Здавалка
Главная | Обратная связь

Фонды и средств торгового обращения.



В ходе хозяйственной деятельности торговые фирмы образуют фонды материальных и денежных средств,которые по экономическому содержанию подразделяют на основные фонды, оборотные фонды и фонды обращения. Такое деление обусловлено ролью их в кругообороте и порядком перенесения стоимости на товар.

К основнымфондам относят средства труда. Стоимость, переносимая основными фондами на товар, образует амортизационный фонд, суммы которого расходуются на возмещение изношенных основных фондов.

Оборотные фонды — предметы труда — включают некоторые виды тары, материалы для хозяйственных нужд, топливо, спецодежду, а также сырье, используемое организациями внедомашнего питания.

К фондам обращения относят: товарные запасы текущего хранения; сезонные запасы товаров; товары досрочного завоза в торговую сеть на базах, складах и в пути; готовую продукцию на предприятиях общепита, а также денежные средства в кассе организации, в пути, на расчетном и других счетах в банке; средства, вложенные в расчеты, и дебиторскую задолженность.

Оборотные фонды и фонды обращения в отличие от основных фондов постоянно обновляются и полностью переносят свою стоимость на реализуемый товар за один оборот.

Денежные средстваторговых организаций классифицируют: - по экономическому содержанию; -отраслям деятельности;- назначению и направлениям использования; - источникам формирования финансовых ресурсов.

По экономическому содержаниюденежные средства торговых предприятий делят на основные и оборотные средства. В отличие от фондов материальных средств основные и оборотные средства торговых организаций не расходуются и не потребляются, а авансируются. Основные и оборотные средства являются денежной формой основных и оборотных фондов. Авансируются основные средства в основные фонды, оборотные — в оборотные фонды и фонды обращения.

По отраслям деятельностиденежные средства торговых организаций подразделяются на денежные средства розничных, оптовых предприятий, предприятий общественного питания и неторговой деятельности. В зависимости от профиля конкретного торгового предприятия структура денежных средств различна, чем и обусловлено такое деление.

По назначению и направлениям использованияфинансовые ресурсы торговых предприятий делят на централизованные, децентрализованные фонды денежных средств и резервы.

Централизованные фонды денежных средств формируются в торговых фирмах, имеющих широкую сбытовую сеть. Средства из централизованных фондов используются на оказание финансовой помощи вновь открывающимся предприятиям, на капитальные вложения (инвестиции) на новое строительство.

Децентрализованные фонды денежных средств являются формой проявления собственных средств торговых организаций. По порядку образования и использования децентрализованные фонды делятся на фонды общего (общехозяйственного) назначения я целевые (специальные).

Фонды денежных средств общехозяйственного назначения предназначены для финансирования основной деятельности торговых предприятий.

Целевые (специальные) фонды денежных средств — это собственные средства, предназначенные для финансирования строго определенных целевых мероприятий.

По источникам формирования финансовых ресурсоввыделяют собственные, привлеченные и заемные средства организаций.

Собственные средства формируются в торговой фирме при ее учреждении, зачисляются в уставный капитал и в дальнейшем увеличиваются за счет прибыли, которая также включается в состав собственных средств.

Привлеченными средствами является кредиторская задолженность, в основном это задолженность поставщикам (разрыв между временем поступления и оплатой товаров).

Заемные средств — это краткосрочные и долгосрочные кредиты банков. Необходимость заемных средств обусловлена несовпадением по времени затрат на покупку товаров и поступления выручки от их реализации. Привлекаются такие средства временно и на определенные цели.

Кредит — один из важных источников формирования оборотных средств торговых фирм, при помощи которого размер оборотных средств приводится в соответствие с потребностью в них.

При кредитовании соблюдаются общие принципы: целевой характер кредита, срочность, возвратность, обеспеченность товарно-материальными ценностями, платность.

20.Оценка финансового состояния. Основные элементы оценки уровня финансового состояния торгового предприятия: финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность и оборачиваемость активов.

Управление активами, капиталом, инвестициями, денежными потоками, рисками и другими аспектами финансовой деятельности торгового предприятия должно носить взаимосвязанный характер. Такая взаимосвязь обеспечивается в процессе комплексного управления финансовым состоянием торгового предприятия, его оптимизации.

Под оптимальным финансовым состоянием торгового предприятия понимается сбалансированность отдельных структурных элементов его активов и капитала, а также его способность обеспечивать высокий уровень эффективности их использования.

Уровень финансового состояния торгового предприятия характеризуется рядом элементов, основными из которых являются

1. Уровень финансовой устойчивости. Он позволяет определить уровень хозяйственного риска, связанного с формированием структуры капитала торгового предприятия, а соответственно и степень стабильности финансового обеспечения развития предприятия в предстоящем периоде. Для проведения оценки уровня финансовой устойчивости торгового предприятия используются следующие основные финансовые коэффициенты:

а) коэффициент автономии (КА). Он показывает в какой степени объем используемых торговым предприятием активов сформирован за счет собственного капитала и насколько оно независимо от внешних источников финансирования.

б) коэффициент финансирования (КФ). Он показывает какой размер заемных средств (долгосрочных и краткосрочных) приходится на единицу собственного капитала, т.е. характеризует степень зависимости торгового капитала от внешних источников финансирования.

в) коэффициент долгосрочной финансовой независимости. Он показывает, в какой степени общий объем используемых активов сформирован за счет собственного и долгосрочного заемного капитала торгового предприятия, т.е. характеризует его независимость от краткосрочных заемных источников финансирования. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КДН = (СК + ЗКд)/ А

где КДН — коэффициент долгосрочной финансовой независимости;

СК — сумма собственного капитала предприятия;

ЗКД — сумма заемного капитала, привлеченного предприятием на долгосрочной основе;

А — общая сумма активов предприятия.

 

г) коэффициент маневренности собственного капитала. Он показывает, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные активы, в общей сумме собственного капитала (т.е. какая часть собственного капитала находится в высокооборачиваемой его форме). Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КМск = СКоа/СК

где КМСК — коэффициент маневренности собственного капитала;

СКоа — сумма собственного капитала предприятия, инвестированного в его оборотные активы;

СК — общая сумма собственного капитала предприятия.

2. Уровень платежеспособности.Он позволяет охарактеризовать возможности торгового предприятия своевременно расплачиваться по своим финансовым обязательствам в зависимости от состояния ликвидности активов. Для оценки уровня платежеспособности торгового предприятия используются следующие основные финансовые коэффициенты:

а) коэффициент абсолютной платежеспособности ("кислотный тест ").Он показывает, в какой степени неотложные финансовые обязательства торгового предприятия обеспечены имеющимися у него готовыми средствами платежа.

Расчет этого коэффициента производится по формуле:

КАП = (ДА+ КФИ) / ОБ

где КАП — коэффициент абсолютной платежеспособности ("кислотный тест");

ДА— сумма денежных активов предприятия на определенную дату;

КФИ - сумма краткосрочных финансовых инвестиций предприятия на определенную дату;

ОБ — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия на определенную дату.

б) коэффициент промежутоиной платежеспособности. Он показывает, в какой степени все краткосрочные финансовые обязательства торгового предприятия могут быть удовлетворены за счет его высоколиквидных активов и готовых средств платежа. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

КПП = (ДА + КФИ +ДЗ) /ОБ,

где КПП — коэффициент промежуточной платежеспособности;

ДА — сумма денежных активов предприятия на определенную дату;

КФИ — сумма краткосрочных финансовых инвестиций предприятия на определенную дату;

ДЗт — сумма текущей дебиторской задолженности предприятия на определенную дату;

ОБ — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия на определенную дату.

в) коэффициент текущей платежеспособности. Он показывает, в какой степени вся текущая задолженность торгового предприятия (сумма краткосрочных заемных средств) может быть удовлетворена за счет всех его текущих (оборотных) активов. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КТП= ОА/ОБ,

где КТП — коэффициент текущей платежеспособности;

ОА — сумма оборотных активов предприятия;

ОБ - сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия на определенную дату.

3. Уровень оборачиваемости активов.Он позволяет определить уровень коммерческой активности торгового предприятия, показывая насколько быстро финансовые средства, инвестированные в активы, оборачиваются в процессе его торговой деятельности. Для проведения обобщающей оценки уровня оборачиваемости активов торгового предприятия используются следующие финансовые коэффициенты:

а) коэффициент оборачиваемости всех используемых активов. Он характеризует число оборотов активов торгового предприятия в рассматриваемом отрезке времени. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

КОа=Р/А,

где КОа- коэффициент оборачиваемости всех используемых активов;

Р — общая сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде;

А — средняя стоимость используемых активов предприятия в рассматриваемом периоде (рассчитанная как среднехронологическая).

б) период оборота всех используемых активов. Он характеризует средний период времени, в течение которого совокупные активы торгового предприятия совершают полный хозяйственный оборот. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

ПОа=А / Ро= Д / КОа,

где ПОа — период оборота всех используемых активов, в днях;

А — средняя стоимость используемых активов в рассматриваемом периоде;

Р0 — однодневный объем реализации товаров в рассматриваемом периоде;

Д — число дней в рассматриваемом периоде (360 —в году; 90 — в квартале; 30 — в месяце);

КОа — коэффициент оборачиваемости всех используемых активов.

4. Уровень рентабельности.Он позволяет оценить способность торгового предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и охарактеризовать общую эффективность использования активов и вложенного капитала. Для проведения обобщающей оценки уровня рентабельности в процессе характеристики финансового состояния торгового предприятия используются следующие основные показатели:

а) коэффициент рентабельности всех используемых активов(или коэффициент экономической рентабельности). Он показывает уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами торгового предприятия, находящимися в его использовании. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Ра=ЧП / А,

где Ра — коэффициент рентабельности всех используемых активов;

ЧП — сумма чистой прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;

А — средняя стоимость используемых активов в рассматриваемом периоде;

б) коэффициент рентабельности собственного капитала(или коэффициент финансовой рентабельности). Он характеризует прибыльность собственного капитала, инвестированного в торговое предприятие. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Рск = ЧП / СК,

где Рск — коэффициент рентабельности собственного капитала;

ЧП — сумма чистой прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;

СК — средняя стоимость собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде;

в) коэффициент рентабельности реализации товаров(или коэффициент коммерческой рентабельности). Он характеризует прибыльность торговой деятельности предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Рр=ЧПр / Р,

где Рр — коэффициент рентабельности реализации товаров;

ЧПр — сумма чистой прибыли предприятия от реализации товаров в рассматриваемом периоде;

Р — общая сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде;

 

 

21.Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности торговых организаций.

 

Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых организаций, можно свести в экономические категории: экономический эффект, экономический результат, экономическая эффективность.

Экономический результат— это абсолютное значение (не обязательно в стоимостном выражении) какого-либо показателя, характеризующего степень предпринимательской активности в той или иной сфере деятельности. Для торговой организации такими показателями могут быть, например, товарооборот, количество покупателей, посетивших магазин за определенный период времени, прирост торговой площади, объем закупленной партии товаров.

Под экономическим эффектомпонимают разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.

Экономическая эффективностьопределяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.

Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами. Система экономических показателей торговых предприятий опирается на дедуктивный метод, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности.

В качестве основы для обобщающего показателя рекомендуется использовать экономический потенциалторгового предприятия —совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получению максимально возможного в данных экономических условиях дохода.

В связи с этим модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить так:

Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал.

Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми нематериальными ресурсами, инновационными и другими способностями. В сумме это образует совокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.

Принцип эффективного применения экономического потенциала (Э ) можно представить в следующем формализованном виде: Эр = ф(Рп)-ф(Рв) →0,

где ф (Рп) — функция потенциальных ресурсов;

ф (Рв) — функция вовлеченных ресурсов,

В качестве составляющих могут быть использованы три группы показателей, отражающих:

1. интересы потребителей: - объем товарооборота; -товарная структура товарооборота; - качество обслуживания;

- уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.

2. интересы собственников предприятия, ожидающие эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют: - эффективность использования активов предприятия; - эффективность использования ресурсов; - отношение прибыли к выручке; -отношение прибыли к собственному капиталу.

3. Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, относят: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Наиболее часто применимые показатели:

показатели эффективности использования активов предприятия (Еа)

где А — средние совокупные активы предприятия;

Gm, Im, In - валовой доход, валовая прибыль, чистая прибыль;

показатели эффективности использования ресурсов (Ек):

где С — затраты (издержки обращения) торгового предприятия;

- отношение прибыли к выручке(Т):

 

— отношение прибыли к собственному капиталу (РАа)

где Аа— средний собственный капитал.

 

 

22. Финансовое планирование как основа управления финансовым развитием торгового предприятия: характеристика основных систем внутрифирменного финансового планирования.

 

Планирование является одним из трех опорных элементов системы управления предприятием, к которым относятся также организация управления и контроль. Система планирования позволяет:

-оптимизировать использование имеющихся ограниченных ресурсов;

-скоординировать деятельность персонала в направлении единых целей организации;

-осуществлять эффективный контроль.

Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях деятельности. Процесс планирования включает в себя следующие этапы:

1. Анализ сложившихся условий функционирования организации.

2. Составление прогноза их развития на планируемый период;

3. Определение целевого состояния бизнеса;

4. Планирование путей его достижения.

Стратегическое планированиев торговле следует рассматривать как определение стратегической цели развития торгового предприятия на основе прогноза его возможностей и изменений внешней среды, а также выработку программы действий по достижению этой цели.

Система стратегического планирования включает в себя разработку долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и оперативных планов развития. Небольшие размеры большинства предприятий торговли и динамично изменяющаяся внешняя среда их функционирования определяет горизонт долгосрочного планирования отрасли – не более 2 лет, среднесрочное планирование охватывает период от 1 до 2 лет, краткосрочные планы разрабатываются на период до года. Оперативное планирование предусматривает разработку текущих планов работы на несколько дней и недель.

Процесс стратегического планирования начинается с анализа внешней и внутренней среды торгового предприятия.

Анализ внешней среды целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:

- рынок покупателей товаров и услуг; (направление развития бизнеса)

- рынок товаров и услуг;

- рынок поставщиков(не только товаров но и оборудования, инвентаря, упаковки, тары, рекламной поддержки);

- технологии ;

- финансовые рынки (база данных инвесторов, инструментов размещения денежных активов);

- трудовые ресурсы (выявление наиболее перспективных рынков труда);

- механизм государственного регулирования;

- конкуренция(наиболее значимый фактор работы торговых организаций);

- среда кооперирования(подбор перспективных партнеров)

- информационная среда(средства массовой информации формирующие общественное мнение);

- международная среда.

Следующая важная составляющая стратегического планирования это - Анализ внутренней средыпредставляет собой процесс изучения совокупности внутренних элементов организации, позволяющий выявить её слабые стороны, а также внутренние резервы. Цель анализа – оценка эффективности использования ресурсов, имеющихся у организации. Направления анализа:

- менеджмент организации(система управления, распределение полномочий, результативность работы ключевых менеджеров);

- продажи (объемы,факторы, динамика и причины её изменения);

- товары и услуги (широта и глубина ассортимента);

- маркетинг(ценообразование, каналы сбыта товаров, исследование рынка, организация внутримагазинной рекламы, методов создания имиджа организации, связи с общественностью);

- информация(эффективность информационной системы, уровень автоматизации процессов);

- технологии и организация торгово-технологических процессов анализируются сильные и слабые стороны работы торгового предприятия в следующих областях: закупки; доставка; приемка, хранение и подготовка товаров; организация и технология обслуживания покупателей;

- кадровый потенциал и условия труда ;

- материально-техническое обеспечение;

- финансы(источники формирования, эффективность использования финансовых ресурсов;отношения с кредиторами, банком, дебиторами. Издержки обращения, ресурсосберегающие мероприятия);

- организационная культура(перечень декларируемых организационных ценностей, формирование организационной культуры).

Следующим этапом стратегического планирования является выработка стратегии – программы действий, обеспечивающих реализацию миссии и целей организации.

В соответствии с уровнем реализации стратегии разделяют на корпоративную, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия детализируется по жизненно важным направлениям деятельности (товарная, инвестиционная, структурная, сбытовая )

Стратегии функциональных подразделений организации включает в себя тактические мероприятия (участие в ярмарках, проведение рекламных компаний, налаживание определенных каналов сбыта).

Операционная стратегия направлена на определение действий, обеспечивающих реализацию целей товарных отделов и секций.

Назначение текущего планирования – установление краткосрочных целей торговой компании и определение тактики их достижения.

Текущие планы – инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев.

Основные разделы комплексного текущего плана:

- план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций;

- план товарного обеспечения;

- план затрат;

- финансовый план.

Любой торговой компании независимо от целей программы необходимо планировать основные показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности:

- балансовую прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения);

- балансовую прибыль на одного среднесписочного работника;

- размер затрат в процентах к валовому товарообороту;

Необходимо планировать также:

- объем товарооборота;

- структуру товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данной фирмы ассортиментным группам;

- валовый доход;

- структуру затрат;

- объем товарооборота в расчете на одного работника торговой группы.

Показатели третьего уровня характеризуют реализацию программ по развитию материально-технической базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и т.п. (Размер торговых площадей, количество единиц установленного оборудования). Структура и содержание показателей третьего уровня зависят от конкретных задач как текущих планов, так и целевых программ торговой компании.

Общий алгоритм текущего планирования включает несколько этапов:

- анализ информации о выполнении бюджета за предыдущий период (месяц, квартал, полугодие, год);

- подготовка первого варианта плана торгового предприятия по опорным показателям

- подготовка предварительных планов структурных подразделений;

- оценка планов подразделений с точки зрения их соответствия плану предприятия, при необходимости увязка отдельных параметров и корректировка;

- составление окончательного плана и программ;

- подготовка финансовых бюджетов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.