Здавалка
Главная | Обратная связь

Интеллект. Структура интеллекта. Оценка интеллекта



 

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

  1. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
  2. Структурный подход: интеллект, как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.

Интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру интеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Таким образом, он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде.

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, тесты интеллекта Кеттела.

С помощью статистических факторных методов исследовались различные стороны общего интеллекта, которые обозначаются первичными умственными потенциями. Выделяют семь таких потенций:

  1. Счетную способность (способность оперировать числами и выполнять арифметические действия).
  2. Вербальную (словесную) гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова).
  3. Вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь).
  4. Пространственную ориентацию (способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве).
  5. Память.
  6. Способность к рассуждению.
  7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Выделяют 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Существует точка зрения, согласно которой у человека уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно, к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего рассвета. С другой стороны формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии (болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается: а) наличием лишней третьей хромосомы из 21-ой пары хромосом; б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности. Недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ребенка, или, если мать в начале беременности заболевает краснухой, это приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениум или даже аспирином, употребление алкоголя и курения может привести к значительной задержке умственного развития ребенка). Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь.

Оценка интеллекта.

Наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ), который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Среднее значение соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие – к 200.

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве до 3-х летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие стоит отличать от приобретенного, которое называют деменцией. По международным стандартам при IQ≤50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ≥50 – средней тяжести; при IQ≤35 – резко выраженная. Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ=20. средняя степень называется имбецильностью (IQ=20-50). Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ≤75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы.

Темы рефератов:

1. Расстройства памяти.

2. Расстройства мышления.

3. Роль и виды чувствительности (ощущения) у человека.

 

Рекомендуемая литература:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Высшее образование. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

2. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие, 3-е изд. – М: Изд-во института психотерапии, 2005. - 224 с.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для ВУЗов. - М: Издательство: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2002. - 624 с.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005. - 713 с.

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.