Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 5. Общая характеристика экономики



Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объёму промышленного производства. Валовой внутренний продукт имеет значение в 1,9 триллиона евро (2,6 триллиона долларов.) в 2009 г. ВВП на душу населения в том же году составил 30,691 евро (42,747 долларов). МВФ прогнозирует увеличение ВВП Франции к 2015 году на 21 %. Франция — 6-я экономическая держава мира вслед за США, Китаем, Японией, Германией и Великобританией. Франция пользуется своими естественными преимуществами, начиная от центрального географического положения в Европе до обладания выходами на главные коммерческие трассы Западной Европы: Средиземное море, Ла-Манш, Атлантика.

5.1. Промышленность

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно в Центральном массиве добывается 2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии. В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л'Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. тонн угля, 3—4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.
Зависимость страны от импорта нефти — "узкое место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).
За последние 20—30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов. Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.
В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран. Ежегодно выплавляется 13—14 млн. т чугуна и 18—19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично — на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов).
На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации - производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свыше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона.
Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян.
Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.
Главная особенность размещения машиностроения в целом — его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.
Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промышленных узлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.
Важнейшая отрасль легкой промышленности — текстильная — утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.
Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе.
Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия.
Таким образом, из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена неравномерно. 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же — в Лионском и Северном районах, вместе взятых, то есть всего на 17 % территории страны. Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

Всемирную славу снискал себе маленький южный городок Грас. На его фабриках делают французские духи и другие парфюмерные изделия, пользующиеся огромным спросом и популярностью во всём мире.

5.2. Сельское хозяйство

Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы, второе — по производству мяса и картофеля (после Германии) и винограда (после Италии), является крупнейшим экспортером продуктов сельского хозяйства. Структура сельского хозяйствахарактеризуется большим разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растение - и животноводства.

В растениеводстве главное — производство зерна (сборы 55—60 млн. т в год). Ведущая культура — пшеница, занимающая обычно около 1/4 пашни и 1/2 площади под зерновыми культурами. Основные пшеничные районы — Северо-французская и Аквитанская низменности. Средняя урожайность — более 60 ц/га. Велико значение кукурузы (главные посевы — на юго-западе) и ячменя. На бедных почвах Центрального массива культивируются рожь, в дельте Роны — рис. Важную роль играют широко распространенный картофель и сахарная свекла, посевы которой, как и сахарные заводы, сосредоточены в Северо-Французской низменности. В некоторых местах немалое значение имеют хмель, лен, табак, подсолнечник, рапс, цветочные плантации (у Ниццы).

Велика роль виноградарства и овощеводства; они дают по 8—10 % всей стоимости продукции сельского хозяйства. Основная часть винограда идет на изготовление вина — в среднем более 60 млн. л в год. По производству виноградных вин и их качеству Франция занимает первое место в мире. Марки напитков "Шампанское", "Коньяк", "Кагор" и многие другие широко известны за пределами страны. Главный район виноградарства — Лангедок дает около 1/3 производства вин, но это преимущественно рядовые вина. Марочные вина производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары.

Плодоводство и овощеводство являются основной специализацией многих небольших районов, снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь — Париж. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (особенно на северо-западе), грушевые и персиковые. Для Средиземноморского района характерны сливы и цитрусовые.

Животноводство имеет мясомолочное направление, важнейшая отрасль — разведение крупного рогатого скота (21,5 млн. голов, 1994 г.). Главный животноводческий район Северо-запад, здесь 1/3 поголовья крупного рогатого скота, развиты свиноводство и коневодство. Вторым районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней и главным ареалом овцеводства является Центральный массив. В Парижском и Северном районах плотность скота не столь велика, но интенсивность животноводства здесь выше. Мало развито животноводство в средиземноморской Франции, где бедна кормовая база. В последние годы сельское хозяйство страдает от обострения аграрного кризиса, вызванного ограниченностью внутреннего рынка и противоречиями аграрной политики ЕС (ограничивается производство зерна, молока, винограда).

Рыболовство играет большую роль в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша. Основной район рыбной ловли — воды Северного моря и Северной Атлантики (сельдь, треска). Но импорт морепродуктов больше экспорта. Главные рыболовные порты — Булонь, Лорьян и Ла-Рошель. Развит устричный промысел.
5.3.Транспорт

Франция
страна высокоразвитого транспорта, пионер строительства скоростных железных дорог. Во внутренних перевозках людей и грузов первенствует автомобильный транспорт, на 1000 жителей приходится 420 личных автомобилей. Остальная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается главным образом железнодорожным и трубопроводным транспортом. Транспортная сеть Франции имеет ярко выраженную радиальную конфигурацию с единым центром — Парижем. В столице сходятся важнейшие железные дороги, автострады, внутренние водные пути.

5.3.1. Железнодорожное сообщение

Железнодорожный транспорт Франции — сеть железных дорог во Франции, находящаяся в собственности «Réseau Ferré de France» (RFF) и под управлением «Национальной компании французских железных дорог» (SNCF). Длина— 34 тыс. км, 35 % — электрифицировано. Главные железнодорожные магистрали: Париж — Лион — Марсель; Париж — Тур — Бордо; Париж — Лимож — Тулуза и другие пути, связывающие столицу и периферийные районы. Важнейшие нефтепроводы и продуктопроводы: Марсель — Лион — Страсбург и Гавр — Париж.

Со всеми крупными городами страны, а также с соседними странами Европы столицу связывают местные и ночные поезда, в том числе TGV («Trains à Grande Vitesse» — высокоскоростные поезда). Железнодорожное сообщение существует со всеми соседними странами, кроме Андорры.
Метро во Франции имеется в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе, Ренне. В Руане — частично подземный скоростной трамвай. Помимо системы метро, в Париже существует сеть RER (Reseau Express Regional) – линии пригородных электричек, проходящие в Париже под землёй и пересекающиеся с линиями метро.

5.3.2. Автомобильный транспорт
Сеть автомобильных дорог достаточно плотно покрывает всю территорию страны. Общая протяжённость автодорог: 951500 км.
Основные дороги Франции делят на следующие группы:


  • Автотрассы — название дороги составлено из буквы A с номером дороги. Допустимая скорость — 130 км/ч, обязательное наличие заправок каждые 50 км, бетонная разделительная полоса, отсутствие светофоров, пешеходных переходов.

  • Национальные дороги — префикс N. Допустимая скорость — 90 км/ч (при наличии бетонной разделительной полосы — 110 км/ч).

  • Департаментальные дороги — префикс D. Допустимая скорость — 90 км/ч.
    В городах допустимая скорость — 50 км/ч. Использование ремней безопасности — обязательно. Дети до 10 лет должны перевозиться в специальных сидениях.
    5.3.3. Авиационное сообщение
    Во Франции около 475 аэропортов. 295 из них имеют асфальтированные или бетонные взлетно-посадочные полосы, а оставшиеся 180 — грунтовые (данные на 2008 год). Самый большой французский аэропорт — аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, расположен в пригороде Парижа. Главную роль играет государственная компания Air France, которая осуществляет авиарейсы практически во все страны мира.
    5.3.4. Морской транспорт
    Большая часть (3/4) морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан. В их грузообороте преобладает импортная сырая нефть. Марсель — второй порт Западной Европы после Роттердама, обслуживает связи Франции со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.