Здавалка
Главная | Обратная связь

Слабослышашие больные



Актуальность исследования. В России распространенность инвалидности вследствие патологии органа зрения у населения очень высока. Среди лиц трудоспособного возраста инвалидность достигает 16.1 (на 10 000 населения соответствующего возраста) (Либман Е.С.,2000).

В нозологической структуре глазных болезней первое место занимают глаукома, дегенеративная близорукость, атрофия зрительного нерва, патология сетчатки, в том числе диабетическая ретинопатия и др.

Причины слепоты и слабовидения варьируются в разных возрастных группах населения. Так, в возрасте до 40 лет превалируют врожденно-наследственные формы патологии, заболевания сетчатки, дегенеративная близорукость, атрофия зрительного нерва, а также глазной травматизм.

За последние десять лет в России показатель первичной инвалидности вырос почти в 3 раза (Либман Е.С.,2000). Ежегодно в РФ более 39 тыс. человек становятся инвалидами по зрению (Южаков A.M., 2003). В контингенте лиц с впервые установленной инвалидностью больные трудоспособного возраста составляют 48% с некоторым преобладанием мужчин.

Показатель утяжеления инвалидности по РФ достигает 28%. Это подтверждает крайне малую эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и социального статуса инвалидов с патологией органа зрения, а также свидетельствует о недостаточной взаимосвязи медицинской реабилитации с другими этапами - психологической коррекцией профессиональной и социально-бытовой реабилитации (Либман Е.С., 2000).

На протяжении веков в обществе представление о слепом складывалось как о личности глубоко ущербной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных и волевых черт характера. В результате этого слепого рассматривали как крайне ограниченного человека.

Мнения ученых о личности слепого нередко диаметрально противоположны. Одни считают, что слепота препятствует развитию полноценной личности (Г.П. Недлер, А.А. Крогиус, 1926), другие -наоборот, говорят о том, что слепота способствует самопониманию и самосовершенствованию (A.M. Щербина).

Впервые в дефектологии материалистическая интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была дана Выготским. Он доказал, что любой дефект - это фактор, изменяющий отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения» (Выготский Л.С.,1924). Иначе говоря, органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у слепого ряда специфических социальных установок, таких как избегание зрячих или иждивенческие настроения.

Для слепых отсутствие зрения само по себе не является психо-травмирующим фактором, и они не чувствуют себя погруженными во мрак. Психотравмирующим фактором слепота становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. Нарушение социальных контактов приводит в большинстве случаев к формированию социально-негативных черт характера, как у детей, так и у ослепших в зрелом возрасте. К таким негативным чертам относят искажения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, отсутствие или ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. На формирование личности влияют: характер наступления слепоты, возраст возникновения болезни, глубина патологии зрения, правильная организация воспитания и обучения, а также эффективная реабилитация больного.

На сегодняшний день система коррекционной работы, как правило, не достигает своей конечной цели, а именно: медико-социальной, психологической реабилитации и интеграции слепых в общество.

Важное значение для реабилитации и интеграции незрячего имеют его представления о самом себе, адекватное осознание дефекта зрения и самооценка (V.Bishop, 1986, Davis, 1964, М. Zunich,1965, L.V. Steinsor, 1966, А. Суславичюс, 1978). А. Суславичюсом установлено, что переоценка и недооценка соответственных возможностей у лиц с нарушенным зрением выражена значительно ярче, чем у зрячих.

В.П. Гудонис в своих исследованиях представил целый комплекс причин, затрудняющих социальные связи слепых в обществе, которые могут стать помехой на пути их интеграции. К ним автор относит: неадекватное отношение общества к незрячим, изолированную систему обучения, недостаточно разработанную программу профориентации, «несформированность» социально значимых навыков и др. (Гудонис В.П.,1999).

Личностные особенности людей с ослабленным зрением изучены достаточно полно (Крогиус А.А., 1926; Мерлин B.C., 1970; Суславичюс А., 1978; Матвеев В.Ф., 1987; Литвак А.Г., 1998; Гудонис В.П., 1995,1999), однако исследований по особенностям личности больных, ослепших в зрелом возрасте очень мало (Будкина Г.А.,1977; Лукьянова Л.Л.,1983; Хрусталев С.А. с соавт., 1986; Дрызго Н.П., 1988).

Большое значение в процессе социально-психологической реабилитации слабовидящих, частично зрячих и слепых, несомненно, имеет феномен «внутренней картины болезни». Согласно Р.А. Лу-рия, под внутренней картиной болезни понимается «весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятий и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» (Лурия Р.А.,1977).

У слепорожденных и ослепших в детстве восприятие своей неполноценности, в основном, формируется под влиянием неправильных типов воспитания в семье (гиперопека или недооценка нарушения зрения). Однако, в большинстве своем, эти люди находят различные способы адаптации в социуме и научаются принимать свою физиологическую специфику. Внутренняя картина болезни людей, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеет свои специфические особенности, отличающиеся от слепорожденных или потерявших зрение в детстве. Исследований по динамике внутренней картины болезни слабовидящих и слепых явно недостаточно (Семенов А.И., 1974; Квасенко А.В. и Зубарев Ю.Г.,1980).

Особенности личности этих людей обусловлены преломлением их системы отношений через призму хронического заболевания, которое привело к ограничению их жизнедеятельности. Ранее многие из них занимали стабильное социальное положение, и фактически новая ситуация инвалидности предъявляет к ним требование отказаться от ряда их личностных ценностей, целей и привычного «Я-образа». Как показывает практика, далеко не все из этих больных при наличии достаточно благоприятного медико-биологического прогноза мотивированы на процесс реабилитации. Больные с неблагоприятным прогнозом иногда отказываются от усиления группы и настаивают на продолжении трудовой деятельности. Нередко в условиях медико-социальной экспертизы мы наблюдаем установочное поведение больных в виде аггравации, диссимуляции. Большие проблемы у данной группы больных имеются в области межличностных отношений в семье и на производстве.

Исследование внутренней картины болезни инвалидов по зрению трудоспособного возраста проводилось в ГС Бюро МСЭ офтальмологического профиля Ленинградской области. Исследование ВКБ слепых и слабовидящих в условиях медико-социальной экспертизы оправдано, так как в условиях клинического наблюдения и анализа функциональных особенностей этих больных стадии заболевания остаются четко не обозначенными. В силу этого в клиническом процессе отсутствует квалификация степени нарушения и социальный статус больного человека в его «Я-образе» остается неизменным. При медико-социальной экспертизе степень нарушения зрения имеет более четкие границы, определяемые группой инвалидности. Это позволяет проследить динамику ВКБ (как составляющую «Я-образа») инвалидов по зрению, по причине генетически обусловленных глазных болезней, приводящих к потере зрения в зрелом возрасте, в зависимости от стадии развития их заболевания (группы инвалидности) и пола больных.

Цель исследования: Изучение специфики внутренней картины болезни в психологической структуре личности инвалидов по зрению на разных стадиях заболевания.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определить типы психологического отношения к заболеванию, личностные особенности, такие характеристики как уровень социальной фрустрированности и уровень субъективного контроля (УСК) инвалидов по зрению на разных стадиях заболевания

2. Выявить взаимосвязи между типами психологического отношения к болезни, уровнем социальной фрустрированности и УСК.

3. Провести сравнительный анализ структуры и функций внутренней картины болезни в зависимости от группы инвалидности и пола больных.

4. Составить и апробировать методологический комплект для диагностической работы психолога, направленной на выявление личностных особенностей данного контингента больных, в условиях МСЭ офтальмологического профиля.

Объект исследования: Мужчины и женщины-инвалиды по зрению 1,2 и 3-ей группы трудоспособного возраста, страдающие генетически обусловленными глазными болезнями, приводящими к инвалидности в зрелом возрасте.

Предмет исследования: Внутренняя картина болезни инвалидов по зрению 1,2 и 3-ей группы.

Гипотезы исследования: 1. Феноменология внутренней картины болезни отражает степень психологических изменений личности инвалидов по зрению.

2. Специфика ВКБ инвалидов по .зрению взаимосвязана с типологическими и социально-психологическими личностными особенностями, такими характеристиками как уровень социальной фрустриро-ванности и УСК.

3. В процессе психологической адаптации и социализации инвалидов по зрению имеется тендерная специфичность.

Методы исследования. Для решения задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы:

-теоретические - анализ и синтез философской и психологической литературы по проблеме исследования;

-эмпирические - тесты; метод клинической беседы; статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.