Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие государственного устройства империи франции



Термидорианский переворот и Конституция 1795 г.

Пришедшая к власти в результате переворота группа

умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы рес-

публикански настроенных кругов французской буржуазии,

получила название термидорианцев. Для этой группировки,

как и для других депутатов Конвента, участвовавших в

суде над королем и ставших тем самым "цареубийцами",

реставрация монархии была абсолютно неприемлема, но

столь же нетерпимым для нее стал режим революционного

террора.

Первое время термидорианцы были вынуждены сохранять

систему государственных органов, созданную якобинцами.

При этом сам механизм революционной диктатуры был пос-

тепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-эко-

номическое законодательство якобинцев.

Комитет общественного спасения, где заседали теперь

участники антиякобинского заговора, потерял значение

правительственного органа. Были упразднены Парижская

коммуна - оплот якобинцев, а также революционные коми-

теты, реорганизован Революционный трибунал.

Но и реформированная термидорианцами политическая

система ассоциировалась с революционными традициями.

Поэтому с особой остротой вновь стал вопрос о восста-

новлении конституционного строя.

Формально считалось, что в силе оставалась конститу-

ция 1793 г., принятая якобинским Конвентом и подтверж-

денная первичными собраниями выборщиков. Хотя якобинс-

кая Конституция так никогда и не применялась, первона-

чально сами термидорианцы ставили вопрос о поправках и

добавлениях, необходимых для ее введения в действие.

Однако вскоре, в частности под воздействием новых рево-

люционных волнений, правые термидорианцы усмотрели в

якобинской конституции "организованную анархию" и при-

няли решение о подготовке нового конституционного доку-

мента. Они спешили с конституированием новой власти,

тем более что вновь напомнила о себе политическая опас-

ность со стороны открытых врагов республики - роялис-

тов, фейянов и т. д. В августе 1795 г. Конвент принял

новую конституцию Франции (известную как Конституция

III года республики).

Следуя установившейся в период революции традиции,

термидорианцы вынесли текст конституции на плебисцит, и

она была поддержана подавляющим большинством первичных

собраний выборщиков, так как народ рассчитывал с по-

мощью новой Конституции спасти и укрепить республику,

отвести угрозу реставрации, сохранить демократические

завоевания революции.

Отмежевываясь от крайностей революции и политическо-

го безрассудства вождей якобинцев, авторы новой Консти-

туции сохранили не только девиз революции: "свобода,

равенство, братство", но и ее важнейшие достижения -

республиканизм, народный суверенитет, представительные

органы и т. д.

Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и

многословием (372 статьи), но при этом она была весьма

умеренной по своему политическому содержанию.

Декларация прав и обязанностей человека и граждани-

на, которая была предпослана Конституции, уже не была

проникнута революционным духом (отсутствовало право на-

рода на восстание, на сопротивление угнетению и т. д.)

и делала упор на закрепление экономических, моральных и

правовых устоев общества. Так, например, в ней подчер-

кивалось, что собственность "лежит в основе мировой

культуры, всего производства, всех средств труда и все-

го социального строя".

Конституция отменяла всеобщее избирательное право и

восстанавливала имущественный ценз. Следуя уже испытан-

ной в 1791-1792 гг. политической модели, новая консти-

туция в статье 22 заложила в основу республиканского

строя принцип разделения властей. Однако новая органи-

зация государственной власти отличалась громоздкостью,

доктринерством, чисто внешним подражанием образцам ан-

тичной демократии.

В системе разделения властей законодательному корпу-

су отводилось ведущее место. Авторы конституции прояви-

ли политическую осторожность и отказались от создания

"всемогущего" законодательного органа по типу Нацио-

нального конвента. Впервые в истории французского конс-

титуционализма законодательный корпус был создан не на

однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из

Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не мо-

ложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30

лет).

Право законодательной инициативы по конституции пре-

доставлялось только Совету пятисот, но решение послед-

него становилось законом только после одобрения Совета

старейшин. Отклоненный последним законопроект мог вно-

ситься повторно только спустя год. Законодательная

власть, таким образом, заведомо становилась источником

политической конфронтации, а следовательно, и нежизнес-

пособной.

Политическая нестабильность и неустойчивость были

присущи и исполнительной власти, которая также была из-

начально обречена на малую эффективность. Она вручалась

Директории из 5 членов, избираемых путем тайного голо-

сования законодательным корпусом.

Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания од-

ного из ее членов. Председательствовали в ней поочеред-

но все члены в течение трех месяцев. Для осуществления

чисто управленческих функций Директория назначала ми-

нистров, которые, однако, не составляли правительство.

Псевдодемократические государственные формы, введен-

ные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соот-

ношения политических сил, не могли обеспечить экономи-

ческой и правовой стабильности. Хотя по Конституции

1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не долж-

ны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в

Директории играл один из лидеров термидорианцев, бесп-

ринципный карьерист Баррас. Как и многие другие предс-

тавители правящей верхушки, он откровенно стремился ис-

пользовать государственную казну для личного обогаще-

ния.

Откровенная коррупция, поразившая и сами правитель-

ственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое

положение республики. Директория не в состоянии была

решить те проблемы, которые стояли перед новым сформи-

ровавшимся за годы революции гражданским обществом.

Сохранялась опасность монархической, феодальной рестав-

рации и нового революционного взрыва масс, вызванного

бедственным положением городских низов и возрождением

популярности якобинских идей.

Непоследовательность, резкие повороты в политике Ди-

ректории, то обрушивавшей удары против якобинцев, то

начинавшей борьбу против дворян-эмигрантов и неприсяг-

нувших священников, то облагавшей высоким подоходным

налогом финансистов и спекулянтов, делали политическую

обстановку в Франции непредсказуемой. Ненадежность пра-

вительства Директории, проводившей "политику качелей",

делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим

все более непопулярным и неустойчивым.

Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799 г.

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г.

(18 брюмера VIII года республики - по новому календарю)

группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала

Бонапарта, привел к упразднению Директории и устранению

других конституционных органов.

Власть во Французской республике перешла к коллегии

из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших

членов Директории, участвовавших в заговоре, - Сиейеса

и Роже Дюко. Фактически же контроль за политическими

событиями в стране все более оказывался в руках генера-

ла Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым

и властолюбивым государственным деятелем.

Печальный финал Конституции III года республики, ко-

торая была объявлена причиной всех бедствий во Франции,

стал своего рода неизбежностью. Политика "качелей",

проводимая Директорией, ставшая символом непрочности и

порочности правящего режима, в результате потеряла сво-

их последних сторонников.

К осени 1799 г. Директория окончательно утратила

свой авторитет как у демократически настроенных респуб-

ликанцев, так и у новой буржуазной аристократии, меч-

тавшей о создании устойчивой власти, способной искоре-

нить революционные настроения во французском обществе.

Демократические силы Франции, ослабленные предшествую-

щими репрессиями, не выступили в защиту конституционно-

го правительства, деятельность которого отличалась отк-

рытой враждебностью по отношению к народным массам.

Особенность нового государственного переворота сос-

тояла в том, что он был осуществлен не только посредс-

твом верхушечного антиправительственного заговора, но и

при прямой поддержке заговорщиков армией, сыгравшей

благодаря авторитету генерала Бонапарта роль своеобраз-

ного политического арбитра. В условиях политической не-

устойчивости и неэффективности системы конституционных

органов армия становилась стержневым элементом и опорой

государственной власти. За годы, прошедшие после рево-

люции, в заграничных завоевательных походах армия утра-

тила свой революционный дух и охотно приняла политику

цезаризма.

По методам осуществления власти и по своей социаль-

ной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от

правления Директории. Это была новая форма политической

консолидации французского общества, осуществленной пу-

тем установления авторитарного, откровенно антидемокра-

тического режима. Генерал Бонапарт, стремившийся к ус-

тановлению личной власти, лишь отразил готовность кон-

сервативно настроенных кругов французского общества к

уничтожению остатков революционных идей и учреждений.

Он уловил их желание создать стабильную государст-

венную систему, не связанную идеологическими догматами,

но обеспечивающую простор для развития предприниматель-

ской деятельности. Именно поэтому политика бонапартизма

получила поддержку не только со стороны буржуазных кру-

гов, но и французских крестьян-собственников, опасав-

шихся в равной мере феодально-монархической реставрации

и новой волны революционного экстремизма.

Будучи достаточно трезвым политическим деятелем, ге-

нерал Бонапарт ясно представлял, что создаваемый им и

опирающийся на армию авторитарный режим должен быть как

можно быстрее облечен в конституционные формы. Он пони-

мал также, что переход от коллегиальных республиканских

учреждений к личной власти требует промежуточных ступе-

ней и политико-юридического камуфляжа. Взяв в свои руки

инициативу в составлении новой конституции, он оттеснил

при этом Сиейеса, претендовавшего на роль "отца" фран-

цузских конституционалистов, но проявившего со своим

проектом непоследовательность и медлительность.

Генерал Бонапарт, он же первый консул, предложил та-

кую организацию "республиканской" государственной влас-

ти, которая открывала простор для его честолюбивых по-

литических замыслов. Новая конституция (Конституция VI-

II года республики) отличалась от своих предшественниц

прежде всего тем, что не утверждалась представительным

органом. Подписанная лишь членами узкой конституционной

комиссии, она по воле первого консула была вынесена "на

одобрение французского народа". Таким образом, новая

республиканская конституция была утверждена 13 декабря

1799 г. по итогам плебисцита, который проводился под

жестким государственным контролем. Волеизъявление

"французского народа" осуществлялось не путем голосова-

ния в первичных собраниях избирателей, а посредством

сбора подписей в реестрах, которые вели мировые судьи,

нотариусы и т. д. В Конституции при внешнем сохранении

республиканского строя закреплялась диктатура генерала

Бонапарта, принявшая лишь гражданские очертания.

В отличие от предшествующих основных законов, Конс-

титуция 1799 г. уже не содержала Декларации прав чело-

века и гражданина, ибо "гражданин Бонапарт" не считал

уместным само напоминание в этом документе о свободе и

братстве. Гарантируя буржуазии и крестьянству собствен-

ность, полученную в годы революции в результате конфи-

скаций и разделов дворянских имуществ, Конституция 1799

г. заявила, что "после совершения законной продажи на-

ционального имущества независимо от его происхождения"

приобретатель такого имущества не может быть его лишен

(ст. 94). В Конституции нашли свое отражение и цеза-

ризм, и опора на армию, которой отводилась важная роль

в осуществлении внутренней и внешней политики. Бонапарт

в конституции особо предусмотрел установление пенсий

для раненых воинов, а также для вдов и детей военных,

умерших на поле битв и вследствие ранений (ст. 86).

Сохранив формально идею национального суверенитета,

конституция 1799 г. ввела запутанную и псевдодемократи-

ческую систему "участия" граждан в государственных де-

лах. С чисто популистскими целями Бонапарт отменил явно

антинародный и откровенно плутократический имуществен-

ный ценз и тем самым ввел во Франции своеобразное "все-

общее" избирательное право. По Конституции все граждане

(мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее го-

да в определенном округе, могли участвовать в избрании

так называемого коммунального списка (1/10 часть от

состава граждан в округе).

Лица, внесенные в коммунальные списки, в свою оче-

редь в той же пропорции составляли департаментские

списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на

департаментском уровне, где избиралась 1/10 часть граж-

дан "для осуществления национальных функций". Однако

члены этого национального списка не наделялись по Конс-

титуции правом проводить выборы в высшие государствен-

ные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на го-

сударственные должности.

Само комплектование государственных органов проходи-

ло на основе сложной системы кооптации, назначения и

выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры

Бонапарт по существу ликвидировал характерную для рес-

публиканского строя выборность государственных органов.

Основным стержнем всей конституционной системы явля-

лось правительство, которое выступало в виде коллегии

из трех консулов. Фактически правительство не было кол-

легиальным органом, поскольку первый консул обладал

особым статусом. Конституция содержала общее положение

о выборах консулов на 10 лет (с правом переизбрания),

но она непосредственно определяла, что первым консулом

является "гражданин Бонапарт". Последний был наделен

особыми функциями (промульгация законов и т. д.). Пер-

вому консулу принадлежало право назначения и смещения

членов Государственного совета, министров, послов, офи-

церов. Он же назначал (правда, без права на смещение)

судей, начиная от мировых и кончая членами кассационно-

го суда.

Согласно Конституции, он мог осуществлять свои пол-

номочия "в случае необходимости, при помощи своих кол-

лег" - второго и третьего консулов. Таким образом,

конституция практически отказалась от концепции разде-

ления властей, легально установив на республиканской

почве режим личной власти.

Для ослабления возможной оппозиции со стороны зако-

нодательной власти Наполеон предусмотрел в Конституции

своеобразное расщепление законодательного процесса, ко-

торый осуществлялся рядом органов. Государственный со-

вет по указанию и под руководством правительства сос-

тавлял и предлагал законопроекты, которые затем посту-

пали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законоп-

роекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вно-

сить их в Законодательный корпус. Члены Законодательно-

го корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что

получили название "трехсот немых"), а лишь принимали

его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направ-

лен первым консулом в Охранительный сенат, который

одобрял его или отменял как неконституционный. Наконец,

закон вновь возвращался к первому консулу, который под-

писывал и обнародовал его. Вся эта сложная процедура

порождала фактически политическое бессилие законода-

тельных органов и их большую зависимость от первого

консула.

С другой стороны, превратив законодательную власть в

придаток авторитарной системы, Конституция 1799 г. соз-

дала для первого консула возможность активно воздейс-

твовать на процесс законотворчества. Бонапарт со свойс-

твенной ему энергией незамедлительно развернул широкие

законодательные и кодификационные работы, нередко при-

нимал в них непосредственное участие. Во многом благо-

даря деятельности Бонапарта, выступавшего фактически в

качестве законодателя, Франция в короткий срок получила

новую правовую систему, ставшую фундаментом для эконо-

мических и социальных преобразований, начало которым

было положено еще революцией 1789-1794 гг.

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конс-

титуций, отказалась от выборности департаментской и

коммунальной администрации. Местные чиновники всецело

зависели от центральной администрации: в департаментах

первый консул назначал префектов, в округах и общинах -

супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муници-

пальные, общинные и генеральные) имели лишь совещатель-

ные функции, их решения подлежали утверждению соответс-

твующей администрацией.

Похоронив, по сути дела, выборные демократические

принципы, провозглашенные в период революции, конститу-

ция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации рес-

публики и восстановления авторитарных и бюрократических

методов управления, характерных еще для эпохи абсолю-

тизма.

Бонапарт прозорливо увидел опасности, проистекающие

от мощной бюрократической системы, тяготеющей к произ-

волу и деспотизму. В качестве "гарантии" от злоупотреб-

лений всесильной администрации конституция предусмотре-

ла право Государственного совета издавать распоряжения,

относящиеся к деятельности публичной администрации,

"разрешать затруднения, возникающие в административной

деятельности".

Руководствуясь принципом, что "никто не может быть

судьей в своем деле", Бонапарт позднее учредил при пре-

фектах, всемогущих главах местной администрации, специ-

альные Советы префектур, наделенные правом рассматри-

вать административные и управленческие споры. Таким об-

разом было положено начало институту административной

юстиции, характерному и для последующих этапов развития

государственного строя Франции.

Первая империя и бюрократизация государственного ап-

парата. Конституция 1799 г., предоставив первому консу-

лу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок

разгромить остатки якобинского движения и обезвредить

деятельность роялистов, стремившихся к монархической

реставрации во Франции.

Продемонстрировав респектабельным кругам общества,

прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собственни-

кам, преимущества сильного правительства, создав своими

успешными военными походами благоприятные условия для

промышленного развития Франции, Бонапарт

подготовил тем самым необходимый политический климат

для окончательного уничтожения республиканского строя.

В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного

в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г.,

Бонапарт, ставший к тому времени кумиром для большинс-

тва французов, был объявлен пожизненным консулом. Сог-

ласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был

присвоен титул императора (Наполеон I). Вновь был ис-

пользован испытанный прием плебисцита, и третья наполе-

оновская Конституция была практически единодушно одоб-

рена "французским народом".

Конституция отразила эволюцию честолюбивых полити-

ческих установок Наполеона. В ней основное внимание

уделялось уже не организации государственной власти (к

чему император в значительной степени утратил интерес),

а с большой тщательностью разрабатывались такие вопро-

сы, как престолонаследие, статус императорской семьи,

присяга императору, регентство, и т. д. Политический

расчет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению

дореволюционной процедуры венчания на трон, которая и

была впоследствии осуществлена при участии римского па-

пы.

Таким образом, постепенное развитие личной власти

Бонапарта с неизбежностью привело к качественным изме-

нениям в форме государственного строя Франции, которая

теперь не только фактически, но и юридически преврати-

лась в своеобразную монархию (империю). Правда, и с ус-

тановлением императорского титула первоначально сам

термин "республика" продолжал использоваться в законо-

дательстве ("управление республикой вверяется императо-

ру"), но он имел не больший смысл, чем в императорском

Риме, и постепенно стал выходить из употребления.

Персонификация государственной власти достигла свое-

го наивысшего предела. Личность Наполеона ассоциирова-

лась в глазах французов с правительством, с армией, с

государством в целом. От его воли, а нередко и от чис-

того произвола зависели политический курс и сама судьба

французского государства.

Установление монархического по своей сути строя соп-

ровождалось созданием императорского двора. Родственни-

ки Наполеона и его ближайшие соратники специальными ак-

тами Сената или императора получали титулы принцев,

князей, графов и т. д. Создавались особые придворные

должности великого канцлера, верховного избирателя и т.

п.

С установлением империи постепенно утрачивала свое

значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не

признавал каких-либо формальных юридических препятствий

на пути осуществления своих планов, ставил себя выше

закона. Постепенно деформировалась и созданная ею сис-

тема государственных органов, которая неоднократно пре-

образовывалась по усмотрению императора. Так, например,

были изменены состав и компетенция Государственного со-

вета, Сената и т. д. Высшие сановники составляли Высо-

кий совет императора, из них формировался Тайный совет,

к которому перешел ряд функций Государственного совета

и Сената.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на

базе быстро развивающегося капитализма гражданское об-

щество приобрело желанные стабильность и порядок, но

утратило все основные демократические завоевания рево-

люции. Правительство преследовало любые проявления сво-

бодомыслия: запрещались публичные собрания и манифеста-

ции, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т.

д.

Проголосовав за порядок и империю, французский народ

был вынужден в качестве своеобразной политической платы

согласиться с предельно ограниченной сферой действия

демократии, с утерей права на всякую легальную оппози-

цию бонапартистскому режиму.

Во время Первой империи во Франции в основном завер-

шился процесс становления современного, построенного на

рационалистических началах государства, освободившегося

от теологического и сословного наследия. Это государс-

тво создавалось Наполеоном на основе бюрократической

централизации, гражданской службы и преданности чинов-

ников императора. В условиях авторитарного режима оно

все более отчуждалось от общества, превращалось в спо-

собный к саморазвитию всесильный механизм, контролирую-

щий многие стороны не только публичной, но и частной

жизни французов.

Откровенно протекционистская экономическая политика

наполеоновского государства способствовала быстрому

росту капитализма и пользовалась на первых порах под-

держкой широких кругов предпринимателей.

"Чудовище централизации", как называл созданное Наполе-

оном государство А. И. Герцен, имело своим стержнем бю-

рократически организованный чиновничий аппарат. Некото-

рые звенья этого аппарата были унаследованы от старого

режима и от эпохи революции, но в основном они были

продуктом административного творчества самого императо-

ра.

Основным органом управления при Наполеоне стали ми-

нистерства, созданные на принципе единоначалия и жест-

кой исполнительной вертикали. К концу правления Наполе-

она I во Франции было 12 министерств, причем большая

часть из них была связана с проведением торгово-промыш-

ленной, фискальной, военной и карательной политики.

Наполеон по сути дела включил в систему государс-

твенного аппарата и католическую церковь, которая после

многих революционных потрясений и запретов была восста-

новлена в своих правах. Отчетливо представляя силу воз-

действия церкви на массы, особенно на крестьянство, он

еще в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объ-

явивший католицизм религией "подавляющего большинства

французского народа". Государство взяло священников на

свое содержание, а папа признал за Наполеоном право

назначать на высшие церковные должности. Священники

присягали на верность первому консулу, затем - импера-

тору.

В период консульства и империи дальнейшее развитие

получила также военная организация. Эволюция революци-

онных войн в захватнические окончательно изменила ха-

рактер французской армии, превратившейся из националь-

ной в корпоративную и цезаристскую. Значительная часть

бюджетных средств шла на военные нужды. В 1800 году в

связи с действием рекрутского набора для состоятельных

кругов была введена система найма заместителя, которая

позволяла сыновьям из богатых семей избегать "налога

кровью".

Отслужившие свой срок солдаты нередко за деньги про-

должали нести военную службу. Так в армии развивались

кастовость и профессионализм. В период империи офицерс-

кий состав ее все в большей мере пополнялся из предста-

вителей новой наполеоновской аристократии. Стремясь

поддерживать высокий воинский дух, Наполеон нередко шел

на создание привилегированных подразделений (гренаде-

ров, драгунов и т. д.), на выделение императорской

гвардии.

Многочисленные военные походы императора, умножавшие

его славу как полководца, требовали, однако, все новых

наборов и новых жертв. С 1800 по 1815 г. были призваны

на службу 3153 тыс. французов, не считая военнослужащих

вспомогательных подразделений, из них погибло около

1750 тыс. человек. Еще больший, невиданный до тех пор в

истории урон понесли армии союзников и противников На-

полеона (около 2 млн. человек).

Особое внимание Наполеон уделял развитию и укрепле-

нию полицейской системы, на содержание которой выделя-

лись большие ассигнования. При министерстве полиции,

которое возглавил опытный профессионал, коварный интри-

ган Ж. Фуше, была создана разветвленная система полити-

ческого сыска и шпионажа. Фуше добился строжайшей цент-

рализации полицейской системы. Генеральные комиссары и

комиссары полиции в округах и городах формально подчи-

нялись префектам, но фактически назначались министром

полиции и действовали под его руководством. В Париже

была создана особая префектура полиции.

В осуществлении карательной политики империи важную

роль играли военизированные полицейские соединения -

корпус жандармов, находившийся в подчинении военного

министра. При проведении крупных полицейских операций

(разгон митингов, массовые аресты и т. д.) отряды жан-

дармов передавались в ведение министра внутренних дел

или министра полиции. Жандармерия оказывала помощь по-

лиции в поимке преступников, контрабандистов и т. д.

Получила развитие и тюремная система Франции, организа-

ция которой осуществлялась при личном участии Наполео-

на.

Таким образом, сравнительно непродолжительный период

правления Наполеона (1799-1814 гг.) сопровождался су-

щественными изменениями во всех сферах государственной

жизни Франции. Авторитарный режим империи лишь внешне

представлялся постоянным и сильным. На деле таковым он

не являлся, поскольку не имел прочных конституционных

оснований и опоры в традиционном политическом сознании

французского общества. Он держался на властной воле и

успехе одной, хотя бы и одаренной, личности. Очевидно,

что такой режим не мог существовать бесконечно. Разлад

между обществом, могущественным государством и самим

императором становился исторически неизбежным.

 

КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРТИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЕВСТВА
4 ИЮНЯ 1814 ГОДА
Божественное Провидение, призывая нас снова после долгого отсутствия в наши государства, возложило на нас великие обязанности. Мир составлял первую потребность наших подданных: мы неустанно заботились о нем, и этот мир, столь необходимый Франции, как и остальной Европе, подписан. Современное состояние королевства требовало конституционной хартии: мы обещали ее, и теперь ее обнародуем. Мы рассудили, что, хотя вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе Короля, наши предшественники не колебались видоизменять ее осуществление сообразно различию времен. Таким образом, общины были обязаны своим освобождением Людовику Толстому, укреплением и расширением своих прав Людовику Святому и Филиппу Красивому, судебные учреждения были установлены и развиты законами Людовика XI, Генриха II и Карла IX. Наконец, Людовик XIV определил почти все части государственного управления различными указами, мудрость коих еще доселе ничем не превзойдена. Мы должны были по примеру Королей, наших предшественников, принять в расчет последствия постоянно возрастающих успехов просвещения, новые отношения, которые эти успехи внесли в общество, направление, укоренившееся в умах за последние полвека и важные перемены. Из этого воспоследовавшие мы признали, что желание наших подданных иметь конституционную хартию есть выражение действительной потребности, но, уступая этому желанию, мы приняли все меры к тому, чтобы эта хартия была достойна нас и народа, которому мы гордимся повелевать. Мудрые люди, взятые из первых учреждений государства, соединились с комиссарами нашего Совета для работы над этим важным делом. Признавая, что свободная и монархическая конституция должна была оправдать ожидания просвещенной Европы, мы в то же время должны были памятовать и о том, что наш первый долг относительно наших народов повелевает нам охранять, для их же блага, права и преимущества нашей короны. Мы надеялись, что, наученные опытом, они убедились, что одна верховная власть может дать установленным ею учреждениям ту силу, постоянство и величие, которыми она сама обладает, что, таким образом, когда мудрость Королей свободно сходится с желанием народов, конституционная хартия может быть долговечна, но когда насилие исторгает уступки у слабости Правительства, общественная свобода подвергается не меньшей опасности, чем самый престол. Мы искали, наконец, начал для конституционной хартии во французском характере и в достойных уважения памятниках прошедших веков. Так, мы усмотрели в восстановлении пэрии истинно национальное учреждение, которое должно связать все воспоминания со всеми надеждами, соединяя времена прошедшие и новые. Мы заменили палатою депутатов те древние собрания Мартовских и Майских Полей, которые так часто обнаруживали одновременно как ревность к интересам народа, так верность и уважение к власти Королей. Стараясь, таким образом, вновь связать цепь времен, прерванную пагубными уклонениями, мы изгладили из нашей памяти, как хотели бы, чтобы можно было изгладить их и из истории, все бедствия, постигшие отечество в продолжение нашего отсутствия. Счастливые вновь находятся на лоне нашей великой семьи, мы не могли ответить на любовь, в которой мы получаем столько уверений, иначе, как словами мира и утешения. Самое заветное желание нашего сердца в том, чтобы все французы жили братьями, и чтобы никогда никакое горькое воспоминание не нарушало спокойствие, которое должно последовать за торжественным актом, который мы ныне им даруем. Твердые в наших намерениях, сильные сознанием нашего долга, мы обязуемся перед собранием, нам внимающим, быть верными этой конституционной хартии, предоставляя себе присягнуть в ее соблюдении, с новою торжественностью, пред алтарями Того, кто взвешивает на тех же весах царей и народы. На основании сего Мы добровольно и в силу свободного осуществления нашей королевской власти даровали и даруем, уступили и пожаловали нашим подданным как за себя, так и за наших преемников, навсегда нижеследующую конституционную Хартию:
Публичное право французов
1. Французы равны пред законом, каковы бы ни были их титулы и чины.
2. Они несут все без различия и соразмерно своему имуществу государственные повинности.
3. Они все равно допускаются к гражданским и военным должностям.
4. Личная свобода их одинаково гарантирована: никто не может быть подвергнут преследованию или задержанию иначе, как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.
5. Каждый исповедует с равной свободой свою религию и пользуется одинаковой охраной в отношении своего вероисповедания.
6. .*При этом, однако, католическая, апостольская, римская религия есть религия государственная
7. Только служители католической, апостольской, римской религии и других христианских исповеданий получают содержание из королевской казны*.
8. Французы имеют право обнародовать и печатать свои мнения, сообразуясь с законами, которые должны преследовать злоупотребления этой свободой*.
9. Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной. Закон не делает никакого различия между ними.
10. Государство может требовать пожертвования собственностью для общественного интереса, законным образом удостоверенного, но с предварительным вознаграждением.
11. Всякие розыски по поводу мнений и голосования, относящихся ко времени до восстановления династии, воспрещаются. То же забвение предписывается судам и гражданам.
12. Всеобщая и обязательная воинская повинность отменяется. Порядок набора сухопутной и морской армии определяется законом.
Формы королевского управления
13. Особа Короля неприкосновенна и священна. Его министры ответственны. Исполнительная власть принадлежит исключительно Королю.
14. .**Король есть верховный глава государства, он начальствует над сухопутными и морскими силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры, назначает на все должности по государственному управлению и издает распоряжения и указы, необходимые для исполнения законов и для безопасности государства
15. Законодательная власть осуществляется совместно Королем, палатой пэров и палатой депутатов от департаментов.
16. .*Закон предлагается Королем
17. Законопроект вносится в палату пэров или в палату депутатов, по усмотрению Короля, кроме закона о налогах, который должен быть направлен сначала в палату депутатов*.
18. Всякий закон должен быть свободно обсужден и принят большинством голосов в каждой из обеих палат.
19. Палаты могут всеподданнейше просить Короля предложить закон по какому бы то ни было предмету и указать, каково, по их мнению, должно быть содержание этого закона*.
20. Такое ходатайство может быть возбуждено каждой из обеих палат, но лишь по обсуждении его в закрытом комитете; палата, предложившая ходатайство, пересылает его другой не иначе, как по истечении десятидневного срока*.
21. Если предложение принято другой палатой, оно подносится на благоусмотрение Короля; если оно отвергнуто, то не может быть представлено вторично в течение той же сессии*.
22. Король один утверждает и обнародует законы.
23. Гражданский лист устанавливается на все время царствования первым законодательным собранием, созванным со времени восшествия Короля на престол.
О палате пэров
24. Палата пэров есть существенная составная часть законодательной власти.
25. Она созывается Королем в то же время, как и палата депутатов от департаментов. Сессия одной начинается и оканчивается в то же время, как и сессия другой.
26. .**Всякое собрание палаты пэров, которое состоялось бы не во время сессии палаты депутатов или не по приказу Короля, незаконно и юридически недействительно
27. Назначение пэров Франции принадлежит Королю. Число их не ограничено; он может устанавливать различные разряды их, назначать их пожизненно или наследственно, по своему усмотрению.
28. Пэры могут присутствовать в палате по достижении двадцати пяти лет, а подавать решающий голос только по достижении тридцати лет.
29. один из пэров, назначенный Королем.-В палате пэров председательствует канцлер Франции, а в его отсутствие
30. Члены королевского семейства и принцы крови суть пэры по праву рождения. Они заседают непосредственно за президентом, но имеют решающий голос только по достижении двадцати пяти лет .
31. Принцы не могут участвовать в заседаниях палаты, иначе как по приказу Короля, даваемому для каждой сессии в форме особого послания, под страхом недействительности всего того, что будет совершено в их присутствии .
32. Все совещания палаты пэров происходят негласно .
33. Палата пэров ведает делами о верховной измене и посягательствах на безопасность государства, которые будут определены законом.
34. Всякий пэр может быть арестован только властью палаты и судим только ею в уголовном порядке.
О палате депутатов от департаментов
35. Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых избирательными коллегиями, организация которых будет определена законами.
36. Каждый департамент избирает столько же депутатов, сколько он избирал до сих пор .
37. Депутаты избираются на пять лет и таким образом, чтобы палата возобновлялась ежегодно на одну пятую часть.
38. Никакой депутат не может быть допущен в палату, если он не имеет сорокалетнего возраста и не платит тысячи франков прямых налогов .
39. Если бы, однако, в департамент не набралось пятидесяти лиц указанного возраста, платящих, по крайней мере, тысячу франков прямых налогов, число их пополняется наиболее обложенными ниже тысячи франков, и эти последние могут быть избираемы наравне с первыми.
40. Избиратели, участвующие в выборах депутатов, не могут иметь права голоса, если они не платят прямых налогов в размере трехсот франков и если они имеют менее тридцати лет от роду.
41. Председатели избирательных коллегий назначаются Королем и являются по праву членами коллегии .
42. По крайней мере, половина депутатов должна быть избрана из могущих быть избранными лиц, которые имеют постоянное местожительство в департаменте.
43. Председатель палаты депутатов назначается Королем из представленного палатой списка пяти членов7.
44. Заседания палаты публичны, но достаточно требований пяти членов для того, чтобы она преобразовалась в тайный комитет.
45. Для обсуждения проектов, представленных со стороны Короля, палата разделяется на бюро.
46. Не может быть сделано никакой поправки к закону иначе, как по предложению или с согласия Короля и по предварительному препровождению и обсуждению ее в бюро .
47. Палата депутатов получает все предложения относительно налогов, и только после того, как эти предложения будут ею приняты, они могут быть внесены в палату пэров.
48. Никакой налог не может быть установлен или взимаем без согласия обеих палат и утверждения Короля.
49. Поземельный налог устанавливается только на один год. Косвенные сборы могут быть устанавливаемы на несколько лет.
50. Король созывает ежегодно обе палаты; он определяет продолжительность их сессий и может распустить палату депутатов от департаментов, но в таком случае он должен созвать новую палату в трехмесячный срок.
51. Никакое взыскание не может быть обращено на личность члена палаты в продолжение сессии и в течение шести недель, ей предшествующих или за ней следующих.
52. Ни один член палаты не может быть в продолжении сессии подвергнут преследованию или задержанию в уголовном порядке иначе, как после того, как палата разрешит его преследование, кроме случая захвата на месте преступления.
53. Всякое ходатайство, обращенное к той или другой палате, должно быть составлено и представлено в письменной форме. Закон запрещает приносить просьбы лично или к решетке палаты.
О министрах
54. Министры могут быть членами палаты пэров или палаты депутатов. Они имеют, независимо от этого, право входа в ту и другую палату и должны быть выслушаны, когда они этого требуют.
55. Палата депутатов имеет право обвинять министров и отсылать их к палате пэров, которая, только одна, имеет право судить их.
56. Они могут быть обвиняемы только в измене и лихоимстве. Особые законы определяют признаки этих преступлений и порядок их преследования .
О судебных учреждениях
57. Всякое правосудие исходит от Короля. Оно отправляется от его имени судьями, которых он назначает и определяет на должность.
58. Назначенные Королем судьи несменяемы.
59. Существующие в настоящее время общие суды сохраняются. В них не может быть ничего изменено иначе, как в силу закона.
60. Существующее учреждение торговых судей сохраняется.
61. Мировой суд равным образом сохраняется. Мировые судьи, хотя и назначаются Королем, не пользуются несменяемостью.
62. Никто не может быть изъят из подсудности своим законным судьей.
63. Не могут быть поэтому учреждаемы чрезвычайные комиссии и суды. Под это наименование не подводятся превотальные суды, если восстановление их будет признано необходимым .
64. В уголовных делах прения должны быть публичны, если только эта публичность не представляет опасности для общественного порядка и нравственности и суд не объявит этого путем особого постановления.
65. Учреждение присяжных сохраняется. Изменения, необходимость которых была бы признана на основании более продолжительного опыта, могут быть произведены только путем закона.
66. Наказание конфискацией имущества отменяется и не может быть восстановлено.
67. Король имеет право помилования и смягчения наказаний.
68. Гражданское Уложение и ныне существующие законы, которые не противоречат настоящей Хартии, остаются в силе, пока они не будут законно отменены.
Особые права, гарантированные государством
69. Военные, состоящие на действительной службе, отставные офицеры и солдаты, вдовы, офицеры и солдаты, получающие пенсию, сохраняют свои чины, почетные отличия и пенсии.
70. нерушимы.-Государственный долг гарантирован. Всякого рода обязательства, взятые на себя государством по отношению к его кредиторам,
71. Старому дворянству возвращаются его титулы. Новое сохраняет свои. Король возводит в дворянство по своему усмотрению; но при этом он дает только почетные звания и отличия, без всяких изъятий от общественных повинностей и обязанностей.
72. Почетный легион сохраняется. Король установит его внутренний распорядок и знаки отличия.
73. Колонии управляются особыми законами и распоряжениями.
74. Король и его преемники при торжестве их коронования присягают верно соблюдать настоящую Конституционную Хартию .
Переходные статьи
75. Депутаты от департаментов Франции, заседавшие в Законодательном Корпусе во время последней отсрочки его заседаний, продолжают заседать в палате депутатов впредь до замены их новыми.
76. Первое возобновление одной пятой палаты депутатов состоится не позднее 1816 года согласно установленной между сессиями очереди.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.