Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОВЕДЕНИЯ НА ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ



АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

ВЛИЯНИЕ ПОКАЗЫВАЕМЫХ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ПРИМЕРОВ ПРОСОЦИАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ НА ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ

 

Джойс Н. Спрафкин, Роберт М. Либерт и Рита Уикс Поулос

Университет штата Нью-Йорк (отделение в Стони-Брук)

 

Исследовалось, насколько вероятно то, что регулярно показываемые развлекательные телевизионные программы могут способствовать просоциальному поведению у детей. Тридцати первоклассникам, 15 мальчикам и 15 девочкам, была в индивидуальном порядке показана одна из следующих трех получасовых телепрограмм: серия из фильма Lassie («Лэсси»), включавшая в себя волнующий эпизод, в котором мальчик оказывал по­мощь собаке; другая серия из «Лзсси», в которой подобный пример отсут­ствовал; серия из комедийного фильма о семейной жизни Тhe Brady Bunch («Семейка Брейди»). Влияние программ оценивалось путем помещения каждого ребенка в ситуацию, которая требовала от него выбора: либо продолжать играть, чтобы заработать себе приз, либо помочь щенкам, попавшим в беду. Дети, которым была показана серия «Лэсси» со сценой оказания помощи, помогали щенкам в течение значительно большего вре­мени, чем те, кто смотрел одну из двух других передач.

 

Начиная с 1950-х годов, когда произошел взлет популярности телевиде­ния, превратившегося в одно из средств массового развлечения, его воз­можное влияние на поведение юного поколения становилось объектом инте­реса многих исследователей. На протяжении долгих лет наиболее актуаль­ным вопросом оставалось возможное негативное воздействие программ, в которых присутствует насилие, что привело к значительному расширению знаний о влиянии демонстрируемой на телеэкранах агрессии (например, Liebert, Neale & Davidson, 1973). С другой стороны, на удивление немного известно о том, в какой степени телевидение способно прививать просоциальные установки и модели поведения. Настоящее сообщение посвящено этому последнему вопросу.

Многочисленные исследования, использовавшие специально созданные программы, показанные в телевизионном формате, позволяют предполо­жить, что некоторые коммерческие телепередачи могут служить в качестве позитивных социализирующих факторов. Такие исследования показали, что модели (образцы) поведения, демонстрируемые на телеэкране, могут сделать юных зрителей более щедрыми (Вryan, 1970), дисциплинированными (Stein & Bryan, 1972; Wolf & Сheyne, 1972), терпеливыми (Yates, 1974) и спо­собствовать позитивному межличностному взаимодействию (О'Соnnor, 1969). Но, насколько нам известно, только одно исследование пыталось определить, может ли телевизионный материал способствовать появлению у детей просоциальных форм поведения. В течение 4 недель Штайн и Фрид­рих (Stein & Friendrich, 1973) показывали 3-5-летним детям один из трех ви­дов телепередач: агрессивный (мультфильмы с Бэтменом и Суперменом), просоциапьный (эпизоды из сериала «Мис­тер Роджерс и его соседи») или нейтральный (сцены с детьми, работающи­ми на ферме). В целом подтверждая более ранние наработки, исследовате­ли установили, что у детей, посмотревших «Мистера Роджерса», участились определенные формы просоциального поведения в сравнении с теми деть­ми, которые смотрели два других вида телепередач. Несмотря на эти важ­ные результаты, не представлялось возможным, как указывают сами иссле­дователи (Stein & Friendrich, 1973), контролировать такие факторы, как фор­мат программ, показываемые персонажи и относительное соотношение развлекательных и воспитательных компонентов в каждом виде передач. В равной степени следует учитывать и то, что «Мистер Роджерс» — переда­ча, демонстрирующаяся по некоммерческой сети, и ее откровенно нраво­учительный характер также мог сузить рамки ее детской аудитории.

В настоящем эксперименте мы хотели определить, может ли конкретный акт помощи, показанный в популярном коммерческом сериале, вызвать ана­логичные действия у юных зрителей, когда они затем окажутся в схожей си­туации. Чтобы проконтролировать различные общие характеристики про­граммы, мы показывали детям в двух основных группах одну из двух серий «Лэсси», содержащую рекламные сообщения. В обоих сериях «Лэсси» участвовали одни и те же ведущие персонажи (собаки и люди), использова­лась одна и та же натурная обстановка, фильмы были предназначены для одной и той же аудитории, и их создание было, предположительно, продик­товано одними и теми же развлекательными и коммерческими интересами. Хотя эти серии так или иначе отличались друг от друга в плане развития сюжета, решающим различием между ними было то, что в одну из них, в отличие от другой, был включен конкретный пример просоциального пове­дения. Эта комбинация сходств и различий, по нашему мнению, должна была помочь выявить потенциальное влияние конкретных моделей поведе­ния из развлекательной телепередачи на последующее поведение детей. С целью проведения дополнительного сравнения в исследование была также включена третья группа, которой была показана развлекательная серия из комедийного фильма «Семейка Брейди».

 

 

МЕТОД

 

План эксперимента и участники

Был использован факторный план эксперимента 3x2, включающий про­смотр различных телепередач (просоциальной серии «Лэсси», нейтральной серии «Лэсси» или серии из «Семейки Бренди») и половую дифференциа­цию испытуемых. Участниками были 30 детей, 15 мальчиков и 15 девочек, первоклассники из четырех классов в пригородной зоне, в которой проживали преимущественно белые представители среднего класса. Всем потенциальным участникам были розданы специальные формы, которые должны были подписать их родители, санкционируя их участие. В этом послании опи­сывался характер проекта, но требовалось, чтобы родители сохранили эту информацию в тайне от детей. Испытуемых выбрали случайным образом из совокупности детей, чьи родители вернули формы, подтверждавшие их со­гласие, что сделали примерно 80% родителей. Дети каждого класса и пола, помещались случайным образом в ту или иную экспериментальную ситуа­цию. Один экспериментатор отводил ребенка из классного помещения в просмотровую комнату, показывал ему видеофильм и затем передавал его второму экспериментатору, находившемуся в соседней комнате. Второй экспериментатор, которому не была известна экспериментальная ситуация, осуществлял измерение зависимой переменной. Роль первого эксперимен­татора попеременно исполняли четыре аспиранта; роль последнего неизменно выполняла 24-летняя белая аспирантка.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.