Здавалка
Главная | Обратная связь

Распределение выигрыша от международной торговли



Модель спроса и предложения, описанная выше, позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

К сведению. Воздействие международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя. Излишек потребителя – разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар. Размер излишка потребителя может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией цены. Излишек производителя – разность между текущей ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. Размер излишка производителя может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией цены.

P

S

 

 

P0

 

D

 

0 Q0 Q

Рис. 4. Излишек потребителя и излишек производителя

 

Торговля и интересы потребителей.Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установлений торговых отношений между странами потребители в Бетании покупали Q0Б товара Х по цене Р0Б, а потребители в Альфании — Q0А товара Х по цене Р0А. Приобретая товар по этим ценам, потребители получали выигрыш. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены: для потребителей в Бетании он был равен области i(см. рисунок 3в), а для потребителей в Альфании — области abc(см. рисунок 3а).

 

Альфания Бетания
автаркия
выигрыш потребителей abc выигрыш потребителей i
свободная торговля
выигрыш потребителей a выигрыш потребителей ijlm
результат
итого потребителей -bc итого потребителей +jlm
автаркия
выигрыш производителей de выигрыш производителей jk
свободная торговля
выигрыш производителей bcdef выигрыш производителей k
результат
итого производителей +bcf итого производителей -j
результат
всего страны +f всего страны +lm

 

Внутренняя цена в Альфании повышается с Р0А до Р0М, что приводит к падению спроса на товар Х и, соответственно, его закупок – с Q0А до QDА. Потребительский излишек в Альфании теперь равен только области a, и, значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области bc. Обратная картина наблюдается в Бетании как стране-импортере товара Х. После установления торговых отношений Бетания становится импортером товара Х и цена на ее внутреннем рынке снижается с Р0Б до РМ. В результате потребители увеличивают закупки товара с Q0Б до QDБ и их совокупный выигрыш теперь составляет область ijlm, из которого область jlm - — это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли. Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Торговля и интересы производителей.Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи товара — так называемый излишек производителя,представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены: для производителей товара Х в Альфании он равен области de(см. рис. 3а), Бетании - равен области jk(см. рис. 3в).

После установления внешнеторговых отношений производители Альфании становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы дня увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область bcdef, а чистый выигрыш от развития торговли -bcf. Что касается производителей Бетании, то они в силу меньшей конкурентоспособности своего производства уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область k, т. е. они несут чистые потери в размере области j.

Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом.Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере целом.

ВАльфании как стране-экспортере производители имеют чистый выигрыш в размере bcf, а потребители, напротив, теряют область bc. Следовательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит: bcf-bcf= f.В Бетании как стране-импортере чистый выигрыш потребителей составляет область jlm, а чистые потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область j, то совокупный эффект для страны в целом будет равен: jlm-j=lm.

Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и потерь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар дополнительного выигрыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подходе к исследованию последствий внешней торговли, который затем может быть дополнен более углубленным социально-экономическим, политическим и т.д. анализом.

В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели «спрос-предложение» еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.


3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

 

Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX-XI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). Постиндустриальную стадию производства в странах Запада часто определяют как «экономику услуг», для этого имеются веские основания. Все более отчетливо в настоящее время проявляется одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. На рубеже ХХ-XXI вв. сфера услуг в экономике развитых стран мира достигла 62-74% их ВВП. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6-7 раз. В мировом товарообороте доля услуг достигает 22-25%. МТУ оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. В рамках сферы услуг объединяется множество видов деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения, нужд производства, а также потребностей общества в целом.

Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Услуга – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Услуга- любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемые и не приводят к завладению чем-либо. Отличия услуг от товаров заключаются в том, что: услуги не осязаемы и невидимы; услуги не поддаются хранению; производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту. В силу их невидимости и неосязаемости торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг и их экспорт очень часто объединяются рамками одного контракта. При этом требуется непосредственная встреча продавца и покупателя.

Названные выше отличительные признаки услуг обуславливают особенности МТУ по сравнению с МТУ (табл. 1).

Таблица 1. Различия МТТ и МТУ

МТТ МТУ
Осязаемы и видимы Неосязаемы и невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
МТТ не связана непосредственно с производством МТУ связана с их производством, причем производство и потребление услуг происходит одновременно
Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО МТУ выступает как связующее звено в реализации других МЭО
На национальном уровне действует избирательная система государственной поддержки по отношению к отраслям материального производства, в отношении остальных же действуют принципы свободной конкуренции Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, и частично или полностью является государственной собственностью
В международный оборот могут поступать все производимые товары Не все виды услуг являются «торгуемыми» и могут быть вовлечены в международный оборот
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу, так и путем перемещения потребителя услуг в страну их производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг
Допустим институт посредников Посредники отсутствуют

 

Помимо высоких темпов развития в XX-XXI вв., МТУ отличается расширением номенклатуры услуг. Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса, услуги делятся на 11 видов, в рамках которых существуют и подвиды:

¾ транспорт (грузовой, пассажирский);

¾ поездки (деловые, личные);

¾ связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

¾ строительство;

¾ страхование (рисков, личное);

¾ финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют и пр.);

¾ компьютерные и информационные услуги;

¾ роялти и другие лицензионные платежи;

¾ другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);

¾ лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);

¾ правительственные услуги).

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО и выделяет:

¾ Факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии).

¾ Нефакторные услуги - все остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на:

¾ Коммерческие услуги предоставляются на платной основе.

Подобным услугам относятся финансовые, транспортные, туристические и др.

¾ Некоммерческие услуги предоставляются набесплатной основе.

В качестве примеров некоммерческих услуг можно привести прежде всего услуги на благотворительной основе.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существуют следующие механизмы совершения сделок по международной торговле услугами:

1. Мобильность покупателя, т.е. покупатель приезжает к продавцу.

Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинские услуги), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

2. Мобильность продавца - продавец приезжает к покупателю.

Мобильность продавца либо основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

3. Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги - продавец и покупатель либо совместно используют услугу (международный телефонный разговор) либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов).

Географическая направленность МТУ отличается еще большей ассиметричностью в пользу развитых государств, чем МТУ. Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. В середине 80-х годов на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 90-х годов вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран – около 70-75%. При этом доминируют 8 ведущих стран. На страны с переходной экономикой и развивающиеся страны приходится, соответственно, 3% и около 21-26%. Доля России в международной торговле услугами незначительна. На международные организации – 1%.

На мировом рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг лидерами являются развитые страны: Япония, Великобритания, Германия, Норвегия, США. В сфере иностранного туризма доминируют Великобритания, Франция, Италия, Канада, Швейцария.

Таким образом, сфера услуг рассматривается как перспективное направление развития мирохозяйственных связей.


4. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

В настоящее время в мировую торговлю вовлечены практически все субъекты мирового хозяйства – как крупные транснациональные корпорации, так и множество мелких и средних фирм. Судя по номинальным стоимостным объемам, международная торговля остается ведущей формой международных экономических отношений. Современному этапу развития международной торговли свойственны следующие особенности:

1. Темпы роста международной торговли превышают темпы роста мирового промышленного производства и мирового ВВП.

Такие высокие темпы роста мировой торговли (приблизительно 9-11% в год) обусловлены рядом факторов:

· Высокие темпы экономического роста – в результате возникновение новых отраслей и коренная реконструкция старых.

· Углубление международной специализации и кооперации под воздействием НТР.

· Либерализация международной торговли – отмена ее количественных ограничений и снижение таможенных пошлин.

· Активное включение в мировую торговлю новых групп стран (ранее отсталых), что вызвало расширение их импорта из промышленно-развитых стран.

2. Преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров.

На индустриальные страны приходится примерно 2/3 стоимостного объема мирового экспорта, на развивающиеся государства, в т.ч. и с переходной экономикой, приходится приблизительно 1/3 мирового экспорта.

Крупнейшие мировые экспортеры - США, Германия, Япония и Франция. Развитые страны в основном ведут торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран предназначается для других промышленно развитых стран. Крупнейшие экспортеры среди стран с переходной экономикой - Китай, Россия, Польша, Чехия, Венгрия; среди развивающихся стран - Сингапур, Корея, Малайзия, Таиланд. В большинстве случаев крупнейшие экспортеры являются и крупнейшими мировыми импортерами.

3. Активное расширение внешней торговли государств, входящих в интеграционные объединения.

4. Увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле.

В первую очередь за счет НИС.

5. Значительное расширение номенклатуры товаров, поступающих в каналы международной торговли.

Этот процесс вызван, прежде всего, постоянно увеличивающейся дифференциацией отраслей промышленности. Сейчас их число превышает 300.

6. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых и продовольственных товаров.

Под влиянием НТР заметно изменилась товарная структура международной торговли. Если ранее в МТТ преобладали сырье и продовольствие, то сегодня 2/3 приходится на промышленную продукцию. Гигантскими темпами растет мировой рынок услуг, объемы экспорта которого в 1994 году составили 410 млрд. долларов (361 млрд. долл. промышленно развитых странах). Внешнеторговый оборот услугамивыделяет их главных экспортеров (США, Голландию, Великобританию, Францию) и импортеров (Германию, Японию, Италию).

Развитые страны выступают в основном экспортерами наукоемких товаров, тогда как развивающие страны их импортерами. Последние специализируются преимущественно на экспорте сырья. В последние годы отмечается подключение к экспорту высокотехнологических изделий «новых индустриальных», которые совместно с НИС второго поколения — Индонезией, Филиппинами, Малайзией, Индией укрепляютсвои позиции в международной торговле.

7. Разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на продовольственные товары, с другой.

8. Преобладание индустриальных стран в экспорте промышленных товаров.

Наращивание экспорта промышленной продукции из индустриальных стран сопровождается расширением импорта одноименных изделий, отличающихся от вывозимых по технико-экономическим параметрам.

10. ТНК становятся основными субъектами международной торговли.

11. Противоборство принципов либерализации и протекционизма в международной торговле.

12. Развитие встречной торговли.

Покупатели все чаще предлагают поставщикам купить у них товар на бартерной или клиринговой основе для собственного использования или перепродажи. На «встречные» сделки приходится 20-30% всей мировой торговли.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.