Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательство об информационных правоотношениях



Вся совокупность новых терминов, описывающих преступления в сфере компьютерной информации, предоставлена в следующей таблице (в скобках указаны соответствующие статьи УК РФ

 

Виды субъектов (кто)

Виды действий (каким образом)

Виды объектов воздействия (что)

Виды местонахождения объектов (где)

Виды последствий действий

 

Лицо, имеющее доступ к ЭВМ

 

(ст. 272,274)

Неправомерный доступ

 

(ст. 272)

Охраняемая законом компьютерная информация ЭВМ

(ст. 272, 273, 274)

Уничтожение информации

 

(ст. 272, 273, 274)

Создание вредных программ

 

(ст. 273)

Информация

 

(ст. 273)

Система ЭВМ

 

(ст. 272, 273, 274)

Блокирование информации

 

(ст. 272, 273, 274)

Использование вредоносных программ

 

(ст. 273)

Программы

 

(ст. 273)

Сеть ЭВМ

 

(ст. 272, 273, 274)

Модификация информации

 

(ст. 272, 273, 274)

Распространение вредоносных программ

 

(ст. 273)

Охраняемая законом информация ЭВМ

 

(ст.274)

Машинный носитель

 

(ст. 272, 273)

Копирование информации

 

(ст. 272, 273, 274)

Внесение изменений в существующие программы

 

(ст. 273)

Вредоносные программы

 

(ст. 273)

Нарушение работы ЭВМ

 

(ст. 272, 273, 274)

 

 

Нарушение правил эксплуатации ЭВМ

(ст. 274)

 

 

Учитывая терминологическую насыщенность нормативной базы, регулирующей информационные отношения, и значение этой базы для создания криминалистической характеристики информационных преступлений и их разновидности - компьютерных преступлений - рассмотрим основные законодательные акты более подробно в той последовательности, в которой они были приняты.

 

До принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Закон "О правой охране программ") программное обеспечение компьютеров вообще не было законодательно защищено от незаконных действий.

 

Программы свободно копировали и использовали, не опасаясь наказаний. В силу незащищенности законом авторских прав разработчиков отечественного программного обеспечения, в них отсутствовал стимул к деятельности, что привело к отставанию от темпов научно-технического прогресса в этой области.

 

Основной идеей этого закона, а также принятого одновременного с ним Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3526-I "О правовой охране топологии интегральных микросхем" являлось урегулирование отношений в сфере защиты прав авторов и разработчиков программно-технического обеспечения.

 

В Законе впервые в отечественной законодательной практике были зафиксированы важнейшие понятия и правовые конструкции, отражающие представление законодателя об элементах охраняемой сферы. Давались определения целому ряду терминов, "программа для ЭВМ", "база данных", "модификация программы" и другие, положивших основу развитию правовой терминологии в данной области.

 

Так, в ст.1 закона РФ "О правовой охране программ" указано, что программа для ЭВМ рассматривается как объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под "программой под ЭВМ" подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

 

Под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

 

Важным законодательным новшеством было отнесение программ и баз данных для ЭВМ к объектам авторского права (п.2 ст.2 закона РФ "О правовой охране программ").

 

Во второй главе закона формировались понятия исключительных авторских прав разработчиков программ - авторство (ст.8), личные права (ст.9), имущественные права (ст.10) и другие.

 

В третьей главе регламентировался порядок использования программ для ЭВМ и баз данных.

 

В главе четвертой закона, посвященной защите прав, предусматривалась возможность наложения ареста на экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования в нарушение прав авторов программы для ЭВМ или базы данных и иных правообладателей; там указано, что выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо их незаконное воспроизведение или распространение влечет за собой уголовную ответственность (ст. ст. 17-20).

 

Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 году, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) (ст.1). Обращения к этому закону требует установленная новым УК РФ ответственность за нарушение авторских и смежных прав (ст.146 УК Российской Федерации).

 

В Законе указано, что он является элементом законодательства России об авторском праве и смежных правах наряду с другими актами, в том числе Законом "О правовой охране программ".

 

Здесь повторяется и уточняется ряд формулировок Закона "О правовой охране программ", разграничивающих авторские права на программы и базы данных и смежные права (ст.4; разделы II и III).

 

Закон РФ "О государственной тайне", принятый в 1993 году, урегулировал отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитной в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. В законе имеется ряд важных терминов, раскрывающих природу этих специальных информационных отношений.

 

В частности, в ст.2 под государственной тайной Законом понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

 

Важным понятием является определение носителей сведений, составляющих государственную тайну (ст.2). Это материальные объекты, в том числе и физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Из данного определения видно, что Закон рассматривает физические поля как достаточно материализованную субстанцию и как носитель информации или совокупность сигналов, передающих ее.

 

Средства защиты информации рассматриваются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации (ст.2).

 

Важным определением является доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ст.2).

 

Законом "Об обязательном экземпляре документов", принятым в 1993 году, впервые определяется понятие документа (ст.1). Под таковым понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

 

В ст.5 данного Закона впервые отражена классификация документов. Характерно, что алгоритмы и программы по этой классификации относятся к электронным изданиям и/или к неопубликованным документам.

 

Принятый в 1994 году Гражданский Кодекс Российской Федерации впервые (ст.128 ГК) отнес к объектам гражданских прав информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

 

В ст.139 законодатель конкретизировал свои представления об информационных отношениях, включив в эту сферу вопросы, связанные со служебной или коммерческой тайной.

 

Определяя информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну. Кодекс указал, что таковой она является лишь в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут быть служебной или коммерческой тайной, определяются законом или иным правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

 

Закон "О связи", принятый в 1995 году, в контексте рассматриваемой проблемы установил и разъяснил понятие электрической связи (электросвязи), определяемой как всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио- оптической и другим электромагнитным системам (ст.2).

 

Законом используется также термин оконечное оборудование - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи (ст.2).

 

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - закон "Об информации"), принятый в 1995 году, регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон не затрагивает отношений, регулируемых законодательством об авторском праве и смежных правах (ст.1).

 

Законом определен ряд важных понятий (ст.2), на которых уже было акцентировано внимание выше, в частности: информация, документированная информация, информационные процессы, конфиденциальная информация, собственник информационных ресурсов и др. Следует лишь опять повторить, что законодатель выделил именно документированную информацию как объект собственности, а следовательно защите подлежит только документированная информация.

 

Целью Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", принятого в 1995 году, является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене (ст.1).

 

В дополнение к определениям, установленным ранее, данный Закон ввел ряд новых определений, таких как: "массовая информация", "информационные продукты", "информационные услуги", "информационная безопасность" (ст.2).

 

Так, массовая информация - это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

 

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

 

В заключении надо отметить, что принятие нового Уголовного Кодекса придало завершенность данной сфере правового регулирования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.