ПОВЕДЕНИЯ НА ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИСтр 1 из 3Следующая ⇒
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
ВЛИЯНИЕ ПОКАЗЫВАЕМЫХ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ПРИМЕРОВ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ
Джойс Н. Спрафкин, Роберт М. Либерт и Рита Уикс Поулос Университет штата Нью-Йорк (отделение в Стони-Брук)
Исследовалось, насколько вероятно то, что регулярно показываемые развлекательные телевизионные программы могут способствовать просоциальному поведению у детей. Тридцати первоклассникам, 15 мальчикам и 15 девочкам, была в индивидуальном порядке показана одна из следующих трех получасовых телепрограмм: серия из фильма Lassie («Лэсси»), включавшая в себя волнующий эпизод, в котором мальчик оказывал помощь собаке; другая серия из «Лзсси», в которой подобный пример отсутствовал; серия из комедийного фильма о семейной жизни Тhe Brady Bunch («Семейка Брейди»). Влияние программ оценивалось путем помещения каждого ребенка в ситуацию, которая требовала от него выбора: либо продолжать играть, чтобы заработать себе приз, либо помочь щенкам, попавшим в беду. Дети, которым была показана серия «Лэсси» со сценой оказания помощи, помогали щенкам в течение значительно большего времени, чем те, кто смотрел одну из двух других передач.
Начиная с 1950-х годов, когда произошел взлет популярности телевидения, превратившегося в одно из средств массового развлечения, его возможное влияние на поведение юного поколения становилось объектом интереса многих исследователей. На протяжении долгих лет наиболее актуальным вопросом оставалось возможное негативное воздействие программ, в которых присутствует насилие, что привело к значительному расширению знаний о влиянии демонстрируемой на телеэкранах агрессии (например, Liebert, Neale & Davidson, 1973). С другой стороны, на удивление немного известно о том, в какой степени телевидение способно прививать просоциальные установки и модели поведения. Настоящее сообщение посвящено этому последнему вопросу. Многочисленные исследования, использовавшие специально созданные программы, показанные в телевизионном формате, позволяют предположить, что некоторые коммерческие телепередачи могут служить в качестве позитивных социализирующих факторов. Такие исследования показали, что модели (образцы) поведения, демонстрируемые на телеэкране, могут сделать юных зрителей более щедрыми (Вryan, 1970), дисциплинированными (Stein & Bryan, 1972; Wolf & Сheyne, 1972), терпеливыми (Yates, 1974) и способствовать позитивному межличностному взаимодействию (О'Соnnor, 1969). Но, насколько нам известно, только одно исследование пыталось определить, может ли телевизионный материал способствовать появлению у детей просоциальных форм поведения. В течение 4 недель Штайн и Фридрих (Stein & Friendrich, 1973) показывали 3-5-летним детям один из трех видов телепередач: агрессивный (мультфильмы с Бэтменом и Суперменом), просоциапьный (эпизоды из сериала «Мистер Роджерс и его соседи») или нейтральный (сцены с детьми, работающими на ферме). В целом подтверждая более ранние наработки, исследователи установили, что у детей, посмотревших «Мистера Роджерса», участились определенные формы просоциального поведения в сравнении с теми детьми, которые смотрели два других вида телепередач. Несмотря на эти важные результаты, не представлялось возможным, как указывают сами исследователи (Stein & Friendrich, 1973), контролировать такие факторы, как формат программ, показываемые персонажи и относительное соотношение развлекательных и воспитательных компонентов в каждом виде передач. В равной степени следует учитывать и то, что «Мистер Роджерс» — передача, демонстрирующаяся по некоммерческой сети, и ее откровенно нравоучительный характер также мог сузить рамки ее детской аудитории. В настоящем эксперименте мы хотели определить, может ли конкретный акт помощи, показанный в популярном коммерческом сериале, вызвать аналогичные действия у юных зрителей, когда они затем окажутся в схожей ситуации. Чтобы проконтролировать различные общие характеристики программы, мы показывали детям в двух основных группах одну из двух серий «Лэсси», содержащую рекламные сообщения. В обоих сериях «Лэсси» участвовали одни и те же ведущие персонажи (собаки и люди), использовалась одна и та же натурная обстановка, фильмы были предназначены для одной и той же аудитории, и их создание было, предположительно, продиктовано одними и теми же развлекательными и коммерческими интересами. Хотя эти серии так или иначе отличались друг от друга в плане развития сюжета, решающим различием между ними было то, что в одну из них, в отличие от другой, был включен конкретный пример просоциального поведения. Эта комбинация сходств и различий, по нашему мнению, должна была помочь выявить потенциальное влияние конкретных моделей поведения из развлекательной телепередачи на последующее поведение детей. С целью проведения дополнительного сравнения в исследование была также включена третья группа, которой была показана развлекательная серия из комедийного фильма «Семейка Брейди».
МЕТОД
План эксперимента и участники Был использован факторный план эксперимента 3x2, включающий просмотр различных телепередач (просоциальной серии «Лэсси», нейтральной серии «Лэсси» или серии из «Семейки Бренди») и половую дифференциацию испытуемых. Участниками были 30 детей, 15 мальчиков и 15 девочек, первоклассники из четырех классов в пригородной зоне, в которой проживали преимущественно белые представители среднего класса. Всем потенциальным участникам были розданы специальные формы, которые должны были подписать их родители, санкционируя их участие. В этом послании описывался характер проекта, но требовалось, чтобы родители сохранили эту информацию в тайне от детей. Испытуемых выбрали случайным образом из совокупности детей, чьи родители вернули формы, подтверждавшие их согласие, что сделали примерно 80% родителей. Дети каждого класса и пола, помещались случайным образом в ту или иную экспериментальную ситуацию. Один экспериментатор отводил ребенка из классного помещения в просмотровую комнату, показывал ему видеофильм и затем передавал его второму экспериментатору, находившемуся в соседней комнате. Второй экспериментатор, которому не была известна экспериментальная ситуация, осуществлял измерение зависимой переменной. Роль первого экспериментатора попеременно исполняли четыре аспиранта; роль последнего неизменно выполняла 24-летняя белая аспирантка.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|