Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ПРИЧИНЫ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

ТЕМА 08. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ПРИЧИНЫ.. 2

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ВЫИГРЫША ОТ НЕЕ. 8

2.1. Выигрыш от международной торговли. 8

2.2. Определение мировой цены и объемов торговли. 10

2.3. Распределение выигрыша от международной торговли. 15

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ.. 19

4. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.. 23

 

ОРЕЛ – 2009 г.


МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ПРИЧИНЫ

 

Международная торговля, связывая все страны мира в единую международную экономическую систему – мировую экономику, занимает в ней особое место, т.к. и исторически, и логически международные экономические отношения начались именно со сферы товарного обращения. Хотя в современных условиях объемы прямого зарубежного инвестирования превышают объемы международной торговли, она продолжает сохранять в системе международных экономических отношений центральное место, т.к. опосредует практически все виды международного разделения труда (совместная производственная деятельность, международный обмен технологиями и пр.). Международная торговля – обмен товарами и услугами между государственно оформленными хозяйствами; совокупность внешней торговли всех стран мира. В простейшем случае международная торговля представляет собой обмен товарами между партнерами, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы.

Торговые партнеры могут быть резидентами одной и той же страны или разных стран. Понятие «резидент» является принципиально важным для разграничения внутренних и внешних сделок, внутренней и внешней торговли. Резидент данной страны - экономический агент, постоянно находящийся на территории данной страны независимо от его гражданства или принадлежности капитала. Именно по данному признаку торговля подразделяется на внутреннюю и международную. Во внутренней торговле участвуют резиденты одной страны, а в международной – резиденты разных стран. Предметом нашего изучения будет преимущественно международная торговля, осуществляемая на мировом рынке.

Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг – импорт и экспорт. Импортом– ввоз благ из-за границы для реализации на внутреннем рынке ввозящей страны; приобретение товаров за рубежом. В международной экономике существует сопряженное понятие реимпорта. Реимпорт – особая форма импорта, предполагающая ввоз в отечество ранее экспортированных товаров, которые не подвергались за рубежом переработке.

Причины реимпорта:

· невозможность продать данный товар на ранее выбранном для экспорта рынке;

· возврат дефектных товаров для замены или для восстановления их потребительских свойств;

· возврат непроданных товаров и образцов по причине банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала.

Экспорт – вывоз благ за границу для реализации на внешнем рынке; продажа товаров за границей. В международной экономике существует сопряженное понятие реэкспорта. Реэкспорт – особая форма экспорта, отличающаяся тем, что предметом экспорта является ранее импортированный товар, который не подвергался в отечестве компании-экспортера значительной переработке.

Причины реэкспорта:

· ранее импортированный товар не может быть эффективно или вообще не может быть продан на внутреннем рынке компании-экспортера;

· ранее закупленные и ввезенные в отечество компании-экспортера товары, при повышении цен вывозятся из страны с целью перепродажи.

Международная (мировая) торговля имеет долголетнюю историю. Жители первого в мире государства — Египта — еще пять тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия; они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории современной России племена уже обменивались товарами с соседними и даже отдаленными от них регионами мира. Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа и Южного Урала и Сибири расходились по всей Евразии, перепродаваясь одним племенем другому. Особенно большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение в новое время рыночных отношений (вначале в Западной Европе, а затем в других регионах мира), великие географические открытия XV— XVII вв., появление вXIX в. машинной индустрии и современных средств транспорта и связи. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы тогдашнего мирового рынка во много раз, присоединив к нему огромные новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в Северной Америке, России и Японии. Преимущественно это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары; они производились как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Их сбыту сильно способствовали пароходы, железные дороги, телеграф, появившиеся в ранее малодоступных уголках мира. Объем международной торговли большинства стран растет с каждым годом как в абсолютном, так и в относительном выражении. После второй мировой войны международная торговля развивалась очень высокими темпами, намного превышающими темпы роста мирового производства. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в 1950-1994 гг. объем международной торговли ежегодно увеличивался более чем на 6%, тогда как мировое производство – только на 4%. За последние 50 лет объем торгового оборота вырос в 14 раз, а объем производства – в 6 раз. По имеющимся прогнозам, этот разрыв в дальнейшем будет нарастать.

Роль международной торговли:

· Преодолевает ограниченность национальной ресурсной базы.

· Расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым.

· Расширяет масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей.

· Обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.

· Развивает специализацию страны, увеличивая образом объем производства.

В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли, т.е. в проведении экспортно-импортных операций, является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрации этого пересечения в таможенной службе. При этом товар может перейти из собственности одного экономического агента в собственность другого, но может и не изменить своего собственника. Если, например, немецкая фирма «Алкатель» направляет оборудование в адрес своего санкт-петербургского филиала, то стоимость этого оборудования будет учтена в экспорте Германии и импорте России, хотя смены собственника не произошло.

Причины международной торговли:

1. Различия в условиях производства.

Экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

Например, Япония обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны — это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому может дешево производить такие «землеемкие» товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов.

2. Уменьшающиеся издержки.

Эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов. Многим технологическим процессам присуща экономия масштаба, т.е. снижение средних издержек производства с ростом объема выпуска. Так, страна, достигшая ведущего положения на рынке определенного товара, может стать его крупным мировым производителем, имея при этом низкие издержки. Экономия от масштаба дает ей значительные преимущества в совершенствовании технологии и снижении затрат, так что другим государствам становится дешевле купить у страны-лидера, чем производить самим.

Например, такая компания как «Дженерал электрик» смогла бы при желании изготовить видеомагнитофон и в США. Но она не смогла бы сделать магнитофон достаточно дешевый для того, чтобы конкурировать с японскими типа «Сони», которые обладают преимуществами крупномасштабного производства, а также имеют длительный опыт в выпуске продукции бытовой радиоэлектроники. В результате США импортируют почти все видеомагнитофоны.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.

3. Различия во вкусах потребителей.

Если бы условия производства во всех регионах были одинаковы, то страны все равно были бы вовлечены в международную торговлю, т.к. их жители имеют разные вкусы, и следовательно предпочитают разные товары.

Например, предположим, что Норвегия и Швеция примерно в одинаковых количествах добывают из моря рыбы и производят мяса, используя равные по площади земельные угодья, но при этом шведы больше любят мясо, а норвежцы предпочитают рыбу. В данной ситуации имел бы место взаимовыгодный экспорт мяса из Норвегии, а рыбы из Швеции. Обе страны выиграли бы от такой торговли, а сумма человеческого счастья возросла бы.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.