид и хорошие потребительские качества), но и развитую структуру сети распространения (на конец 1993 г. - более 400 дилеров и поддержка в 180 городах СНГ). Также необходимо обеспечить и организационно-технологические и финансовые условия, взаимовыгодные для всех сторон.

Первопроходцем в создании такой инфраструктуры, стала фирма "1С", а ее "1С:Бухгалтерия" - типичный пример так называемых универсальных программ. "1С:Бухгалтерия" разрабатывалась как доступный, недорогой, тиражируемый продукт, имеющий открытую структуру, гибкие настройки, позволяющий вести синтетический и аналитический учет по всем основным разделам бухучета, осуществлять расчеты несложной зарплаты, не ограничивая круг пользователей лишь небольшими предприятиями, организациями различных отраслей и сфер деятельности, бюджетными учреждениями. Эти качества программы, а также формирование широкой дилерской сети распространения и поддержки, правильная маркетинговая политика, позволили фирме "1С" быстро догнать ведущих игроков и занять лидирующие позиции в этом секторе рынка. Многочисленных пользователей программы (а на октябрь 1993 г. их количество составляло уже 22 000) привлекали простой и понятный интерфейс, открытость, технологичность, гибкость, широкий набор сервисных функций и поставляемых унифицированных форм, средства стыковки с другими программами, возможность работы с различными языками, оперативное обновление форм отчетности и регулярное появление более совершенных новых версий, наличие сетевого варианта программы. Очень помогали пользователям и подробное описание и рекомендации по использованию программы, бесплатные поддержка по линии консультаций и методики использования программы в различных разделах учета. Наличие учебного ролика позволяло пользователю быстро ознакомиться с основными ее функциями и возможностями.

 

Недостающее звено

 

Развитие инфраструктуры идет по всем направлениям, а не только в сфере автоматизации. Таким образом, вокруг бухгалтерского основания постепенно начинает складываться и развиваться сопутствующая инфраструктура. В условиях переходного периода и ломки в государственном устройстве, экономической системе, при нестабильности, частой смене законов, несовершенстве нормативных актов, правил и методов ведения учета профессия бухгалтера становится все более непростой и в то же время востребованной, заметной, уважаемой, а его роль и значимость в структуре предприятия и даже государственном масштабе - все более осязаемой. Развитие этой профессии, этого вида деятельности шло своим, не слишком прямым и не самым легким путем, но в общем процессе развития и инфраструктуре этого направления не хватало некоего звена, отражающего весь спектр задач, проблем и достижений.

Потребность в подобного рода "зеркале", витрине рынка, общей территории для регулярных встреч и общения, обмена опытом, получения новых знаний была воспринята, и тогда эта идея материализовалась в форме регулярно проводимой выставки. Но она не сразу стала той, которую мы знаем теперь. Предтечей ее была совсем небольшая выставка "Бухгалтерский учет", проводившаяся в Московском авиационном институте. Тогда она ограничивалась только полутора десятками разработчиков с их программами да парой изданий с лотками книжно-журнальной специализированной литературы.

Первая выставка "Бухгалтерский учет и аудит" состоялась в Москве в павильоне N 69 Всероссийского выставочного центра в конце января 1994 г. С тех пор она каждый год на том же самом месте растет, ширится и все так же знакомит участников и посетителей с достижениями в этой сфере.

Вообще, тот год был необычным... Вся бухгалтерская общественность готовилась отметить тогда 500-летие со дня выхода в свет "Трактата о счетах и записях" Луки Пачоли - итальянского ученого, автора первой бухгалтерской книги о системе двойной записи, международно признанного основоположника современной системы бухгалтерского учета. В мае того же года в России в Санкт-Петербурге прошел международный конгресс, посвященный этому событию.

 

О кризисе

 

На этот же десятилетний период приходится и кризис 1998 г., который нанес мощный удар по российской экономике. Анализ активности участников выставки показал, что наиболее уязвимым оказался сектор аудиторских услуг, который ощутимо "упал" после кризиса на два-три года. По сектору разработчиков ПО кризисные трудности никого не миновали, многим пришлось свернуть некоторые долгосрочные проекты и сократить персонал. Однако в целом ведущие фирмы выстояли, довольно быстро справились с неблагоприятными последствиями кризиса и продолжают развиваться. Кстати, в этом им помог сам... кризис: почти пятикратное падение курса рубля к доллару дало российским производственникам определенные конкурентные преимущества перед западными товарами. Началось наращивание производства, у предприятий появились деньги на автоматизацию. В последние годы на выставке заметно усилилось присутствие внедренческих фирм и так называемых системных интеграторов, а также фирм, оказывающих консалтинговые услуги.

Так называемый дефолт 1998 г., с одной стороны, отбросил экономику страны на несколько лет назад, но, с другой стороны, стал серьезной проверкой надежности фирм, прочности позиций отечественной индустрии ИТ, дал некоторую передышку российским разработчикам ПО в борьбе с западными конкурентами и время для повышения общего уровня наших разработок и технологий, подготовки отечественных ИТ-специалистов.

Естественно, кризис сказался на количестве экспонентов и их составе, но период выхода из кризисного шока и реабилитации в этом секторе прошел примерно за 2-3 года и позволил выставке вернуться в прежнее русло.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.