История создания УК Франции 1992 г.
Попытки создания нового УК Франции предпринимались уже в XIX в. Первая комиссия по разработке его проекта была учреждена в 1887 г. В 1892 г. ею был подготовлен и опубликован проект из 112 статей, которые должны были составить Общую часть будущего кодекса. Однако он так и остался проектом. Вторая комиссия, образованная в начале 1930-х гг. и возглавленная Полем Маттером, бывшим в то время Генеральным прокурором Кассационного Суда Франции, в 1934 г. опубликовала свой проект полного УК, состоявший из 496 статей. Этот проект воплотил в себе последние достижения криминологии. В частности, большое место было отведено мерам безопасности. Дальнейшие политические события в мире, связанные с началом второй мировой войны, вынудили французских законодателей приостановить законопроектные работы. 36_____________________УК Франции В период 195 8-1960 гг. в действовавший У К были внесены существенные изменения, а в ноябре 1974 г. собралась новая, третья по счету, законопроектная комиссия. Проект Общей части был опубликован в 1976 г. После его обсуждения и внесения поправок «окончательный» проект был опубликован в 1978 г. Проект 1978 г. вдохновлялся идеями новой социальной защиты. Как известно, первые сторонники теории социальной защиты (итальянец Ф. Граматика и др.) отвергали такие понятия, как «вина», «ответственность», «наказание», «преступник», считая их принадлежностью традиционного («возмездного») уголовного права. По их мнению, уголовное право нужно заменить правом социальной защиты. Не «субъект преступления», а «лицо, отклоняющееся от нормы», не «уголовная ответственность», а «ресоциализация» и т. д. Основанием для вмешательства государства служит «антисоциальность» лица. Что касается санкции, то она является мерой социальной защиты, которая должна устанавливаться в каждом конкретном случае, а не предусматриваться на будущее для всех без исключения случаев'. Французская версия теории 1 Ru.isal M.-L. Droit penal. Presses Universitaires de France. Paris, 1987. P.41. Предисловие____________________37 социальной защиты (так называемая «новая социальная защита») принадлежала Марку Анселю, который возражал против замены уголовного права правом социальной защиты, однако поддерживал некоторые идеи Ф. Граматика, в частности о ведении досье на каждого правонарушителя, ресоциализашш и приоритете превенции.2 Против основных положений теории новой социальной защиты выступили представители современной неоклассической школы в уголовном праве Франции Ж. Левассер, Р. Мерль, Ж.-К. Сойе, М.-Л. Рассат и другие. Полемизируя с представителями новой социальной защиты, эти юристы не могли согласиться с необоснованным, по их мнению, расширением льгот для преступников, со сложившейся системой санкций, которая, по сути, стала неограниченной с той лишь оговоркой, что судья не мог назначить наказание выше предусмотренного законом максимума. Более того, как это ни странно звучит, теория новой социальной защиты, с точки зрения неоклассиков, даже опасна для индивидуальной свободы человека, поскольку фактически требует того, чтобы каждое лицо, совершившее преступное дея- 2 Ibid. P. 42. 38_____________________УК Франции ние, было волей-неволей «социализировано», тогда как немалая часть преступников следует своему «призванию». Ресоциализация может быть предложена только тем, кто этого желает. Таким образом, уголовная юстиция должна быть разумно наказывающей, базирующейся на законности уголовной репрессии, быстроте привлечения к ответственности и неотвратимости наказания. Вкладом современной неоклассической школы в уголовное право Франции стало создание норм, ориентированных на усиление уголовной репрессии. Принимаются следующие законы: от 8 июня 1970 г. (названный «Анти-взломщики»), направленный на борьбу с насильственными преступлениями, совершаемыми в группе; от 9 июля 1971 г., вводящий в состав незаконного лишения свободы новое отягчающее обстоятельство в виде захвата заложников; от 15 июля 1970 и 5 июля 1972 гг., регламентирующие ответственность за угон самолета; от 11 июля 1975 г., вводящий отягчающие обстоятельства сводничества. В области исполнения наказания законом от 22 ноября 1978 г. был учрежден так называемый период надежности, в течение которого осужденный за преступление или проступок, наказываемые тюремным заключением на срок не ниже десяти лет, не мог вое- Предисловие____________________39 пользоваться никакими льготами по смягчению наказания (режимом полусвободы, помещением вне исправительного учреждения, условно-досрочным освобождением и др.). Закон от 2 февраля 1981 г., названный «Безопасность и свобода», ограничил возможности судьи в области применения института смягчающих обстоятельств при назначении наказания и предоставлении отсрочки его исполнения для лиц, совершивших насильственные преступления, совместив это с увеличением санкций. В связи с избранием летом 1981 г. нового руководства Французской Республики отмечен возврат к теории новой социальной защиты. Осенью 1981 г. продолжились работы по подготовке проекта УК. Положительным фактором уголовной политики были отмена смертной казни законом от 9 октября 1981 г., введение новых видов наказания, призванных сократить назначение тюремного краткосрочного лишения свободы (штрафо-дни, работы в общественных интересах). Вместе с тем эта политика отличалась радикальностью и принятием не всегда обоснованных решений. Объявлялись массовые амнистии и помилования, произошел отказ от практически любой принудительности в пенитенциарных учреждениях. В декабре 1981 г. был отменен закон «Анти-взломщики». 40_____________________УК Франции В августе 1982 г. декриминализирован проступок в виде гомосексуализма в отношении несовершеннолетнего. В июне 1983 г. упразднены некоторые, наиболее критикуемые, положения закона «Безопасность и свобода» и категория насильственного преступления как самостоятельная категория, а также ее специальный режим. Возвращение к власти правых партий в марте 1986 г. привело к повороту уголовной политики в сторону жестких идей и жесткого их осуществления. Девятого сентября 1986г. были приняты четыре закона: о борьбе с преступностью, о борьбе с терроризмом, об исполнении наказаний, об условиях въезда и пребывания иностранных граждан во Франции. Затем увидели свет закон от 30 ноября 1987 г. о предупреждении и уголовном преследовании укрывательства, закон от 31 декабря 1987г. об уголовном преследовании подстрекательства к самоубийству, закон от 31 декабря 1987 г. о борьбе с торговлей наркотиками и закон от 5 января 1988 г. о преследовании мошеннических действий в области информатики. Таким образом, французская уголовная политика начиная со второй половины XX в. не имела какой-либо четкой общей тенденции, а, по образному выражению французского профессора Мирей Дельмас-Марти, коле- Предисловие____________________41_ балась между «либеральной моделью» и «авторитарной моделью». Между тем работы над составлением проекта УК Франции продолжались. Его новые тексты были обнародованы в 1983 и 1985 гг. 20 февраля 1986 г. министр юстиции Р. Бадинтер представил проект УК второй внеочередной сессии Сената. В своем выступлении он оценил УК 1810г. как устаревший, не соответствующий требованиям борьбы с современными формами преступности, противоречивый и неполный, лишенный системности и логичности, и изложил основные идеи уголовно-правовой реформы.3 Представленный Р. Бадинтером проект нового У К был обсужден и принят в двух чтениях в каждой из палат французского парламента — Сенате и Национальной ассамблее — в соответствии с раздельной процедурой обсуждения и принятия законопроектов. Затем была создана совместная паритетная комиссия, состоявшая из членов обеих палат, которая должна была принять окончательное решение по наиболее дискуссионным вопросам проекта. В бюро этой комиссии, собравшейся в Сенате 2 апреля 1991 г., вош- 1 Senat. Deuxieme session extraordinaire de 1985-1986. Annexe au proces-verbal de la seance du 20 fevrier 1986. №300. P. 2-18. 42_____________________У К Франции ли: Жак Лярше (председатель), Жан-Жак Гиест (вице-председатель), Мишель Сапэн (докладчик в Национальной ассамблее) и Марсель Рюдлофф (докладчик в Сенате). В своем выступлении М. Сапэн отметил, что во время каждого из двух чтений проект нового УК был объектом тщательного изучения, в результате которого 135 статей проекта Общей части были приняты, 12 — исключены и в 43 внесены различные поправки. После подтверждения основных положений, по которым Национальная ассамблея и Сенат достигли соглашения, комиссия наметила 5 тем, которые должны были стать предметом дальнейшего изучения и уточнения. Это: упразднение вспомогательных наказаний или их сохранение; уголовная ответственность попустителя; законная оборона имущества; сфера уголовной ответственности юридических лиц и наказания, которые должны к ним применяться; период надежности. После обсуждения темы о вспомогательных наказаниях было решено отказаться от принципа, согласно которому уголовное осуждение влечет за собой на правовом основании, т. е. автоматически, некоторые запрещения или ограничения прав. Более того, комиссия потребовала специально указать в за- Предисловие____________________43 коне, что судья должен особо оговорить назначение такого наказания, как запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами. По второй теме комиссия решила отказаться от установления попустителя, т. е. того, кто «позволяет совершить запрещенное уголовным законом деяние, состоящее в нарушении предписаний, соблюдение которых было прямо или косвенно возложено законом на него, лицу, находящемуся под его властью». После обсуждения третьей темы комиссия выработала положение, признающее в принципе законную оборону имущества, однако отвергла возможность ссылаться на защиту имущества в случае совершения умышленного убийства. Наиболее сложной была тема об уголовной ответственности юридических лиц. Докладчики Сапэн и Рюдлофф отметили, что институт уголовной ответственности этих субъектов получил поддержку обеих палат, однако возникли разногласия по поводу круга тех преступлений и проступков, ответственность за которые могла бы возлагаться на юридические лица, и виды наказания, которые следовало бы к ним применять. После долгого обсуждения данных вопросов комиссия приняла следующее решение: 1) исключить возможность привлечения к уголовной от- 44_____________________УК Франции ветственности только для государства и местных органов самоуправления, если последние осуществляют деятельность, которая не может быть делегирована другим субъектам; 2) определить такие виды наказания, которые исключали бы роспуск и помещение под судебный надзор публично-правовых юридических лиц, политических партий и групп, профсоюзов и т. п.; 3) уточнить, что наряду с уголовной ответственностью юридического лица возможна уголовная ответственность физического лица — исполнителя или соучастника того же самого преступного деяния; 4) ввести для юридических лиц пятикратный размер штрафа, установленного физическим лицам, а в случае рецидива — десятикратный. Не менее дискуссионным стал вопрос о периоде надежности. Докладчики Сапэн и Рюдлофф отметили, что норма о периоде надежности была предметом существенных разногласий двух палат французского парламента. Национальная ассамблея предложила установить простое факультативное провозглашение этого периода, Сенат же считал необходимым признать его автоматический характер. После обсуждения этого сложного вопроса комиссия постановила: 1) установить автоматический характер назначения периода надежности для преступных дея- Предисловие____________________45 ний исключительной тяжести; 2) разрешить судам сокращать или увеличивать этот период, в случае увеличения — он не может превышать двадцати двух лет (против тридцати лет согласно прежнему У К); 3) установить, что период надежности назначается только в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части У К Франции. Окончательный текст уголовного закона, выработанный совместной паритетной комиссией, был принят в третьем чтении каждой из палат парламента. 22 июля 1992 г. Президент Французской Республики Ф. Миттеран утвердил четыре закона, излагающие положения нового УК Франции. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|