Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени.
Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах. Прежде всего, в общем составе товарооборота торгового предприятия выделяются следующие его виды: - А) Розничный товарооборот. - Б) Оптовый товарооборот. Классифицируют оптовый товарооборот, как правило, по назначению и форме организации товародвижения. В зависимости от назначения товарооборот подразделяют: — на оптовый товарооборот по реализации; — внутрисистемный оптовый товарооборот. (оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный — движение товаров между звеньями оптовой торговли, что составляет валовой оптовый товарооборот) В зависимости от организации товародвижения различают оптовый товарооборот складской и транзитный. Складской оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров со складов оптовых торговых предприятий; транзитный — поставку товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Транзитный оптовый товарооборот, в свою очередь, подразделяется на товарооборот без участия в расчетах (организуемый) и с участием в расчетах. Иными словами, торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник товара. Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляют оптовый товарооборот с участием в расчетах. - В) оптово-посреднический товарооборот. оборот на биржевом рынке; на внебиржевом рынке. Основу коммерческой деятельности подавляющего числа торговых предприятий в современных условиях составляет розничный товарооборот. 1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров розничный товарооборот торговых предприятий подразделяется: -стационарная сеть (магазины); мелкорозничная торговля; -передвижная торговля; -комиссионная торговля; -посылочная торговля и др. 2. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют следующие формы розничного товарооборота: - продажа товаров непосредственно населению; - продажа товаров из розничной торговой сети организациям, учреждениям и предприятиям в порядке мелкого опта. 3. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют следующие формы: - продажа товаров с немедленной их оплатой; - продажа товаров в кредит (специальные правила). 4. В зависимости от форм денежных расчетов розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров: - за наличный расчёт; - по безналичному расчёту; -по кредитным карточкам; -по расчётным чекам банков; -по перечислениям со счетов вкладчика; -по продаже товаров в кредит. 5. В зависимости от форм обслуживания различают розничный товарооборот: - по образцам и каталогам; -самообслуживание; -по предварительным заказам; - с доставкой на дом; - через автоматы; -традиционное обслуживание; -по подписке печатных изданий 6. По товарным группам : - продовольственные товары с дальнейшей детализацией; - непродовольственные товары с дальнейшей детализацией. Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении, качественная — связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Товарная структура розничного товарооборота включает продовольственные и непродовольственные товары, которые содержат ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры. Можно выделить следующие основные показатели, характеризующие товарооборот торговой компании, которые используют в процессе анализа и планирования розничного товарооборота: - объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах; - объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах; - ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб.,%); - однодневный объем товарооборота (в руб.); - объем товарооборота в расчёте на 1м2 общей площади, в том числе 1м2 торговой площади; - время обращения товаров (в днях оборота); - скорость товарооборота (число оборотов). 11. Показатели товарооборота торгового предприятия, используемые в процессе анализа и планирования, их связь с важнейшими показателями деятельности предприятий торговли. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|