Здавалка
Главная | Обратная связь

Декрет 19 марта 1793 г. о наказании мятежников



 

Ст. 1. Все те, кто принимают или примут участие в

контрреволюционных мятежах или восстаниях, вспыхнувших

или могущих вспыхнуть в различных департаментах Респуб-

лики в связи с набором рекрутов, а также и те, кто на-

цепили или нацепят белую кокарду или какой-либо другой

знак восстания,-объявляются вне закона. Вследствие это-

го к ним не могут быть применены законы, устанавливаю-

щие порядок уголовного судопроизводства и, в частности,

закон о суде присяжных.

Ст. 2. В случае захвата означенных лиц с оружием в

руках, они, в двадцатичетырехчасовой срок по установле-

нии обстоятельств дела, будут переданы в руки палача и

преданы смерти. Установление обстоятельств дела подле-

жит ведению военной комиссии, составленной из офицеров

всех дивизий, принимавших участие в борьбе с мятежника-

ми. Каждая комиссия будет состоять из пяти членов, взя-

тых из офицеров различных чинов означенных дивизий.

Ст. 3. Для установления обстоятельств дела необходи-ма наличность либо протокола, снабженного двумя подпи-сями, либо протокола за одной подписью, подтвержденногоустным показанием хотя бы одного свидетеля, либо, нако-нец, устного показания двух согласных между собой сви-детелей. Ст. 6. Священники, бывшие дворяне, сеньоры, а такжеслужащие и прислуга всех этих лиц; иностранцы; лица,занимавшие или занимающие какие-либо общественные долж-ности как при прежнем правительстве, так и со времениреволюции9; лица, подстрекавшие или поддерживавшие за-говорщиков; главари, подстрекатели и лица, виновные вубийстве, поджоге или грабеже, - подлежат смертной каз-ни. Что же касается до остальных задержанных, то онибудут подлежать 9 Если они принимали участие в восстании, хотя и бы-ли захвачены без оружия или после того, как сложили его(ст. 4). дальнейшему содержанию под стражей и их судьба будетрешена лишь после издания специального на этот счетдекрета Национального конвента. Ст. 7. Смертная казнь, примененная в согласии с пос-тановлениями настоящего закона, влечет за собой конфис-кацию всего имущества. Конфискованные имущества пойдутна содержание отцов, матерей, жен и детей, не имеющихдостаточных средств для своего прокормления; кроме то-го, доходы с этих имуществ будут употреблены на возме-щение убытков лиц, пострадавших от действий восставших. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794. Л., 1926, стр. 232-233] Декрет 25 марта 1793 г. об образовании Комитета Общей безопасности и Общественного Спасения Ст. 1. Комитет Общей безопасности будет состоять издвадцати пяти членов. На его обязанности будут лежатьподготовка и внесение на обсуждение всех законов и ме-роприятий, необходимых для внешней и внутренней защитыРеспублики. Ст. 2. Комитет будет приглашать на свои заседания,по крайней мере два раза в неделю, министров, входящихв состав Временного Исполнительного Совета. Ст. 3. Исполнительный Совет и каждый из министров вотдельности будут представлять Комитету все требуемыеим разъяснения. Они будут представлять ему в течениенедельного срока отчет о всех своих постановлениях об-щего характера. Ст. 4. Комитет будет давать Конвенту еженедельныйотчет о состоянии Республики и о всех своих могущихподлежать оглашению действиях. Ст. 6. Комитет будет получать вне очереди сло-во всякий раз, когда дело будет идти о принятом им док-ладе. Ст. 7. Комитет будет печатать, поскольку это позво-лит время, проекты декретов, которые он будет представ-лять Конвенту. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794, Л., 1926, стр. 235] Декрет от 9 апреля 1793 г. о командировке народных представителей в армиюНациональный Конвент, заслушав доклад своего Комите-та Общественного Спасения, постановляет: Ст. 1. При каждой из армий Республики будут постоян-но находиться по три народных представителя. Через каж-дые три месяца состав их будет обновляться по третям. Ст. 2. Им поручается самое внимательное наблюдение наддействиями агентов Исполнительного Совета и над поведе-нием генералов, офицеров и солдат армии; они будутежедневно Получать отчет о состоянии складов и всевоз-можных запасов обмундирования, продовольствия и предме-тов вооружения; они будут самым строгим образом прове-рять действия и поведение всех поставщиков и предприни-мателей армий Республики. Ст. 3. Они предпримут все меры, кои будут признаныими необходимыми для ускорения реорганизации армии ивключения волонтеров и рекрутов в существующие кадры; вэтих целях они будут действовать по соглашению с гене-ралами, командующими дивизиями и прочими агентами Ис-полнительного Совета. Ст. 4. Народные представители при армиях облекаютсянеограниченными полномочиями для исполнения возложенныхна них настоящим декретом обязанностей. Они смогутиметь то количество агентов, которое признают необходи-мым. Разрешенные ими чрезвычайные расходы будут оплачи-ваться государственным казначейством по заверенным имисчетам. Их постановления подлежат немедленному исполне-нию, но они обязаны в двадцатичетырехчасовой срок доно-сить о них Национальному Конвенту, а в случаях, не под-лежащих огласке, - Комитету Общественного Спасения. Ст. 5. Всем гражданским и военным должностным лицампредписывается подчиняться распоряжениям комиссаров На-ционального Конвента, с правом последующего обжалованияперед Конвентом тех действий, которые они сочтут непра-вильными. Ст. 6. Народные представители при армиях немедленнопримут все меры, необходимые для раскрытия, ареста ипредания суду Революционного Трибунала всех военных игражданских должностных лиц, а также и прочих граждан,которые благоприятствовали или каким бы то ни было об-разом, делами или советами, содействовали предательствуДюмурье или всякому другому, направленному против безо-пасности нации, заговору, а равно и тех, кто стремитсяк разложению армии и гибели Республики. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794. Л" 1926. стр. 244-245] Декрет Законодательного собрания 25 августа 1792 г. о феодальных повинностях Национальное собрание, принимая во внимание, что фе-одальный режим уничтожен, но что, несмотря на это, егопоследствия продолжают существовать и что необходимоспеш- но уничтожить на французской территории эти обломкикрепостной зависимости, обременяющие земельные владенияи уменьшающие их ценность, постановляет: 1. Все последствия, вытекающие из правила "нет землибез сеньора", из чересполостности владений, из стату-тов, обычаев и правил как общего, так и частного харак-тера, тесно связанных с феодализмом, отменяются. 2. Всякая поземельная собственность считается сво-бодной от всяких прав, как феодальных, так и чиншевых,до тех пор, пока лица, претендующие на означенные пра-ва, не докажут противного в нижеустановленном порядке. 3. Все акты об освобождении от права мертвой руки,основанные на поземельных и смешанных правах, и все ак-ты, им равнозначные, отменяются и аннулируются. Все ус-тановленные этими актами платежи, десятины и прочиеобязательства, связанные с правом мертвой руки, отменя-ются без всякого вознаграждения. 5. ...Все вообще сеньориальные права, как феодаль-ные, так и чиншевые. сохраненные в силе предшествующимизаконами или объявленные ими подлежащими выкупу, каковыбы ни были их сущность и наименование.., а равно и всеплатежи, выплаты натурой и другие обязательства, выте-кающие из этих прав, отменяются без всякого вознаграж-дения, если только не будет доказано, что они имеютсвоим источником первоначальную уступку недвижимости. [Н. М. Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 148-149] в) ДИКТАТУРА ЯКОБИНЦЕВ Декларация прав человека и гражданина (1793 г.) 1. Целью общества является общее счастье. Правитель-ство установлено, чтобы обеспечить человеку пользованиеего естественными и неотъемлемыми правами. 2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность,собственность. 3. Все люди равны по природе и перед законом. 4. Закон есть свободное и торжественное выражениеобщей воли; он один и тот же для всех как в том случае,когда оказывает покровительство, так и в том случае,когда карает; он может предписывать лишь то, что справедливо и по-лезно обществу; он может воспрещать лишь то, что прино-сит обществу вред. 5. Все граждане на равных правах имеют доступ к об-щественным должностям. Свободные народы не знают иныхоснований для предпочтения при избрании, кроме добродете-лей и способностей. 6. Свобода есть присущая человеку возможность делатьвсе, что не причиняет ущерба правам другого; ее основусоставляет природа, а ее правило-справедливость; обес-печение свободы есть закон... 7. Право выражать свои мысли и свои мнения как пос-редством печати, так и любым иным способом, право соби-раться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отп-равление религиозных обрядов не могут быть воспрещены.Необходимость провозглашения этих прав предполагает на-личие деспотизма или живое воспоминание о нем. 9. Закон должен охранять общественную и индивидуаль-ную свободу против угнетения со стороны правящих. 10. Никто не должен быть обвинен, задержан или под-вергнут заключению иначе как в случаях, предусмотренныхзаконом, и с соблюдением порядка, предписанного им же.Каждый гражданин, вызванный или задержанный именем за-кона, обязан немедленно повиноваться; в случае сопро-тивления он подлежит ответственности. 13. Так как каждый предполагается невиновным, покане установлено противное, то в случае необходимостиподвергнуть кого-либо задержанию всякого рода стро-гость, не вызываемая при задержании необходимостью,должна сурово караться законом. 14. Никто не должен быть осужден и наказан иначе какпо выслушивании его объяснений, после вызова в законномпорядке, и только в силу закона, опубликованного до со-вершения проступка. Закон, карающий проступки, совер-шенные до его издания, есть закон тиранический; сообще-ние закону обратной силы само есть преступление. 15. Закон должен назначать наказания, строго и бесс-порно необходимые; наказания должны быть соразмерныпреступлениям и полезны обществу. 16. Право собственности состоит в принадлежащей каж-дому гражданину возможности пользоваться и располагатьпо усмотрению своим имуществом, своими доходами, плода-ми своего труда и своего промысла. 17. Гражданам не может быть воспрещено заниматьсякаким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей. 18. Каждый может предоставлять по договору свои ус-луги и свое время, но не может ни продаваться, ни бытьпроданным: его личность не есть отчуждаемая собствен-ность. Закон никоим образом не допускает существованиядворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугахи вознаграждении между трудящимся и нанимателем. 19. Никто не может быть лишен ни малейшей части сво-ей собственности без его согласия, кроме случаев, когдаэтого требует установленная законом необходимость, и лишь подусловием справедливого и предварительного возмещения. 20. Ни один налог не может быть установлен иначе какв интересах общей пользы. Все граждане имеют правоучаствовать в установлении обложения, наблюдать за рас-ходованием поступлений и требовать в них отчета. 21. Общественное призрение есть священный долг. Об-щество обязано давать пропитание неимущим, как прииски-вая им работу, так и обеспечивая средства существованиялицам, неспособным к труду. 22. Образование составляет общую потребность. Об-щество должно всеми своими средствами способствоватьуспехам народного просвещения и делать образование дос-тоянием всех граждан. 25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим,не и погашается давностью и неотчуждаем. 26. Ни одна часть народа не может осуществлятьвласть,. принадлежащую всему народу, но каждая частьверховного собрания должна пользоваться правом выражатьсвою волю совершенно свободно. 27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народусуверенитет, да будет немедленно предан смерти свобод-ными гражданами. 28. Народ всегда сохраняет за собой право пересмот-ра,, преобразования и изменения своей конституции. Ниодно поколение не может подчинить своим законам поколе-ния будущие. 29. Каждый гражданин имеет равное право участвоватьв образовании закона и в назначении своих, представите-лей и своих агентов. 30. Государственные должности по существу временны;,их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду,но лишь как обязанности. 31. Преступления представителей народа и его агентовни в коем случае не должны оставаться безнаказанными.Никто не имеет права притязать на большую неприкосно-венность,. нежели все прочие граждане. 32. Право подавать петиции представителям государс-твенной власти ни в коем случае не может быть отменено,приостановлено или ограничено. 33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекаю-щее из прочих прав человека. 34. Угнетение хотя бы одного только члена обществаесть тем самым угнетение всего общественного союза. Уг-нетение всего общественного союза есть тем самым угне-тение каждого члена в отдельности. 35. Когда правительство нарушает права народа, восста-ние для народа и для каждой его части есть его священ-нейшее право и неотложнейшая обязанность. ["Вопросы государства и права во французской буржу-азной революции XVIII в.", М., 1940. стр. 181-185] Конституция 24 июня 1793 г. О верховенстве народа 7. Суверенный народ есть совокупность всех французс-ких граждан. 8. Народ непосредственно избирает представителей. 9. Он поручает выборщикам избрание органов управле-ния, общественных третейских посредников, судей, уго-ловных ы гражданских. 10. Народ обсуждает и постановляет законы. О первичных собраниях 11. Первичные собрания образуются в составе граждан,имеющих местожительство в течение шести месяцев в дан-ном кантоне. О народном представительстве 22. На каждые 40000 человек населения приходитсяодин представитель. 28. Каждый француз, пользующийся правами гражданс-тва, может быть избран на всем пространстве республики. 29. Каждый представитель принадлежит (являетсяпредставителем) всей нации в целом. О функциях законодательного корпуса 53. Законодательный корпус предлагает законы и изда-ет декреты. 54. Общим названием законов обозначаются акты зако-нодательного корпуса, имеющие своим предметом: гражданское и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами рес-публики; национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чекан и наименование монет; род, размер и порядок взимания налогов; объявление войны; каждое новое общее деление французской территории; народное просвещение; государственные чествования памяти великих людей. 55. (Остальные акты законодательного корпуса называ-ются декретами). Об образовании закона 58. Проект печатается и рассылается по всем коммунамреспублики под названием "законодательное предложение". 59. Если 40 дней спустя после рассылки предложенногозакона в половине департаментов плюс один, одна десятаячасть первичных собраний каждого из них, созванных над-лежащим образом, не отклонит его, проект считается при-нятым и становится законом. Об административных органах управления и муниципальных собраниях 78. В каждой коммуне республики имеется муниципаль-ное управление (администрация), в каждом дистрикте -промежуточное управление (администрация), в каждом де-партаменте - центральное управление (администрация). 79. Муниципальные должностные лица избираются комму-нальными собраниями. 80. Члены местных управлений (администраторы) назна-чаются собраниями выборщиков департамента и дистрикта. О гражданском правосудии 85. Кодекс гражданских и уголовных законов един длявсей республики. Об уголовном правосудии 96. В делах уголовных ни один гражданин не можетбыть судим инчче как по обвинению, формулированномуприсяжными или декретированному законодательным корпу-сом. Обвиняемые имеют защитников, избираемых ими самимиили назначаемых им. Следствие ведется публично. Факти-ческий состав деяния и виновность устанавливаются при-сяжными. Наказание определяется уголовным трибуналом. 97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниямивыборщиков. О вооруженных силах республики 109. Все французы - солдаты: они обучаются владетьоружием. 111. Различие чипов, их отличительные знаки и субор-динация существуют только на службе и лишь при прохож-дении последней. ["Вопросы, государства и права во французской буржу-азной революции XVIII в.". М" 1940. стр. 187-191] Декрет 10 октября 1793 г. Национальный Конвент декретирует нижеследующее: Об управлении Ст. 1. Порядок управления Францией будет революцион-ным вплоть до заключения мира. Ст. 2. Временный Исполнительный Совет, министры, ге-нералы и установленные учреждения подчиняются наблюде-нию Комитета Общественного Спасения, которому вменяетсяв обязанность ежедневно давать соответствующие отчетыКонвенту. Ст. 5. Главнокомандующие будут назначаться Нацио-нальным Конвентом по представлению Комитета Обществен-ного Спасения. Ст. 6. Так как бездействие правительства являетсяпричиной всех бедствий, отныне устанавливаются срокидля исполнения законов и мер общественного спасения;нарушение этих сроков будет караться как покушение насвободу. Общественная безопасность Ст. 13. Совет отправит гарнизоны "в те города, гдеподнимается контрреволюционное движение. Эти гарнизоныбудут содержаться и оплачиваться богатыми жителями этихгородов вплоть до заключения мира. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794. Л., 1926. стр. 336-337] Учредительный закон 4 декабря 1793 г. о революционном порядке управления Отдел II Об исполнении законов Ст. 1. Национальный Конвент является единственнымцентром управления. Ст. 2. Все установленные власти и общественные долж-ностные лица согласно декрету от 19 вандемьера (10 ок-тября) ставятся под непосредственный надзор КомитетаОбщественного Спасения в отношении принятия мер управ-ления и общественного спасения, во всем же, касающемсяличности и полиции, как общей, так и внутренней, этотособый надзор согласно декрету 17 сентября принадлежитКомитету Общей Безопасности Конвента. Оба эти Комитетав конце каждого месяца обязаны давать отчет Националь-ному Конвенту о результатах своих работ. Каждый из чле-нов названных Комитетов лично ответственен за выполне-ние этой обязанности. Ст. 8. Применение революционныхзаконов и меропри- тий общественной безопасности и общественного спасениявозлагается на муниципалитеты и комитеты надзора илиреволюционные, с обязательством давать каждые десятьдней отчет о проведении в жизнь этих законов дистриктамих округов, облеченным обязанностью непосредственногоза ними надзора. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794, Л.. 1940, стр. 337. 341] Циркуляр Комитета Общественного Спасения народным обществам, определяющий их роль в революционном правительстве (4 февраля 1794 г.) Именно среди народных обществ родился, вырос и дос-тиг надлежащей высоты дух свободы. Бдительные часовые,стоящие как бы на передовых постах общественного мне-ния, они ударяли в набат при каждой опасности и призы-вали к борьбе против всех предателей. Именно в святили-ще народных обществ патриоты искали и выковывали своепобедоносное оружие. Теперь республика ждет от народных обществ новых ус-луг... ...Народные представители разосланы по различным де-партаментам, для того чтобы провести там чистку и орга-низацию установленных властей. Будьте их факелом! На-родные представители, избранные сыны народа, обязанныеблюсти его интересы, хотят действовать только через на-род и только во имя его интересов. Народные общества! Представители народа образуют свами неразрывную цепь. Вы начнете с... пересмотра свое-го состава, чтобы провести своих членов через горнилочистки... ...Тогда народные представители призовут ввашу среду и отдадут на суд вашего мнения всех общест-венных должностных лиц. Описание их деяний развернетсяв великую книгу, и вы произнесете свой приговор: про-пасть разверзнется под ногами злых, чело справедливыхукрасится блестящим ореолом. [Н. М. Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. 1, М., 1935, стр. 167-168] Декрет 23 августа 1793 г. о массовом наборе1. С настоящего момента и до тех пор, пока враги небудут изгнаны из пределов территории республики, всефранцузы объявляются в состоянии постоянной реквизиции. Молодые люди пойдут сражаться на фронт, женатыедолжны ковать оружие и подвозить продовольствие; женщи-ны бу- дут готовить палатки, одежду и служить в госпиталях;дети- щипать корпию из старого белья; старики заставятвыводить себя на площади, чтобы возбуждать в воинаххрабрость, ненависть к королям и мысль о единстве рес-публики. 2. Национальные здания будут превращены в казармы; площади станут оружейными мастерскими; земля из пог-ребов будет подвергнута выщелачиванию, чтобы извлечь изнее селитру... 7. Никто не может заменить себя кем-либо на тойслужбе, куда он назначен; все государственные служащиедолжны оставаться на своих местах. 8. Производится общий набор всех граждан; холостыеграждане или бездетные вдовцы от 18 до 25 лет идут пер-выми; они немедленно направляются в главный пункт своегодистрикта, где должны ежедневно упражняться в обращениис оружием в ожидании приказа об отправке на фронт... 11. Батальон, организованный в каждом дистрикте, со-бирается под знаменем со следующей надписью: "Французс-кий народ восстал против тиранов". [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М; 1985, стр. 175-176] Декрет Конвента 8 вантоза II года (26 февраля 1794 г.) о секвестре имущества врагов революции Собственность патриотов священна и неприкосновенна.Имущество лиц, признанных врагами революции, секвести-руется в пользу республики; эти лица подвергаются арес-ту впредь до заключения мира, а затем изгоняются нав-сегда из пределов республики. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М" 1935, стр. 183} Декрет 10 июня 1794 г. Ст. 1. Будет существовать Революционный Трибунал,состоящий из одного председателя, трех товарищей пред-седателя, одного общественного обвинителя, четырех за-местителей общественного обвинителя и двенадцати судей. Ст. 4. Революционный трибунал учрежден для того,чтобы наказывать врагов народа. Ст. 5. Врагами народа объявляются те, кто силой илихитростью стремятся уничтожить общественную свободу. Ст. 6. Врагами народа признаются лица, призывающие квосстановлению королевской власти или же пытавшиесяунизить и распустить Национальный Конвент и революцион-ное республиканское правительство, центром коего он яв-ляется. Врагами народа объявляются лица, изменившие Республике,командуя крепостями и армиями или выполняя другие воен-ные обязанности, а равно и те, которые поддерживаютсношения с врагами Республики и стремятся создать не-достаток как в продовольствии, так и в удовлетворениидругих потребностей армии. Врагами народа объявляются все, кто пытается поме-шать снабжению Парижа продовольствием или же вызватьголод в Республике. Врагами народа объявляются лица, содействовавшиепланам врагов Франции, будь то помощью в бегстве и ук-рывательстве заговорщиков и аристократов, будь то путемпреследований и клеветы на патриотизм, будь то подкупомпредставителей народа или же злоупотреблением революци-онными принципами, правительственными законами и мерамив смысле ложного и вероломного применения таковых... Врагами народа объявляются лица, распространявшиеложные слухи с целью посеять в народе раздор и смуту. Врагами народа объявляются лица, старавшиеся ввестив заблуждение общественное мнение и препятствовать на-родному просвещению, а равно и те, кто старался развра-тить общественные нравы и общественную совесть, осла-бить энергию и чистоту или остановить развитие револю-ционных и республиканских принципов, будь то путемконтрреволюционных и злостных сочинений или же путем(всяких других махинаций. Врагами народа объявляются недобросовестные постав-щики, подвергшие опасности спасение Республики, равнокак и расточители общественного достояния... Врагами народа объявляются лица, занимавшие общест-венные должности и злоупотреблявшие ими для притесненияпатриотов и угнетения народа.... Ст. 7. Наказанием, установленным за все преступле-ния, подлежащие ведению Революционного трибунала, явля-ется смертная казнь. Ст. 8. Уликами, достаточными для осуждения враговнарода, могут служить всевозможные документы - мораль-ные, вещественные, устные и письменные, естественные,вызывающие уверенность всякого справедливого и просве-щенного ума. Руководством для произнесения приговораслужит совесть присяжных, поддержанных любовью к роди-не; целью приговоров должно быть торжество Республики иразгром ее врагов. Судопроизводство состоит из простыхмер, диктуемых здравым смыслом для того, чтобы добитьсяистины, придерживаясь при этом указанных законом форм. Ст. 12. Допрос обвиняемого будет производиться вовремя судебного заседания в присутствии публики... Ст. 13. В том случае, если имеются налицо вещественныеили моральные улики, независимо от свидетельских пока-заний, свидетели призываться не будут, за исключениемтех случаев, когда это покажется необходимым, будь тодля обнаружения соучастников, будь то в силу другихважных соображений общественного блага. Ст. 16. Защитниками невинно оклеветанных патриотовзакон считает присяжных патриотов; заговорщикам же за-щитников не полагается. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794, Л" 1926. стр. 359-362] Декрет против спекулянтов 26 июля 1793 г.1. Спекуляция является уголовным преступлением. 2. Объявляются виновными в спекуляции все те, ктопрепятствует обращению товаров и продуктов первой необ-ходимости, кто закупает и держит их где-либо втайне, непуская ежедневно в открытую продажу. 3. Объявляются также спекулянтами те, кто портит илидопускает порчу продуктов и предметов первой необходи-мости. 4. Предметами первой необходимости являются: хлеб,мясо, вино, зерно, мука, овощи, плоды, сливочное масло,уксус, сидр, водка, уголь, сало, дрова, постное масло,сода, мыло, соль, сушеное, копченое, соленое или кон-сервированное мясо и рыба, мед, сахар, пенька, бумага,обработанная и простая шерсть, кожа, железо, сталь,медь, драп, полотно и вообще все материалы, кроме шел-ка, а равно и сырье, необходимое для их выделки. 5. В недельный срок со дня опубликования настоящегодекрета все лица, имеющие где-либо в пределах республи-ки какие-либо товары или продукты, означенные в преды-дущей статье, должны заявить об этом муниципалитету илисекции продуктов... 8. Лица, не сделавшие указанной заявки в недельныйсрок со дня опубликования настоящего декрета, объявля-ются спекулянтами и как таковые караются смертью; ихимущество конфискуется, а входящие в его состав продук-ты и товары пускаются в продажу, как это указано в пре-дыдущих пунктах. 9. Караются смертью также все лица, уличенные впредставлении неверных сведений. Должностные лица и ко-миссары, назначенные для наблюдения за продажей това-ров, уличенные в совершении злоупотреблений при отправ-лении своих обязанностей с целью оказать покровительст-во скупщикам, также караются смертью. [Н. М. Лукич, В. М. Далин. Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М" 1935, стр. 184] Закон 29 сентября 1793 г. о максимумеНациональный Конвент ...декретирует нижеследующее: Ст. 1. Предметы, представляющие, по мнению Нацио-нального Конвента, первую необходимость и для которыхон считает нужным установить максимум или наивысшие це-ны,- суть: мясо свежее, солонина и свиное сало, маслокоровье, масло растительное, живой скот, соленая рыба,вино, водка, уксус, сидр, пиво, дрова, древесный уголь,каменный уголь. сальные свечи, гарное масло, соль, мы-ло, поташ, сахар, мел, белая бумага, кожа, железо, чу-гун, свинец, сталь, медь, пенька, лен, шерсть, материи,полотно, сырой фабричный материал, сабо, башмаки, суре-пица и репа, табак. Ст. 2. Максимальной ценой дров первого сорта, равнокак и угля древесного и каменного, является цена, су-ществовавшая в 1790 г., плюс одна двадцатая ее часть... Ст. 3. Максимальными ценами всех других съестныхприпасов и товаров первой необходимости, перечисленныхв ст. 1-й, будут на всем протяжении Республики и вплотьдо 1 сентября следующего года - те цены, которые су-ществовали на них в 1790 г... с прибавлением, сверх то-го, одной третьей их части... Ст. 7. Все те лица, которые продадут или купят това-ры, перечисленные в ст. 1-й, выше максимума, установ-ленного и опубликованного в каждом департаменте, упла-чивают в административном порядке денежную пеню в двой-ном размере против стоимости проданного предмета, иду-щего в пользу доносчика. Эти лица будут внесены в спис-ки подозрительных и преследуемы, как таковые. Покупатель не подвергается указанному взысканию, ес-ли он объявит о нарушении закона продавцом. Каждый жекупец обязан иметь в своей лавке таблицу с указаниеммаксимальных или наивысших цен его товаров. Ст. 8. Максимум или наивысший размер заработной пла-ты, жалованья, сдельной и поденной работы со времениопубликования этого закона и до сентября следующего го-да повсеместно устанавливается Генеральными СоветамиКоммун в тех размерах, какие существовали в 1790 г., сприбавлением сверх того еще половины этой цены. Ст. 9. Муниципалитеты могут объявлять мобилизованны-ми и в случае надобности наказывать тремя днями арестатех ремесленников, рабочих и представителей всех воз-можных видов труда, которые без уважительных причин бу-дут отказываться от занятия их обычной работой. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794. Л., 1926, стр. 332-334] Декрет 13 фримера II года (1 ноября 1793 г.) об установлении единого максимума на всей территории республики I. Немедленно под наблюдением комиссаров, назначен-ных Комиссией продовольствия и снабжения, будет состав-лена таблица максимума, заключающая в себе: 1) цену каждого сорта товара на месте его производс-тва или изготовления в 1790 г., увеличенную на l/3; 2) 5% прибыли для оптового торговца; 3) 10% прибыли для розничного торговца; 4) цену на транспорт, установленную в зависимости отрасстояния от места производства. II. Эти четыре основания определяют твердую ценукаждого из товаров на всем протяжении Республики. VI. Национальный Конвент, желая прийти на помощь ма-лоимущей части населения, декретирует, что будет выданопособие гражданам торговцам и фабрикантам, которые до-кажут, что вследствие закона о максимуме они потеряливсе свое состояние или же их состояние сведено к суммениже 100 тыс. ливров. VII. Оптовые фабриканты и торговцы, которые со вре-мени издания максимума прекратили или прекратят своепроизводство или свою торговлю, будут отнесены в разрядподозрительных. [Н. М. Лукин, В. М. Далин. Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 185-186] Декрет 4 февраля - 11 апреля 1794 г., уничтожающий рабство негров в колониях Национальный Конвент провозглашает, что рабство нег-ров в колониях отменяется; в связи с этим он постанов-ляет, что все жители колоний без различия расы являютсяфранцузскими гражданами и пользуются всеми правами, ус-тановленными Конституцией. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, M., 1935, стр. 193] Декрет 3 июня 1793 г. о разделе национальных владении в общинах, не имеющих общинных земель 1. Недвижимые имущества эмигрантов продаются с тор-гов тому, кто даст за них более дорогую цену... 2. В тех коммунах, где нет общинных земель, подлежа-щих разделу, но где имеются земли, принадлежащие эмиг-рантам, из этих земель отводится достаточный участок,для того что- бы выделить по десятине земли каждому главе семейства,который владеет меньшим количеством земли или не владе-ет землею вовсе. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 182] Декрет 10-11 июня 1793 г. об общинных землях Отдел I Ст. 1. Общинными землями считаются те, право собс-твенности на которые или доходы с которых принадлежатна общих началах жителям одной или нескольких коммунили же секций коммун. Отдел II Ст. 1. Раздел общинных имуществ будет произведенмежду жителями коммуны, имеющими в ней постоянное мес-тожительство, подушно, без различия пола и возраста инезависимо от их нахождения или отсутствия в данный мо-мент в пределах коммуны. Ст. 4. Арендаторы, половники, батраки, слуги и вооб-ще все граждане будут иметь право участия в разделе приусловии, чтобы они отвечали требованиям, необходимымдля признания их жителями коммуны. Ст. 12. Все жители будут пользоваться в качествеполных собственников теми долями, которые достанутся импри разделе. Ст. 13. Однако они не будут иметь права отчуждатьсвоих долей в течение десяти лет, следующих за обнаро-дованием этого закона, и продажа этих долей будет расс-матриваться как недействительная. Отдел III Ст. 1. Раздел общинных земель не является обязатель-ным. Ст. 9. Если одна треть голосов выскажется за раздел,то таковой должен быть произведен. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794. Л.. 1926. стр. 373-315] Декрет 17 июля 1793 г.об окончательном упразднении феодальных прав Национальный Конвент постановляет нижеследующее: Ст. 1. Все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые ифеодальные права, как постоянные, так и случайные, дажете, которые сохранены в силе декретом 25 августа прош-лого года, отменяются без всякого вознаграждения. Ст. 2. Из постановления предыдущей статьи изъемлютсяренты и повинности чисто земельного характера, не выте-кающие из феодальных прав. Ст. 6. Бывшие сеньоры,.. комиссары по составлениюземельных описей, нотариусы и прочие хранители докумен-тов, устанавливающих или подтверждающих права, отменен-ные настоящим или предшествующими декретами, изданнымипредыдущими собраниями, обязаны в течение трехмесячногосрока сдать таковые на хранение в канцелярию муниципа-литета данной местности. Документы, сданные до 10 буду-щего августа, будут сожжены в этот день в присутствииГенерального Совета Коммуны и граждан, остальные же до-кументы будут сожжены по истечении трех месяцев. Ст. 7. Уличенные в сокрытии, похищении или утайкеподлинных документов или выписей из них, подлежавшихсожжению в сроки, указанные в предыдущей статье, будутпри суждены к пяти годам тюремного заключения. [Я. М. Захер, Французская революция в документах,1789- 1794. Л., 1926, стр. 316-317] II. КОНСУЛЬСТВО И ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ Конституция VIII года (13 декабря 1799 г.) Ст. 1. Французская республика едина и неделима. Ееевропейская территория разделяется на департаменты икоммуны... Ст. 6. Для того, чтобы пользоваться правами граж-данства в округе коммуны, необходимо иметь в нем посто-янное жительство в течение не менее одного года... Ст. 7. Граждане каждого округа коммуны избирают пос-редством голосования тех из своих сограждан, которыхони сочтут наиболее достойными вести общественные дела.Так составляется доверительный список, содержащий числоимен, равное 1/10 части всех имеющих право избиратьграждан. Должностные лица округа должны назначаться изчисла лиц, включенных в этот первый коммунальный спи-сок. Ст. 8. Граждане, внесенные в коммунальные избира-тельные списки департамента, также избирают 1/10 своегочисла. Так составляется второй список, называемый де-партаментским, на основании которого должны назначатьсядолжностные лица департамента. Ст. 9. Граждане, внесенные в департаментский список,подобным же образом избирают 1/10 своего числа. Таксостав- ляется третий список, включающий граждан данного депар-тамента, имеющих право быть избранными на национальныедолжности... Ст. 15. Сенат состоит из 24 членов, пожизненно изби-раемых и имеющих не менее 40 лет от роду... Ст. 16. Назначение на должность сенатора производит-ся самим сенатом, избирающим одного из числа трехпредставленных кандидатов: первый кандидат представля-ется Законодательным корпусом, второй - трибунатом итретий - первым консулом... Ст. 19. Все составленные в департаментах согласностатье 9-й -описки направляются в сенат. Они составляютнациональный список. Ст. 20. Сенат согласно этому списку выбирает членовЗаконодательного корпуса, трибуната, консулов... Ст. 21. Сенат утверждает или отвергает все те акты,которые представляются ему трибунатом или правительст-вом... Ст. 25. Ни один новый закон не будет обнародован дотех пор, пока проект его не будет предложен правитель-ством, сообщен трибунату и декретирован Законодательнымкорпусом... Ст. 27. Трибунат состоит из 100 членов, имеющих неменее 25 лет от роду... Ст. 28. Трибунат обсуждает проекты законов; он ут-верждает или отвергает их... Ст. 31. Законодательный корпус состоит из 300 чле-нов, имеющих не менее 30 лет от роду; 1/5 его составаобновляется ежегодно... Ст. 34. Законодательный корпус устанавливает закон,высказывая свое мнение путем тайного голосования и неподвергая обсуждению те проекты, относительно которыхранее высказывались ораторы трибуната и правительст-ва... Ст. 39. Правительственная власть вручается трем кон-сулам, избираемым на 10 лет и имеющим право на новоепереизбрание... Конституцией назначается первым консу-лом гражданин Бонапарт, бывший временный консул; вторымконсулом - гражданин Камбасерес, бывший министр юсти-ции, и третьим консулом - гражданин Лебрен, бывший членкомиссии Совета старейшин... Ст. 41. Первый консул обнародывает законы; он назна-чает и отзывает согласно собственной воле членов госу-дарственного совета, министров, посланников и другихответственных внешних представителей, офицеров армии ифлота, членов местной администрации, правительственныхкомиссаров при судах; он назначает уголовных и граж-данских судей, равно как и судей мировых и кассацион-ных, без права их отстранения от должности. Ст. 42. Второй и третий консулы имеют при совершениидругих актов совещательный голос... Ст. 94. Французский народ объявляет, что после по-купки на законных основаниях национального имущества,какого бы происхождения оно ни было, законный приобре-татель не может быть его лишен... Ст. 95. Настоящая Конституция будет немедленно жепредставлена на утверждение французскому народу. [Я. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. 1, М., 1935, стр. 231-233] Органический сенатус-консульт (18 мая 1804 г.) Раздел I Ст. 1. Управление республикой вверяется императору,который принимает титул императора французов. Правосудие отправляется именем императора назначае-мыми им должностными лицами. Ст. 2. Наполеон Бонапарт, нынешний первый консулреспублики, является императором французов. Раздел II Ст. 3. Императорский сан передается по наследству понисходящей линии кровному и законному потомству Наполе-она Бонапарта по мужской линии в порядке первородства,с постоянным исключением женщин и их потомства... [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 23] ЗАКОНЫ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ Закон 8 марта 1801 г. Ст. 1. Все французы, достигшие 20-летнего возраста кпервому вандемьеру текущего года, которые с этого вре-мени входят в первый класс призываемых на военную служ-бу, находятся в распоряжении правительства для направ-ления их на действительную службу по мере того, какнужда армии этого потребует. [Н. М. Лукин. В. М. Далин. Новая история в докумен-тах и материалах., вып. I, М., 1935, стр. 238] Закон 20 декабря 1804 г. Ст. 43. Рекруты, предназначенные для службы в дейс-твующей армии или резерве, будут продолжать пользовать-ся вплоть до момента смотра перед отправлением правомпредоставлять заместителей... [Н. М. Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 238] III. ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ Конституция Французской республики(4 ноября 1848 г.) ВСТУПЛЕНИЕ В присутствии Бога и именем Французского народа На-циональное собрание объявляет: 1) Франция конституируется в республику. 2) Французская республика демократична, едина и не-раздельна. 4) Свобода, равенство и братство - ее принципы. Семья, труд, собственность, общественный порядок -ее основы. 8) Республика должна охранять личность гражданина,его семью, религию, собственность, труд и сделать дос-тупным всякому образование, необходимое для каждого че-ловека. Она должна путем братской помощи обеспечить су-ществование нуждающимся гражданам, подыскивая работу,соответствующую их способностям,, или же поддерживаятех, которые не имеют родных и не в состоянии рабо-тать... КОНСТИТУЦИЯГлава I О верховной власти 1. Верховная власть принадлежит совокупности фран-цузских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни од-но лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себеее осуществление. Права граждан, гарантированные конституцией 2. Никто не может быть арестован или задержан иначе,как в силу предписаний закона. 3. В пределах французской территории жилище всякоголица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишьсогласно форме и в случаях, предусмотренных законом. 4. Никто не может быть судим не тем судом, которому онподлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий,ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основа-ниями они не прикрывались. 7. Каждый может свободно исповедывать свою религию,и государство оказывает равное покровительство отправ-левию всяких религиозных культов. Служители церкви,признанной теперь законом или такой, которая будетпризнана законом, имеют право на получение содержанияот государства. 8. Граждане вправе образовывать сообщества и соби-раться мирно без оружия, подавать петиции и предаватьгласности свои мысли печатным или каким-либо иным пу-тем. Пользование этими правами не может иметь другихграниц, кроме прав и свободы другого и общественной бе-зопасности. Печать ни в коем случае не может быть пос-тавлена в зависимость от цензуры. 9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится вжизнь согласно определенным моральным и юридическим ус-ловиям, обозначенным в законе, и под надзором государс-тва. Этот надзор простирается на все без исключениявоспитательные и образовательные учреждения. 10. Все граждане одинаково допускаются ко всем об-щественным должностям, причем преимущественными мотива-ми для их назначения могут служить лишь их заслуги, иназначение происходит согласно условиям, обозначенным взаконе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы,все прирожденные отличия и различия классовые (?!) икастовые. 11. Всякая собственность неприкосновенна. Государс-тво, однако, может требовать отчуждения собственности вслучае общественной на то надобности, законным образомконстатированной, при условии справедливого и предвари-тельного ее возмещения. 12. Никогда не может быть снова применена конфиска-ция имущества. 16. Ни один налог не может быть вводим и взимаеминаче, как в силу закона. 17. Прямой налог разрешается только на год. Косвен-ные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет. Глава Ш О государственных властях 8. Всякая власть в государстве, в чем бы она ни вы-ражалась, исходит от народа. Она не может поручатьсякому-либо с правом передавать ее по наследству. 19. Разделение власти - это первое условие свободно-го правительства, Глава IVО законодательной власти 20. Французский народ поручает законодательнуювласть единому собранию. 25. Избирателями могут быть, независимо от своегоценза, все французы в возрасте 21 года, пользующиесягражданскими и политическими правами. 26. Могут быть избираемы независимо от своего место-жительства все избиратели в возрасте от 25 лет. 31. Национальное собрание избирается на 3 года и об-новляется лишь в полном своем составе. 36. Представители народа неприкосновенны. Они никог-да не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы замнения, высказанные ими в среде Национального собрания. Глава V Об исполнительной власти 43. Французский народ поручает исполнительную властьодному гражданину, которому присваивается титул прези-дента республики ". 45. Президент республики избирается на четыре года иможет быть переизбран лишь по прошествии промежуткавремени, равного четырем годам. 49. Президент вправе представлять через министровзаконопроекты в Национальное собрание. Он следит иобеспечивает выполнение законов. 50. Он располагает военной силой, но не вправе личноею командовать. 51. Он не может уступить какой-либо части террито-рии, ни распустить и отложить на время Национальноесобрание, ни ограничивать влияние конституции и зако-нов. 53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один до-говор не может быть окончательно заключен, пока он неподтвержден Национальным собранием. 54. Он следит за внешней безопасностью государства,но не вправе предпринимать войны без согласия на то На-ционального собрания. 56. Президент республики опубликовывает законы име-нем французского народа. 58. В продолжение срока, определенного для обнародова-ния закона, президент может мотивированным посланиемпросить нового совещания по поводу этого закона. Нацио-нальное 59. 11 Это означало, что избрание президента производит-ся всеобщим голосованием. собрание совещается еще раз, и теперь его решение ста-новится окончательным; оно передается президенту рес-публики. Обнародование закона в этом случае совершаетсяв срок, определенный для неотложных законов. 64. Президент республики назначает и смещает минист-ров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначаети смещает дипломатических агентов, главнокомандующихфлота и армии, префектов, высших начальников националь-ной гвардии Сенского департамента, правителей Алжира иколоний, главных прокуроров и других должностных лицвысшего порядка. Он назначает по предложению компетент-ного министра, оставаясь в пределах правил, установлен-ных по этому поводу законом, второстепенных правитель-ственных агентов. Глава VII О внутренней администрации 76. Сохраняется деление государства на департаменты,округа, кантоны и коммуны. Эти подразделения могут бытьуничтожены лишь законодательным порядком. 77. Устанавливается в каждом департаменте управле-ние, состоящее из префекта, генерального совета, советапрефектуры. В каждом округе - под-префект, В каждомкантоне- кантональный совет; однако в одном городе,разделенном на несколько кантонов, будет лишь один кан-тональный совет. В каждой коммуне - управление состоя-щее из мэра, его помощников и муниципального совета. Глава VIII О судебной власти 81. Правосудие отправляется безвозмездно от именифранцузского народа. Заседания происходят публично, ес-ли только публичность заседаний не представляет опас-ности для спокойствия или нравственности общества; вподобном случае суд особым постановлением объявляет обэтом. 82. В делах уголовных по-прежнему будет применятьсясуд присяжных. ["Конституции и законодательные акты. буржуазных го-сударств XVII-XIX вв.", М" 1957, стр. 446-456] IV. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА а) ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Резолюция делегатского собрания 24 февраля 1871 г.Общее собрание делегатов национальной гвардии, соб-равшихся... 24 февраля, образовало из себя ЦентральныйКомитет. Оно постановило отпечатать свой устав в большом ко-личестве экземпляров и пустить его в продажу, с темчтобы все роты могли ознакомиться с ним и подвергнутьего обсуждению. Вслед за тем, после предварительного обсуждения, бы-ли единогласно приняты следующие резолюции: 1. Национальная гвардия... протестует против всякойпопытки разоружения и объявляет, что в случае надобнос-ти будет сопротивляться ей силой оружия. 3. При настоящих обстоятельствах национальная гвар-дия отказывается признавать других вождей, кроме тех,которых она сама себе изберет... Делегаты Центрального Комитета тотчас же отправятсяна сборные пункты батальонов для организации на местахруководящего центра. [А. И. Молок, Парижская Коммуна в документах и мате-риалах, Л., 1925. стр. 24-25] б) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ ПОСЛЕ 18 МАРТА Немедленное улучшение положения трудящихся 20 марта 1871 г.Постановление, касающееся продажи заложенных в лом-барде вещей, отменяется. Срок платежа долгов за купленные товары откладывает-ся на один месяц. Впредь до особого распоряжения, в целях поддержанияспокойствия, собственники домов и содержатели гостиницне должны отказывать от квартиры своим жильцам. Центральный Комитет национальной гвардии. [А. И. Молок. Парижская Коммуна в документах и мате-риалах, Л.. 1925. стр. 63] Распоряжение Центрального Комитета национальной гвардииоб отсрочке выборов в Коммуну Граждане! Ваше законное возмущение привело нас 18 марта напост, который мы должны были занимать только то время,которое окажется необходимым для производства комму-нальных выборов. Ваши мэры и депутаты, нарушив обязательства, данныеими в то время, когда они были кандидатами, сделаливсе, что было в их силах, чтобы помешать этим выборам,которые мы хотели произвести как можно скорее. Подстрекаемая ими реакция объявляет нам войну. Мы должны принять борьбу и сломить сопротивление,дабы вы могли приступить к выборам спокойно, в сознаниисвоей силы и воли. Ввиду этого выборы отсрочены до воскресенья 26 мар-та. В ожидании этого дня самые энергичные меры будутприняты, чтобы заставить уважать завоеванные вами пра-ва. Центральный Комитет национальной гвардии (следуютподписи). Ратуша, 22 марта 1871 г. [Л. И. Молок, Парижская Коммуна в документах и мате-риалах, Л., 1925, стр. 82] Борьба с саботажем чиновников 22 марта 1871 г. Вследствие массового дезертирства правительственныхчиновников общественные учреждения совершенно дезорга-низованы. Все государственные служащие, которые к 25сего марта не вернутся к исполнению своих обязанностей,будут без всякого снисхождения уволены. [А. И. Молок, Парижская Коммуна в документах и мате-риалах. Л., 1925, стр. 78] Включение солдат в национальную гвардиюВвиду мер, принятых версальским правительством сцелью помешать возвращению на родину солдат, распущен-ных в силу последних событий, Центральный Комитет пос-тановляет, что в ожидании закона о реорганизации воен-ных сил страны солдаты, находящиеся в данную минуту вПариже, зачисляются в ряды национальной гвардии и будутполучать положенное им жалованье. Центральный Комитет национальной гвардии. Ратуша, 22 марта 1871 г. [Л. И. Молок, Парижская Коммуна в документах и мате-риалах, Л., 1925. стр. 78] в) ПРОГРАММА КОММУНЫДекларация Коммуны к французскому народу ...Париж и вся страна должны знать характер, смысл ицель происходящей революции... На Коммуне лежит обязанность выявить стремления ижелания парижского населения и определить характер дви-жения 18 марта... Чего добивается Париж? Признания и упрочения республики - единственной фор-мы правления, совместимой с правами народа, с правиль-ным и свободным развитием общества. Полной автономии коммун на всем протяжении Франции,обеспечивающей каждой из них всю совокупность ееправ,.. а каждому французу - полное развитие его сил испособностей как человека, гражданина и работника. Автономия Коммуны должна быть ограничена только оди-наковыми правами всех прочих, примыкающих к ней ком-мун,. союз которых должен укрепить единство Франции. Неотъемлемыми правами Коммуны являются: Право вотирования коммунального бюджета, доходов ирасходов;. установление и разверстка налогов; управле-ние всеми местными службами; организация магистратуры,муниципальной полиции и народного просвещения; управле-ние принадлежащими Коммуне имуществами, Назначение посредством выборов или конкурса ответс-твенных, подлежащих постоянному контролю и могущихвсегда быть отозванными коммунальных чиновников и долж-ностных лиц всех категорий. Полная гарантия свободы личности, свободы совести исвободы труда. Постоянное участие граждан в делах Коммуны путемсвободного выражения своих взглядов и свободной защитысвоих интересов, гарантировать которые должна Коммуна,так как на ней одной лежит обязанность надзора и обес-печения правильного и свободного пользования правомсобраний и печати. Организация городской обороны и национальной гвар-дии, избирающей своих начальников, - единственной силы,призванной поддерживать в городе порядок. Париж не требует себе больше никаких местных гаран-тий, разумеется, при условии, что в центральной адми-нистрации - собрании делегатов союзных коммун - он най-дет осуществление на практике тех же принципов. Но в силу своей автономии и свободы действий Парижоставляет за собой право провести у себя, если он най-дет нужным, административные и экономические реформы,которых требует его население; создать учреждения, спо-собствующие развитию и распространению образования, производитель-ности, обмена и кредита; сделать власть и собственностьвсеобщим достоянием, следуя потребностям момента, жела-нию заинтересованных, лиц и данным опыта... Нашдолг-бороться и победить! Парижская Коммуна Париж, 19 апреля 1871 г. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. II, М.,1934, стр. 330-382] г) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ Конституирование Коммуны Первое заседание в среду 29 марта 1871 г....Вносится предложение о том, чтобы Коммуна консти-туировалась. Поименная перекличка устанавливает присутствие 58членов... Приступают к выборам президиума, который формируетсяв следующем составе: Председатель,.. Заместители,.. Секретари... Приступают к созданию различных комиссий, которыебудут называться так: Исполнительная комиссия, Комиссияфинансов, Военная комиссия, Комиссия юстиции, Комиссияобщественной безопасности. Комиссия продовольствия, Ко-миссия промышленности и обмена, Комиссия внешних сноше-ний, Комиссия общественных служб. Комиссия просвещения. Приступают к избранию членов" которые, войдут в сос-тав этих комиссий. Результаты выборов таковы:.., ["Протоколы заседаний Парижской Коммуны 1871 г.", т.I, М" 1959. стр. 28-33] Отчет из газеты Paris - Journal" о первом заседании Коммуны, 29 марта 1871 г.12 ...Председатель приглашает Собрание определить сос-тав президиума. Избираются два заместителя, а также двасекретаря. Они избираются на недельный срок... 12 Конституирование Коммуны, состоявшееся на ее пер-вом заседании, описано в протоколе заседания относи-тельно кратко, и поэтому мы приводим ниже весьма важныеизвлечения из газетного отчета. Гражданин Асси13, от имени Центрального Комитета, пере-дает власть, которой его члены оказались облечены ходомсобытий и волей национальной гвардии... Гражданин Эд13 просит слова, чтобы предложить своимколлегам присвоить новому муниципальному совету наиме-нование Парижской Коммуны... Наименование "Коммуна" принимается открытым голосо-ванием. Собрание... решает, чтобы облегчить прохождение дели обсуждение проектов декретов, образовать из своейсреды десять комиссий. Каждая комиссия будет ведатьфункциями прежних министерств... 1. Исполнительная комиссия. На эту комиссию возлага-ется проведение в жизнь всех декретов Коммуны и всехпостановлений других комиссий. Она ничего не должна де-лать без ведома Коммуны. Эта комиссия будет находитьсяв Ратуше, которая служит местопребыванием Коммуны. 2. Военная комиссия, которая заменит Комитет нацио-нальной гвардии. Эта комиссия занимается вопросами дис-циплины, вооружения, обмундирования и снаряжения нацио-нальной гвардии. На нее возлагается разработка проектовдекретов относительно национальной гвардии. Главныйштаб на Вандомской площади подчиняется только ей. Онадолжна обеспечивать, сообща с Комиссией общественнойбезопасности, безопасность Коммуны и следить за дейс-твиями Версаля. Эта комиссия заменяет Военное минис-терство... 3. Комиссия продовольствия. Она должна заботиться оснабжении Парижа продовольствием, вести самый детальныйи самый полный учет всех продуктов, имеющихся в настоя-щее время в магазинах. На нее возлагается обязанностьобеспечить всеми возможными способами доставку в Парижпродуктов питания, необходимых по крайней мере на тримесяца. В ее ведении и распоряжении будут находитьсявсе запасы продуктов. На нее будет возложена также, ес-ли это потребуется, раздача муки нуждающимся... 4. Комиссия финансов. Комиссии поручается составле-ние бюджета города Парижа на новых основаниях. Вопросыфинансирования, квартирной платы, сроков платежей и т.п. находятся в ее ведении, как и Французский банк...Комиссия должна также заняться исследованием способовуменьшить налоговое бремя в городе Париже, выработатьтакие меры, которые затронули бы интересы возможноменьшего круга лиц... К ней переходят полномочия Минис-терства финансов... 5. Комиссия юстиции. В данный момент на эту комиссиювозлагается обязанность поднять существующее судо- 13 Асси и Эд-члены ЦК национальной гвардии, избран-ные в Коммуну. производство на высоту демократических и социальных уч-реждений. Она должна обеспечить текущее судопроизводство дотого момента, когда особый декрет урегулирует его вокончательной форме. 6. Комиссия общественнной безопасности. Круг ее дел:префектура полиции. На эту комиссию возлагается обеспе-чение порядка и общественной безопасности. Она должнаследить за тем, чтобы, по возможности не нарушая личнойсвободы, добиваться соблюдения на улицах правил нравс-твенности. Одним словом, на нее возлагаются задачи об-щей полиции. Она должна заботиться о неприкосновенностиРеспублики и следить за всеми подозрительными граждана-ми. 7. Комиссия труда, промышленности и обмена. Круг еедел: часть дел Министерства общественных работ и Минис-терства торговли. Комиссии поручается пропаганда социа-листических учений. Она должна изыскивать пути к урав-нению заработка и труда. Она должна будет также зани-маться поощрением национальной и парижской промышлен-ности. Равным образом эта комиссия должна заниматьсяизысканием средств к развитию международной торговли иобмена... 8. Комиссия общественных служб. На эту комиссию воз-лагается наблюдение за важными службами - почтой, те-леграфом, дорожной сетью. Она должна следить за тем,чтобы все эти учреждения функционировали регулярно иэкономно, наблюдать за железнодорожными компаниями...Она должна будет также изучить возможность передачи же-лезных дорог в руки коммун Франции, не ущемляя интере-сов компаний. 9. Комиссия внешних сношений. На комиссию возлагает-ся поддержание с коммунами Франции дружеских связей,которые должны привести к созданию федерации... Онадолжна будет также, как только представится возмож-ность, аккредитовать своих представителей в различныхгосударствах Европы... 10. Комиссия просвещения. В ее обязанности входиткруг дел Министерства народного образования. Комиссияпросвещения займется реформой образования. Она должнабудет подготовить проект декрета о введении бесплатно-го, обязательного и исключительно светского обучения.Количество стипендий в лицеях будет увеличено. ["Протоколы заседаний Парижской Коммуны 1871 г. т.I М., 1959, стр. 34-36] Декрет об административном управлении округами Парижа(30 марта 1871 г.)Ст. 1. Члены Коммуны осуществляют административноеуправление своими округами. Ст. 2. Для ведения дел им разрешается взять себе впомощь комиссию по своему выбору и под свою ответствен-ность. Ст. 3. Члены Коммуны одни только имеют право совер-шать запись актов гражданского состояния. ["Протоколы заседаний Парижской Коммуны. 1871 г.,т. I, М., 1959, стр. 59] Решение о реорганизации Исполнительной комиссии (20 апреля 1871 г.)Коммуна постановляет: 1. Исполнительная власть временно вверяется объеди-ненным делегатам девяти комиссий, между которыми Комму-на распределила работу и административные функции. 2. Делегаты избираются Коммуной по большинству голо-сов. 3. Делегаты собираются ежедневно и принимают побольшинству голосов решения, касающиеся каждого из ихведомств. 4. Ежедневно в секретном заседании Коммуны они отда-ют отчет о принятых и приведенных в исполнение мерах, аКоммуна выносит постановления. ["Протпколы заседаний Парижской Коммуны 1871 г., т.I, М., 1959, стр. 249] Письмо Комитета бдительности 19-го округа в редакциюгазеты "La Sociale" с предложением Коммуне создать Комитет общественного спасения (Опубликовано 26 апреля 1871 г.) По инициативе Комитета бдительности 19-го округа,дистрикт Марсельезы, первый в округе, Принимая во внимание, что положение Парижа становит-ся все более и более тяжелым, что необходимо проявитьтем больше энергии, чем неизбежнее становится опас-ность, Предлагает, чтобы Коммуна безотлагательно приступилак созданию в ее составе Комитета общественного спасе-ния, облеченного всеми полномочиями, чтобы обеспечитьпобеду и необходимую власть для проведения в жизнь декретов Ком"муны. По поручению Комитета (следуют подписи). ["Протоколы, заседаний Парижской Коммуны 1871 г.",т. I. М., 1959, стр. 428] Декрет об образовании Комитета общественного спасения(1 мая 1871 г.) Коммуна декретирует: Ст. 1. Немедленно будет организован Комитет общест-венного спасения. Ст. 2. Он будет состоять из пяти членов, избранныхКоммуной голосованием кандидатуры каждого в отдельнос-ти. Ст. 3. Этому Комитету предоставляется самая Широкаявласть над всеми делегациями и комиссиями, он будет от-ветствен только перед Коммуной... ["Протоколы заседаний Парижской Коммуны", т. II, М.,1960, стр. 32] Уничтожение регулярной армии Парижская Коммуна постановляет: 1. Рекрутский набор отменяется, 2. Никакая военная сила, кроме национальной гвардии,не может быть учреждена в Париже или введена в него. 3. Все способные к военной службе граждане вступаютв ряды национальной гвардии. Парижская Коммуна Ратуша, 29марта 1871 г. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. II, М., 1934, стр. 335] Уничтожение высоких окладов чиновникам Парижская Коммуна, принимая во внимание, что до сего времени высшиедолжности в общественных учреждениях благодаря присво-енным им высоким окладам служили предметом домогатель-ства и раздавались в виде милости; что, с другой стороны, в истинно демократическойреспублике не должно быть места ни синекурам, ни чрез-мерно высоким окладам, - постановляет: Статья единственная: Максимум содержания чиновникамразличных коммунальных учреждений определяется в 6 тыс.франков в год. Парижская Коммуна, Ратуша, 2 апреля 1871 г. [Н. М. Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. II, М.. 1934, стр. 335} Отделение церкви от государства (2 апреля 1871 г.) Парижская Коммуна, принимая во внимание, что первым принципом Французс-кой Республики является свобода; что свобода совести есть первейшая из свобод; что бюджет культов противоречит этому принципу, таккак насилует убеждения граждан; что, как показывают факты, духовенство было соучаст-ником монархии в преступлениях против свободы,- постановляет: Ст. 1. Церковь отделяется от государства. Ст. 2. Бюджет культов упраздняется. Ст. 3. Так называемые неотчуждаемые имущества, при-надлежащие религиозным конгрегациям, как движимые, таки недвижимые, объявляются национальной собственностью. Ст. 4. Будет произведено немедленное обследованиеэтих имуществ с целью выяснить их характер и передатьих в распоряжение нации. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. II, М; 1984, стр. 336-337} д) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОММУНЫ Декрет о брошенных владельцами мастерских (16 апреля 1871 г.) Парижская Коммуна, принимая во внимание, что многие мастерские были ос-тавлены своими хозяевами, не пожелавшими исполнять сво-их гражданских обязанностей и считаться с интересамисвоих рабочих; что благодаря этому трусливому бегству были прерванымногие крайне важные для жизни города работы, чем соз-дана угроза для жизни рабочих, - постановляет: Рабочие синдикальные камеры созываются для учрежде-ния анкетной комиссии, имеющей целью: 1. Дать статистику брошенных мастерских, точное опи-сание состояния, в котором они находятся, и опись имею-щихся в них инструментов труда. 2. Представить доклад с изложением практических мер,с помощью которых можно было бы немедленно пустить вход эти мастерские, но уже не силами хозяев-дезертиров,которые их бросили, а силами кооперативной ассоциациизанятых в них рабочих. 3. Выработать проект устава этих рабочих кооператив-ных ассоциаций. 4. Учредить третейский суд, который в случае возвра-щения хозяев должен будет установить условия оконча-тельной передачи мастерских рабочим товариществам иразмер вознаграждения, которое эти товарищества должныбудут уплатить бывшим хозяевам. Анкетная комиссия должна будет представить свой от-чет коммунальной Комиссии труда и обмена, которая, всвою очередь, обязуется в кратчайший срок войти в Ком-муну с проектом декрета, отвечающего интересам как Ком-муны, так и рабочих. [Н. М. Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-тах и материалах, вып. II, М., 1934, стр. 337] Устав Луврских мастерских по ремонту и починке оружия Устав, представленный на утверждение Парижской Ком-муны рабочими мастерских (Опубликован 21 мая 1871 г.) Ст. 1. Мастерские находятся под управлением делега-та,. состоящего при Коммуне. Делегат до управлению мастерскими избирается общимсобранием рабочих, которые могут в любую минуту отоз-вать его в случае неудовлетворительного исполнения имсво





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.