Здавалка
Главная | Обратная связь

Психопатия и акцентуация характера.



Самостоятельная работа

по дисциплине:

«Основы психопатологии детского возраста»

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Студентки 6 курса заочного отделения

Васильевой Екатерины Геннадьевны

 

Преподаватель: Овсянкина М.А.

 

Г.

Психопатия и акцентуация характера.

Психопатия – это расстройство личности, которое характеризуется непринятием социальных норм, повышенной агрессивностью, импульсивностью, неумением формировать свои привязанности.

Психопатия проявляется неадекватностью эмоциональных переживаний человека, зачастую у него имеется склонность к навязчивым и депрессивным состояниям.

Психопатия, илиличностное расстройство, обращает на себя внимание в проявляющемся у человека несоответствии его поведения с существующими в обществе социальными нормами.

Диагностируется психопатия при наличии у больного трех и более пунктов из следующих критериев:

  • Равнодушие, зачастую бессердечное к чувствам других людей.
  • Безответственность, пренебрежение к социальным нормам, правилам и обязанностям.
  • Неумение строить и поддерживать взаимоотношения с людьми.
  • Отсутствие способности выдерживать возникающие неудачи, усиленная борьба за исполнение своих потребностей и желаний, возможно, с проявлением признаков агрессии, даже включая насилие.
  • Отсутствие чувства вины, неумение анализировать свой жизненный опыт и извлекать из него пользу, особенно из полученных наказаний.
  • Постоянная конфликтность с обществом, которая возникает из-за выраженной склонности в обвинении во всем окружающих людей, благовидно оправдывая свое поведение.

При диагностировании, кроме общих критериев, симптомы психопатии могут проявляться следующими моментами в поведении человека:

- неуважение законов, их нарушение, приводящее к арестам;

- частая ложь, лицемерие, обман окружающих для получения личной выгоды;

- неспособность планирования, импульсивность;

- сильная раздражительность, агрессивность, проявляющаяся в частых драках;

- отсутствие чувства безопасности для себя и окружающих людей, излишняя рискованность;

- безответственность, неспособность выдерживать напряженный ритм работы, выполнять финансовые обязательства;

- причинение морального или физического вреда другим людям без чувства вины в последствии, воровство и т.д.

В практике выделяются следующие типы психопатий:

1.Астенический тип, когда наблюдается повышенная раздражительность и быстрая истощаемость.

2.Возбудимый тип, когда возникают вспышки гнева, неадекватность эмоциональных реакций.

3.Истерический тип, когда человеку свойственна впечатлительность, эгоцентризм и внушаемость.

4.Паранойяльный – с проявлением подозрительности, высокой самооценки, склонностью к навязыванию сверх ценных идей.

Типы психопатий у каждого человека определяются индивидуально, исходя из его поведения.

Психопатия возникает при неправильном развитии волевых и эмоциональных черт характера человека. Есть мнение, что психопатия не является заболеванием, а обусловлена определенной патологией характера, вызванной:

- врожденной неполноценностью нервной системы;

- родовыми травмами, травмой головы;

- наследственными факторами, алкоголизмом родителей;

- тяжелыми болезнями в раннем детстве;

- энцефалитом.

Психопатия личности может быть обусловлена травмами, морально-бытовыми условиям и неблагоприятными условиям среды в целом.

Психопатия личности развивается при неправильном воспитании детей. Такое воспитание делится на четыре варианта:

1. Гиперопека, когда родители уделяют повышенное внимание к своему ребенку, постоянно навязывают ему свое мнение, не дают ему проявлять самостоятельность.

2. Гипоопека, когда родители, наоборот, проявляют недостаточное внимание к своему чаду, не занимаются его воспитанием.

3. «Кумир семьи», когда в семье захваливают ребенка, выполняют все его капризы, постоянно защищают, не приучают к труду.

4. «Золушка», когда ребенок не получает ласки со стороны родителей, его избивают, издеваются над ним, противопоставляют другим детям.

 

Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

 

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).

 

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением человека. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Степени выраженности акцентуации характера:

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

Основные типы акцентуаций характеров:


1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;


2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

3) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

4) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

5) психастенический- высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;

6) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения;

7) застревающий (параноидный) - повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

8) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

9) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании;

10) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);

11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;

12) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.