Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция № 7 Социальное предвидение и прогнозирование.

Предвидение в научной литературе трактуется в двух смыслах: 1) как предсказание тех или иных событий; 2) как предпочитаемое знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте.

Научное предвидение – это форма научного познания, выступающего в качестве прогнозирования тех или иных явлений и процессов. В основе научного предвидения лежит анализ реального и возможного.

Существует несколько форм конкретизации предвидения.

Во-первых это предчувствие (или простое предвосхищение событий), которое может выступать как психофизиологическое или биологическое явление, присущее практически всем высшим живым организмам, и как социальное явление, которое находит свое воплощение и отражение в жизни многих людей и связано с ожиданием вероятностных событий.

Более высокой формой предвидения является предугадывание, которое присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем на основе личного опыта. Это проявляется в представлении о будущности своей личной судьбы, своей профессии, своего ближайшего окружения и контактной среды.

Следующим уровнем является конкретное научное предвидение как логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма. Иногда конкретное научное предвидение обретает вид предсказания, когда оно локализовано во времени и пространстве. Высшей формой научного предвидения является определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, касаются всего человечества или его крупных частей.

Научное предвидение подразделяется на естестественно-научное – рассматривающее перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений, и социальное раскрывающее перспективы развития личности и общества.

Социальное предвидение представляет собой форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или к неизвестным в данный момент состояниям объекта, поддающимся, при этом выявлению и использованию в теории и практике управления.

Социальное предвидение можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком - если понимать его как применение определенных правил научного мышления в предвидении, каких – то определенных событий. В широком – оно рассматривается как предвидение хода течения и развития социальных процессов, с выявлением их причинно-следственных взаимосвязей.

Важнейшая функция социального предвидения состоит в том, чтобы дать информацию о степени неопределенности различных неуправляемых параметров, влияющих на результаты управления.

Неопределенность - это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, которое может порождаться различными причинами. Выделяют два основных вида неопределенности. К первому относятся неопределенности, являющиеся следствием неполного знания объективных тенденций и закономерностей, по которым развивается тот или иной процесс, а ко – второму неопределенности, порождаемые другими причинами, в том числе и случайностью.

Неопределенности относимые ко второму виду в свою очередь тоже можно разделить на три группы. В первую группу входят неопределенности, возникающие под воздействием случайных факторов, которые подчиняются известным объективным законам. Ко второй группе относятся неопределенности, обусловленные воздействием случайных факторов, подчиняющихся неизвестным законом. Третью группу составляют неопределенности, возникающие в конфликтных ситуациях, когда противоборствующая сторона стремиться помешать достижению той или иной цели.

Специфическим интеллектуально-психологическим компонентом научного социального предвидения является интуиция. Интуиция это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итого мыслительной деятельности – истина.

В одном ряду с научным предвидением и интуицией находиться гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого – либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки, для решения какой – либо конкретной задачи, с целью обоснования новых экспериментальных данных либо для усмотрения противоречий теории с отрицательными результатами эксперимента. Научные гипотезы должны быть проверяемыми, и подтверждаемыми.

Прогнозированиев общем смысле означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого – либо явления в будущем. В более узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого- либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

Социальное прогнозирование – это определение вариантов развития социального объекта, и выбор наиболее оптимального исходя их ресурсов времени и социальных сил, способных обеспечить его реализацию.

Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Практическое назначение прогнозированиясостоит в подготовке заблаговременных научно обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объекта в исследуемой области, как действительно может протекать развитие. Существует два типа задач прогнозирования. Это, во-первых, определение и мотивирование цели развития, и, во-вторых, определение средств, способов, путей достижения целей.

Основными функциями социального прогнозирования являются:

1. ориентирующая, которая заключается в оптимизации выбора целей и средств их достижения, определении предпочтительных направлений деятельности;

2. нормативная,которая заключается в определении важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;

3. предупредительная,которая заключается в определении и анализе возможных и вероятностных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития.

Типовая методика со­циального прогнозирования, содержит 44 операции, сведенные в семь процедур:

1. Разработка программы исследования(предпрогнозная ори­ентация): определение и уточнение объекта, предмета, цели, за­дач, структуры, рабочих гипотез, методики и организации иссле­дования.

2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ: уточне­ние параметров «инновационного поля», формулирование аль­тернативных вариантов, ранжирование их на основании приори­тетности.

3. Построение модели прогнозного фона и ее анализ:рассмот­рение внешних факторов, влияющих на судьбу нововведения, определение возможных последствий нововведения для систе­мы (стандартный прогнозный фон содержит семь групп данных: 1) научно-технические и экологические, 2) демографические, 3) эко­номические, 4) социологические, 5) социокультурные, 6) внутри­политические, 7) внешнеполитические26).

4. Поисковый прогноз: вариативное непосредственное «взвеши­вание» последствий намечаемого нововведения с определением «дерева проблем».

5. Нормативный прогноз: определение возможных путей реше­ния проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инно­вация; коррекция данных «взвешивания» последствий, получен­ных в прогнозном поиске.

6. Верификация прогноза:определение степени его достоверно­сти, точности и обоснованности.

7. Выработка рекомендаций для управления.

(для семинарского занятия подготовить полный вариант типовой методики прогнозирования. Социальное проектирование / под ред. В.И. Курбатова. – стр. 241 – 243).

Прогноз– это многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта. В технологии социального прогнозирования и проектиро­вания рассматриваются два вида прогнозов «поисковый» и «нормативный».

Поисковый прогноз- это предвидение социальной си­туации в определенной точке будущего на основе выявления тенденций функционирования и развития социального явления или процесса о прошлом и настоящем.

Суть поискового прогноза в том, чтобы выяснить, что произойдет, какие проблемы возникнут или назреют при сохра­нении существующих тенденциях развития, т.е. при условии, что сфера управления не выработает никаких решений, способ­ных видоизменить неблагоприятные тенденции.

Цель поискового прогноза - установить перспективную проблемную ситуацию.

Нормативный прогноз- это предвидение будущих со­стояний социальной реальности при условии, что осуществля­ются активные действия по заранее установленным целям, пра­вилам и параметрам.

Суть нормативного прогноза состоит в оптимизации управленческого решения, т.е. в выборе наилучшего из возмож­ных вариантов решения в соответствии с намеченной целью.

В социальном прогнозировании применяет несколько методов. Основными среди них являются метод экспертных оценок, метод математического моделирования, метод экстраполяции.

Метод экспертных оценок,призванный дать объектив­ную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа сово­купности индивидуальных мнений экспертов. Качество эксперт­ной оценки, ее надежность и обоснованность в решающей сте­пени зависят от выбранной методики сбора и обработки индиви­дуальных экспертных мнений. Методика включает следующие этапы: выбор состава экспертов и оценку их компетентности; составление анкет для опроса экспертов; получение экспертных заключений; оценку согласованности мнений экспертов; оценку достоверности результатов; составление программы для обра­ботки экспертных заключений.

Метод математического моделированиясвязан с поис­ком различных вариантов развития, что дает возможность ото­брать оптимальный для данных условий вариант. Задача выбора оптимального варианта перспективного долгосрочного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение.

Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимо­сти от длительности периода прогнозирования. Использование моделей повышает эффективность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и вы­брать наиболее приемлемый.

Метод экстраполяциинаправлен на построение динами­ческих (статистических или логических) рядов показателей про­гнозируемого процесса с возможно более ранней даты в про­шлом вплоть до даты упреждения прогнозов.

(для семинарского занятия подготовить более расширенных ответ по методам прогнозирования. Социальное проектирование / под ред. В.И. Курбатова. – стр. 243 – 249).

При проведении прогнозирования важно определить требова­ния к результатам, чтобы их можно было использовать в практи­ческой работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с ре­альными возможностями; определить главные направления дея­тельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-эконо­мической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.

В число требований к результатам прогноза также входят:

• определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий, количественных и качественных внешних связей прогнозируемо­го события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия;

• выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки;

• определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени.

Результаты прогнозовмогут быть выражены следующим образом:

• сравнение показателей отечественных и зарубежных дости­жений в данной исследуемой области;

• показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения;

• ожидаемые показатели;

• варианты распределения ресурсов, их видов, адресность;

• оценка социальных последствий мер, предпринимаемых пра­вительством, ассоциациями, административными организация­ми и т.д.;

• оценка эффективности вкладываемых средств и других фи­нансовых мер;

• оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики;

• возможные финансовые ресурсы на решение локальных со­циальных проблем.

Принципы социального прогно­зирования.К числу важнейших из них относятся:

• выбор основных факторов и элементов данной системы, оп­ределение их роли и значимости в социальной сфере;

• выявление на основе анализа основных тенденций развития исследуемых процессов;

• экстраполяция этих тенденций на будущее;

• синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных про­цессах;

• интеграция с прогнозами в других сферах общественной дея­тельности;

• составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;

• непрерывная корректировка прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозовследует отне­сти:

а) глубину и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Одной из прак­тически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности: вооружение соответствующих учреждений, ведомств материала­ми для составления программ, проектов, разработок концепций; составление комплексных прогнозов через координационные центры; предоставление прогнозов правительству, комитетам соответ­ствующих министерств, учреждений, организаций; проведение конкурсов прогнозов соответствующими комисси­ями и комитетами.

 

Вопросы по теме

1.Научное социальное предвиденье: сущность и особенности.

2.Технология социального прогнозирования.

3.Типовая методика социального прогнозирования.

4.Прогноз его виды. Виды социального прогнозирования. (Технологии социальной работы /под ред. Е.И. Холостовой - стр. 104 – 108).

5.Характеристика основных методов социального прогнозирования.

6.Результаты прогнозов и требования к ним.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.