Здавалка
Главная | Обратная связь

Распредмечивание в сфере духовной культуры.



Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека

КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОГО ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА (по М.С.Кагану)

Деятельность опредмечиванияполучает в качестве симметричного её дополнения деятельность распредмечивания:креативная энергия культуры оборачивается рецептивной энергией; деятельный потенциал, который выявляется в способах созидательной активности человека, обретает свою вторую ипостась в способах его присваивающейактивности.

 

Речь не о каком-то единственном и едином способе деятельности, а о целом их ансамбле, таком же сложном, как и система созидательных способов деятельности, деятельность распредмечивания изоморфно-симметрична деятельности опредмечивания.

 

Вместе с тем распредмечивание имеет особенности, которые отличают эту деятельность от процессов опредмечивания.

 

Распредмечивание в сфере духовной культуры.

 

Продукты материальной культуры в процессе их использования становятся носителями духовных значений и художественных смыслов.

Распедмечивание духовных предметов, материально воплощающих знания, ценности и проекты, имеет иной характер, так как здесь осуществляется деятельность теоретическаяидуховно-эмоциональная, а не практическая. В этом процессе тоже есть место некоторым практическим умениям (умение учиться, конспектировать, решать задачи и т.п.), но сущность духовного присвоения иная:

· Присвоение знаний – это не научение, а изучение, т.е. извлечение знаний из различных научных трудов или из обыденного сознания. Знание предлагается для усвоения императивно(от лат. повелительный), независимо от формы его изложения, обстоятельств учения и индивидуальности учащегося. Единственное условие усвоения знания – понимание языка, на котором оно формулируется (словесного, математического, технического т т.п.). В процессе усвоения знаний есть сложная ситуация. Она была осознана в нач. 19 в. Ф.Шлейермахером, а её теоретическое осмысление стало особым направлением – герменевтикой.Основная идея герменевтики – необходимость особого метода постижения продуктов гуманитарного знания. Этот метод опирается на эмпатию, т.е. вчувствование читателя в текст, интуитивно-эмоциональное проникновение в его подлинный и сокровенный смысл. Естественные и гуманитарные науки отличаются разными способами познания: естественнонаучная информация объясняется, гуманитарная – понимается. Имеется в виду не понимание языканауки, а понимание самой наукой своего предмета. Предмет гуманитарного знания не поддаётся объяснению, так как он индивидуален и неповторим. «Понимающий» характер гуманитарного знания существенно увеличивает активность ученика, который должен не только изучать, но и интерпретировать(толковать)гуманитарные тексты. Поэтому характер усвоения гуманитарных знаний в гораздо большей степени, чем изучение естественных и технических наук, зависит от культуры ученика и культуры времени.

· Присвоение проектов. В этой сфере сильнее сказывается субъективное начало: здесь нет той непреложности понятия истины, которая влечёт за собой отречение человек от своей субъективности: истина одна, а проектов может быть много; каждый волен принять или не принять тот или иной проект, так как это образ ещё не существующего. Признание проекта – в большей степени дело веры, а не разума. Роль проектов – активное развитие фантазии, воображения, формирование потребности выходить за пределы познавательной информации и строить модели идеального будущего.

· Присвоение ценностей. Это проблема аксиологическая. При её решении семиотические механизмы коммуникации, опирающиеся на психологические силы мышления и воображения, не срабатывают: выработанные в культуре ценности могут быть органично восприняты только в том случае, если они пережиты личностью, приняты эмоционально, а не поняты рационально (представить же их силой воображения просто невозможно, так как представлению доступны не ценности, а только их носители: не добро, а добрый человек и т.п.). Ценности можно передать лишь в процессе духовного общения, т.е. такого поведения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, а как к равному себе субъекту (даже если это ребёнок). Приобщить к ценностям можно лишь на основе уважения, любви, стремления достичь духовной общности.Ценностное сознание вырабатывается субъектом, т.е. личностью, которая обладает не только сознанием, но и самосознанием.Таким образом, ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде. Образование – это передача знаний, научение – передача умений, воспитание – приобщение к ценностям.В отличие от коммуникации, общении – это связь равных партнёров, стремящихся к выработке совместной информации – общности. Коммуникация монологична, она передаёт информацию, и поэтому её законом является убывание информации в канале связи. Общение – диалогично, им обмениваются, и законом общения является возрастание информации, обогащение духовного мира партнёров. Коммуникация облигаторна (от лат. обязательный), а общение возможно только при свободномвхождении в него участников. Акт коммуникации безличен, а общение интенционально(от лат. стремление, внимание). Общение – способ приобщения к ценностям, основной способ формирования и развития мировоззрения личности. Воспитание – более сложный процесс, чем научение и образование, а главным богатством для человека является не обладание вещами, а другие люди, с которыми он вступает в общение.

1. Распредмечивание в сфере художественной культуры.

Процесс, протекающий в сознании зрителя, слушателя, читателя – не творчество, а сотворчество. Произведение всегда открыто и рассчитано на активность воспринимающего (рецепиента). Контакт с произведением является одновременно созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личностной интерпретацией и удовольствием. Художественное распредмечивание соединяет в одно целое предметную деятельность и общение. Это диалог.

 

Таким образом, процесс распредмечивания с психологической точки зрения оказывается изоморфным процессу опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.