Здавалка
Главная | Обратная связь

Маниакально-депрессивный психоз и циклотимия. Распространенность. Современные представления об этиологии и патогенезе Клиническая картина. Лечение.



Это заболевание характеризуется сменой аффективных фаз: маниакальной, депрессивной, сдвоенной или смешанной, в проме­жутках между которыми отсутствуют какие-либо болезненные яв­ления. В соответствии с Международной классификацией 10-го пересмотра это расстройство — нарушение аффекта как в сторону угнетения, так и в сторону подъема. Эти изменения настроения сопровождаются изменением общего уровня активности. В боль­шинстве случаев имеется тенденция к повторяемости, а начало эпизодов нарушенного настроения часто связано с трудными жиз­ненными ситуациями.

Распространенность. Наблюдаются эти расстройства настро­ения не только у взрослых, но, хотя и значительно реже, у подро­стков и детей. Младше 3 лет эти расстройства не обнаруживаются. Единичные типичные случаи встречаются в 7—10 лет. Они и у по­дростков наблюдаются относительно редко (2,4%), однако можно предположить, что из-за атипичной симптоматики не все случаи распознаются. Среди всех заболевших аффективным психозом только у 8,2% он диагностируется до 19 лет. Наиболее часто они впервые возникают во время возрастного криза у подростков. Воз­можно, что наиболее часто аффективные расстройства у детей и подростков проявляются в неразвернутой форме циклотимий, а также в форме поведенческих и соматических эквивалентов. Начи­ная с подросткового возраста, девочки заболевают чаще маль­чиков.

Клиническая картина. Приступы (фазы) нарушенного на­строения могут быть единичными в течение всей жизни или по­вторяться неоднократно. Одни больные страдают только фазами сниженного настроения (депрессиями) или повышенного настрое­ния (маниями), что называется униполярным расстройством на­строения. У других больных встречаются как депрессии, так и мании (биполярное расстройство настроения). В части случаев вместо расстройств настроения на передний план выступают сома­тические симптомы: головные боли, астенические проявления, неприятные или болезненные ощущения в груди и т.д. Такие со­стояния называются маскированными депрессиями, или маниями.

По степени тяжести аффективные расстройства могут быть легки­ми, умеренными и тяжелыми.

Маниакальная (гипоманиакальная) фаза. Ее типичные проявления складываются из повышенного настроения, двигатель­ного оживления, многоречивости, переоценки собственной лично­сти. У подростков и детей чаще преобладают шалости, чрезмерная двигательная активность, неуемное стремление к общению, по­движным играм со сверстниками, неуместной и шумной возне. Не­редко моторное возбуждение сопровождается назойливостью, бес­церемонностью, циничностью, задиристостью, а иногда раздражи­тельностью и даже злобностью, гневливостью и агрессивностью. Практически всегда имеющееся ускорение течения мыслей нахо­дит свой выход в непрекращающихся комментариях о происходя­щем вокруг, бесконечных вопросах, советах, указаниях окружаю­щим, а также в пении и декламировании стихов. Отсутствует со­знание болезни, нет чувства усталости, утомления. Продолжитель­ность сна коротка (не более 2—4 часов). Усиление влечений про­является прожорливостью, которое сопровождается похуданием. Больные также сексуально расторможены, что проявляется интен­сивным онанизмом, в том числе и групповым. Возможно возник­новение стремлений к гомосексуальным и гетеросексуальным кон­тактам, в том числе и попытки к сексуальной агрессии. У части больных соматические симптомы оказываются более выраженны­ми, чем аффективные расстройства. Продолжительность гипома-ниакальной или более выраженной маниакальной фазы составляет у детей и подростков несколько недель.

Возрастные особенности гипоманиакальных фаз заключаются в том, что с возрастом уменьшается яркость положительных эмо­циональных проявлений и соматических нарушений, нарастает двигательная активность, усиливаются влечения, появляются дис-форические оттенки настроения или асоциальные тенденции в по­ведении. У подростков наиболее часто эта фаза проявляется пове­денческими эквивалентами, которые выражаются в школьных прогулах, побегах из дома, чрезмерной заносчивости и драчливо­сти, а также алкоголизации, обнаженной сексуальности.

Депрессивная фаза. Классическая форма депрессии характе­ризуется триадой признаков: сниженным настроением, падением двигательной активности и замедлением мышления. У подростков и детей чаще вместо тоски временами или постоянно появляются злобность, мрачность или угрюмость. При этом их раздражение направлено не на себя, а на окружающих, и поведение нередко становится агрессивным. У детей может наблюдаться утомляе­мость, «скучное настроение». Двигательная заторможенность — большая редкость. Участие же в школьных занятиях, настольных играх становится менее продуктивным, затрудняется общение. Де­ти отказываются играть в живые эмоциональные игры. Возникаю­щие идеи собственной малоценности, самообвинения, самоуничи­жения лишены серьезной аргументированности, опираются на не­сколько или даже один факт из жизни больного. Даже у детей могут появиться мысли о самоубийстве, при этом они особенно упорны при наличии глубокой тоски, отчаяния или выраженных идеях виновности. В зависимости от преобладающей симптомати­ки описываются меланхолический, ипохондрический, астеноапати-ческий, деперсонализационный и тревожный варианты. Однако наибольшие трудности для распознавания представляют соматиче­ский и поведенческий эквиваленты. При депрессиях могут иметь место соматические расстройства: желудочно-кишечная симптома­тика (боли в животе, диспепсические явления, тошнота и др.), го­ловные боли, сердечно-сосудистые проявления (лабильность пуль­са, тахикардия, неприятные ощущения в груди), расстройство сна. Во время депрессии обостряются или впервые обнаруживаются психосоматические расстройства: бронхиальная астма, нейродер­мит, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки, ожирение. Если физические симптомы маскируют невыраженные проявления депрессии, что характерно для детей и подростков, то в этом случае диагностируется соматиъеский эквивалент, или ла­тентная (соматизированная) депрессия. Для подростков и детей типично также, когда на первое место в клинической картине вы­ступают отказ от посещения школы, уходы из дома, бродяжниче­ство, разрыв с друзьями, присоединение к асоциальной компании, конфликтность, агрессивность, совершение антисоциальных по­ступков. Эти случаи называются поведенгескими (делинквентными) эквивалентами депрессии. Продолжительность депрессивных фаз в детско-подростковом возрасте меньше, чем у взрослых. Она в среднем составляет 1—4 недели. Депрессия может сочетаться с психомоторным возбуждением, страхами, тревогой, дистимиями и соматическими симптомами, сочетающимися с болевыми ощуще­ниями.

Возрастные особенности депрессии. В младенческом возрасте преобладают соматические и псевдорегрессивные расстройства, в младшем дошкольном — неврозоподобные и соматоалгические симптомы, в младшем и среднем школьном — соматические и пове­денческие эквиваленты, а в типичных случаях появляются мысли о неполноценности, снижение активности. Для подросткового возра­ста наиболее характерны суицидальные мысли и намерения.

Циклотимия — это состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости настроения. Временами настроение может быть нормальным и стабильным в течение многих месяцев. Изме­нения настроения воспринимаются индивидом как не связанные с обстоятельствами жизни. Циклотимия редко попадает в поле зре­ния специалистов (врачей, психологов), так как изменения на­строения относительно легкие, а периоды приподнятого настрое­ния доставляют удовольствие.

Этиология. Причина аффективного психоза до сих пор оста­ется недостаточно ясной. У многих больных очевидна роль на­следственной отягощенности. В качестве предрасположения могут быть особенности преморбидной личности. Биохимические гипо­тезы объясняют происхождение психоза снижением активности адреналина при депрессиях и ее повышением при маниях, что свя­зывают с изменением чувствительности синаптических рецеп­торов. К провоцирующим факторам, особенно в подростковом возрасте, относят выраженные сдвиги в эндокринной системе, че­репно-мозговые травмы и в меньшей степени инфекционные забо­левания мозга.

Лечение. В терапии маниакальных состояний используют ней­ролептики: аминазин (100—600 мг/сут.), галоперидол (до ЮОмг/сут. перорально и 20—40 мг/сут. внутримышечно), триседил (до 45 мг/ сут. перорально и до 20—25 мг/сут. внутримышечно) и со­ли лития (карбонат лития 0,8-2 г/сут.) или оксибутират лития с 800—1200 мг/сут. до 3 г/сут. внутримышечно.

Назначение медикаментов при депрессиях зависит от их тяже­сти и особенностей симптоматики. Обязательно применение ими-зина (мелипрамина) или амитриптилина, быстро увеличивая дозы с 50—75 мг/сут. до 200—250 мг/сут. Тревожная депрессия купиру­ется добавлением тизерцина (от 50—100 мг/сут. до 300— 400 мг/сут.) или хлорпротиксена (от 25—50 мг/сут. до 200— 400 мг/сут.) При адинамических депрессиях добавляют малые до­зы нейролептиков: трифтазина, галоперидола. При лечении де­прессии полезна психотерапия.

Больные должны находиться на диспансерном учете у психи­атра.

В промежутках между приступами психоза больные могут учи­ться, устраиваться на работу. В течение психотических приступов и особенно при их частых повторениях больные освобождаются от учебы и трудовой деятельности.

 

 


БИЛЕТ 2.

Основные положения психопатологии. Здоровье и болезнь. Патология и нозология. Основные понятия нозологии: этиология и патогенез: патоморфоз; ремиссия, рецидив, течение и исход психических болезней.

 

Детская психиатрия — клиническая дисциплина, изуча­ющая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая ме­тоды их клинической и лабораторной диагностики, вопросы про­гноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология — раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подрост­ковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симпто­мов и синдромов.

Здоровье — это способность сохранять постоянство внутренней среды организма в изменчивых условиях окружающего мира (общефизиологическое определение).

Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических пороков (определение ВОЗ, 1946).

Здоровье — это состояние нормы (определение, используемое в практической деятельности врача).

Болезнь — это реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды (С.П.Боткин).

Болезньесть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности (Н.Н. Зайко).

нозология(греч. νόσος (болезнь) + греч. λόγος (причина)) — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.[1]

Патология (от греч. páthos — страдание, болезнь и ...логия), комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных.

Этиология (от греч. aitía — причина и ...логия), причина болезни; раздел патологии, изучающий проблему причинности в медицине.

Патогенез(от греч. páthos — страдание, болезнь и... генез), механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма — от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах;

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

патоморфоз (от др.-греч. πάθος — страдание, болезнь и μορφή — вид, форма), иногда Нозоморфоз — изменение признаков отдельной болезни — так называемой нозологической формы, а также изменение заболеваемости и причин смертности под влиянием различных воздействий и внешних факторов (биологических, социальных).

Ремиссия — это временное улучшение состояния больного, проявляющееся в замедлении или прекращении прогрессирования болезни, частичном обратном развитии или исчезновении клинических проявлений патологического процесса.

Рецидив — это новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения.

Течение психических заболеваний. Непрерывное теъе-ние — неуклонное нарастание и усложнение психических рас­стройств (соматогенный психоз).

Приступообразное тегение — чередование приступов заболева­ния и промежутков, свободных от болезненных проявлений (аф­фективные психозы).

Смешанное тегение — нарастание изменений личности, на фо­не которого эпизодически возникают обострения (сдвиги) заболе­вания. После каждого сдвига появляются все более выраженные изменения личности (шизофрения).

Волнообразное тегение проявляется периодами ослабления или исчезновения симптоматики, однако в дальнейшем под влиянием дополнительных факторов появляются ранее исчезнувшие прояв­ления болезни, обычно в форме новых нарастающих симптомов и синдромов (невротические расстройства).

Пароксизмалъное тегение — остро возникающие кратковремен­ные приступы заболевания (эпилепсия).

Прогредиентное тегение — постепенное нарастание и усложне­ние симптоматики с появлением стойких психических нарушений (шизофрения).

Регредиентное тегение — с каждым последующим приступом заболевания сокращается число синдромов и симптомов, ослабля­ется и исчезает бывшая ранее симптоматика (психические рас­стройства при черепно-мозговых травмах).

Как уже указывалось,

исход психического заболевания мо­жет быть различным. Неблагоприятно протекающее заболевание может завершиться дефектом — продолжительным, стойким нару­шением — одной (познавательной, аффективной) из психических сфер или общим нарушением формирования психики (слабоумие вследствие энцефалита).

Выздоровление является полным восстановлением организма после возникших в процессе психического заболевания расстройств. Вопреки существующим заблуждениям именно выздо­ровление — наиболее частый исход психических расстройств. Од­нако вероятность полного выздоровления находится в зависимо­сти от преморбидного (доболезненного) состояния индивида. В тех случаях, когда психическая реакция или заболевание возни­кает на фоне отягощенного преморбида (умственная отсталость, психопатия, перенесенная в прошлом черепно-мозговая травма), степень восстановления психических функций будет зависеть от выраженности остаточных явлений после ранее перенесенной вредности или от тяжести психического состояния, имевшегося до заболевания.

Третий вариант исхода — переход в хронигеское состояние, в те­чение которого продолжают оставаться хотя и менее выраженные, но преобладающие в клинической картине продуктивные симптомы.Продуктивные симптомы — выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, они отражают относи­тельно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы, вызвавшие заболевание. Это кагественно новые, связан­ные с возникновением заболевания психигеские проявления, кото­рые в то же время не могут быть возрастными особенностями больного. К этим симптомам относятся астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататони-ческие и др. проявления психических реакций, болезней, состояний. Негативные симптомы — симптомы, вызванные самим патологическим процессом и связанные с этиологическим факто­ром. В связи с этим в большинстве случаев они отражают нозоло­гическую специфику заболевания; таким образом, их выявление облегчает диагностику. К негативным симптомам относятся следу­ющие: истощаемость психических процессов, субъективно осозна­ваемая измененность «Я», дисгармония личности, снижение энер­гетического потенциала, снижение уровня личности, регресс лич­ности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие.

2.Расстройства ощущений и восприятия, их особенности у детей. Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций.

ОЩУЩЕНИЕ-это простейший психический процесс, состоя­щий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объек­тивного мира, а также внутренних состояний организма, возника­ющий в результате непосредственного воздействия их на рецепто­ры и нервные центры коры головного мозга. Например, восприятие цвета предмета или звука какого-либо явления. Ощу­щения входят в качестве элемента в целостный процесс познания, включающий восприятия, представления, понятия.

Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осяза­тельные, вкусовые, температурные, вибрационные, болевые ощу­щения, а также ощущения равновесия и ускорения.

Возрастные особенности. Осязательная, проприоцептивная и вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения. На звук ребенок начинает реагировать в первые недели после рождения. Направление звука определяет через 2-3 мес. после рождения. На 3-4-й мес. реагирует на пение и музыку. Различение звуков ре­чи—в самом конце первого года жизни. Зрение развивается мед­леннее. В первые недели ощущает свет, но не может видеть пред­меты (не приспособлен мышечный аппарат глаза). Различение цветов появляется на пятом месяца

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.

Сенестопатии - необычные, стран­ные, неприятные, тягостные, нередко крайне мучительные, иногда трудно поддающиеся описанию ощущения, локализующиеся в ко­же, под кожей, во внутренних органах (гортань, сердце, желудок, половые органы и др.) и не имеющие для своего возникновения объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопа-ние, жар, холод, жжение, пульсация, переливание, распирание, стягивание и т. п. Сенестопатии могут быть ограниченными или распространенными, находиться в одном месте или перемеща­ться (при шизофрении, органическом поражении мозга). Сенесто­патии у детей обычно появляются кратковременными эпизодами, начиная с 5—7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.

Парестезии — неприятные субъективные ощущения, возникаю­щие в теле и конечностях («бегание мурашек», онемение, покалы­вание) под влиянием интоксикаций, но могут быть и психогенно­го характера.

Анальгезии — отсутствие болевых ощущений (у больных с ката-тонией или при прогрессивном параличе).

Типалъгезии — уменьшение болевых ощущений (при возникно­вении бурного аффекта).

Типералгезии — усиление болевых ощущений.

Анестезия — исчезновение ощущений, потеря чувствительности либо в отдельных экстерорецепторах (утрата тактильной чувстви­тельности на некоторых участках тела, утрата слуха), либо в не­скольких одновременно (утрата зрения и слуха). Наблюдается при истерических расстройствах.

Гипестезии — снижение силы ощущений, понижение чувстви­тельности к внешним раздражителям (при депрессии, оглушении). Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.

Гиперестезии — обострение ощущений, повышенная чувстви­тельность к обычным раздражителям (в состоянии крайнего исто­щения). Раздражающе острое восприятие обычных запахов — ги­перосмия, кажущаяся чрезмерной громкость обычных зву­ков—гиперакузия.

Синестезии — возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора. Качества ощущений одного ви­да переносятся на другой. Встречаются в норме («цветной слух», «цветное зрение») и в психопатологии («Когда колют живот игол­кой, во рту появляется ощущение соленого»).

ВОСПРИЯТИЕ - отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятий. Восприятия классифицируются по анализа­торам, участвующим в обработке информации. В связи с этим вы­деляют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кине-стезические и вкусовые восприятия. Их также различают по фор­мам существования материи: восприятия пространства, времени и движения.

Возрастные особенности. В первые дни и даже часы жизни ре­бенка обнаруживается его способность к сложным видам восприя­тия. На первой неделе младенцы различают доску из 25 квадратов и один квадрат. У 4-дневного ребенка выработан условный реф­лекс: открывание рта, поворот головы, сосание на одновременное прикосновение и звук. После 3 месяцев в действиях ребенка уча­ствуют несколько анализаторов. Рассматривание предмета младен­цем сменяется его узнаванием в конце первого полугодия жизни (возникновение восприятия). Ребенок выделяет объекты восприя­тия: мать, няню, игрушки. Восприятие еще ситуативно слитно и глобально. Передвижения предмета, манипуляции с ним помогают образовать восприятие. До 3 лет дети воспринимают контуры зна­комых предметов. К 1 г. 2 мес—1 г. 8 мес. находят предмет по его названию. С конца 2-го года называют воспринимаемый знако­мый предмет. Выделяют по случайным признакам. Пространствен­ная характеристика предмета слита с содержанием предмета. Так как формирование восприятия требует опыта, то овладение речью, первые обобщения, игра, рисование, лепка, передвижение в про­странстве (прогулки), чтение и трудовые процессы способствуют усложнению перцепторного процесса. Восприятие требует умения вычленять части предмета и устанавливать связи между ними. Из-за отсутствия этих навыков детские восприятия отличаются малой детализированностью, неточностью ориентирования в про­странстве, во времени, трудностью установления последовательно­сти между ними. Неправильно воспринимаются изображения предметов, а также и перспектива, в которой они находятся. Нет умения выделить основное, подойти к предмету с разных сторон. Для правильного восприятия детям требуется больше времени, чем взрослым. Наблюдения (преднамеренные восприятия) не пла­номерны, не систематичны. Дети испытывают затруднения в осво­ении структуры восприятия и его целостности. Описания изобра­жений предметов проходят три уровня: перечисления, описания и истолкования. Дошкольники с большим трудом осваивают вре­меннь'іе представления, не видят логики временных отношений, последовательности событий. Развитие восприятия - это переход от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия к рас­члененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причин­ных связях. Все большую роль играет слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.

РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ. Нарушение отражения реально­го мира в норме и при психических расстройствах может происхо­дить различным образом.

1. Отсутствие восприятия. Агнозия (неузнавание) - нарушение узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания
и при сохранности рецепторов и анализаторов. Обычно возникает при органических поражениях мозга (сосудистых, опухолевых), но
может быть и симптомом истерии.

Агнозия акустическая (слуховая) - нарушение узнава­ния звуков, фонем и предметов по характерным для них звукам.

Агнозия оптическая (зрительная) — нарушение узнава­ния зрительных образов предметов и явлений.

Агнозия пространственная — нарушение способности ориентироваться в пространстве, в расположении предметов и определении расстояния между ними.

Агнозия тактильная — невозможность определить пред­меты на ощупь при правильной квалификации отдельных их ка­честв (массы, температуры).

2. Нарушение интенсивности восприятия. Сенсорная гиперпатия — повышение интенсивности восприятия, при которой усиливающаяся яркость зрительных раздражителей достигает
ослепительной силы, слуховые раздражители становятся настолько звучными, что как бы врезаются и оставляют глубокий след после себя, импульсы, идущие из органов и систем тела, создают
напряжение, воспринимаются как болевые, неприятные или даже необычные. Сочетается со смятением, тревогой или экстазом, бегством беспорядочных мыслей, непоседливостью, суетливостью, потребностью куда-то бежать. Причиной гиперпатии может быть крайнее голодное истощение.

Сенсорная гипопатия — снижение интенсивности восприятия. При этом мир воспринимается призрачным, нереальным, блек­лым, безжизненным; краски кажутся потускневшими, звуки уда­ленными, неясными, приглушенными; деревья и дома представля­ются декорациями, геометрическими фигурами, а люди - маска­ми, марионетками. Видимое и слышимое не оставляет следа, все происходит замедленно, будто застыло, остановилось, как в стоп-кадре.

Дереализация - отчуждение мира восприятий окружающей действительности, при котором перцепция сопровождается чувст­вом чуждости, измененности, неестественности. Многие больные, особенно дети и подростки, с трудом могут объяснить, каким об­разом все изменилось. Используются такие выражения, как: «все какое-то не такое», «вижу все как через пелену», «как будто сижу в рыбьем пузыре».

«Уже виденное» (deja vu), «уже пережитое» (deja vecu) - со­стоят в том, что незнакомая, совершенно новая обстановка на ка­кое-то время становится знакомой, когда-то виденной, пережитой. «Никогда не виденное» (jamais vu) - хорошо знакомая ситуация воспринимается как чуждая, незнакомая, никогда не виденная.

Деперсонализация соматопсихигеская — переживание кажуще­гося исчезновения чувства боли, ощущения дыхания, сердцебие­ния, массы тела и т. д. Собственное тело воспринимается вялым, дряблым, лишенным жизненного тонуса. «Тело будто не мое», «как будто я его не ощущаю», «ног не чувствую», «как будто я живой труп». Может возникнуть чувство неудовлетворенности ак­тами мочеиспускания и дефекации, исчезновение чувства насыще­ния и удовлетворенности сном.

Деперсонализация аутопсихигеская — переживание кажущейся измененности собственного психического «Я». У больных создает­ся впечатление, что нет мыслей или что они не поддаются управ­лению. Кажется, что голова пустая, нет никаких чувств, «полное отупение», бездушие. Отсутствует страх, гнев, переживание горя. Больные могут мучиться от неспособности отзываться на печаль близкого человека (болезненное бесчувствие), от невозможности запоминать и воспроизводить воспринятое, представлять родные лица и знакомые предметы.

Успешно участвуя в повседневных делах, укоряют себя за от­сутствие активности, незнание того, как правильно поступить в том или ином случае. Переживая неясность восприятия, больные оценивают свое состояние так, как будто бы они находятся во сне. В то же время сновидения становятся настолько яркими и живы­ми, что требуют определенных усилий для их отличения от реаль­ности. Дереализация и деперсонализация некоторыми авторами рассматриваются как расстройство самосознания. Они могут на­блюдаться у здоровых лиц при психическом и физическом исто­щении, особенно у тех, кто имеет психастенические и тревожные черты. Эти состояния при неврозах чаще встречаются в пубертат­ном и юношеском возрасте, могут быть также и в клинической картине психозов.

2. Искажение восприятия.

Психосенсорные расстройства.Метаморфопсии проявляются в нарушении восприятия перспективы (предметы приближаются, удаляются, смещаются со своего места), в увеличении числа предметов, в искажении их формы (удлинении, укорочении, искривлении, перекручивании, скашивании,
расширении) и изменении размеров (неестественном увеличении, уменьшении).

Оптиковестибулярные расстройства — это такие нарушения, при которых кажется, что стены валятся, качаются, наклоняются, пол проваливается, поднимается, вибрирует, под больным двигает­ся, приподнимается кровать.

Расстройства «схемы тела» — искаженное восприятие собст­венного тела:

1) расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве: увеличивается или уменьшается все тело, язык, уши, голова, руки, ноги; масса тела или отдельные ее части воспринимаются необычно тяжелыми (голова, тяжелая, как слиток свинца, проваливается сквозь тело) или крайне легкой (больной боится, что, будучи легким, как лист, он может быть унесен сквозняком);

2) распад тела на части (восприятие своего тела и конечно­стей отдельно друг от друга);

3) ощущение ложных конечностей (третьей ноги), чувства двой­ника (восприятие рядом с собой в кровати своего другого «Я»);

4) невосприятие собственного дефекта — например, при уда­ленной конечности.

Расстройства схемы тела и метаморфопсии у детей обычно на­блюдаются после 6—7 лет при органических пораженияголовного мозга

Галлюцинации - ошибочные восприятия отсутствующих в ре­альности предметов и явлений, в существовании которых больной убежден (мнимовосприятие, восприятие без объекта). Галлюцина­ции систематизируются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, общего чувства (висцераль­ные, мышечные). Вне зависимости от их отношения к тому или иному из органов чувств их делят также на истинные и псевдогал­люцинации.

Истинные галлюцинации проецируются вовне, обладают чувст­венной живостью, субъективно воспринимаются как нечто чуждое личности и не поддающееся контролю.

Псевдогаллюцинации лишены конкретности, чаще проецируют­ся во внутреннее пространство больного (в голову, тело и т. д.), возникают помимо воли больного, не признаются им объективной реальностью, осознаются как нечто аномальное, отличное от об­разов воспоминаний и фантазий. Обычно сопровождаются ощуще­нием их сделанности с помощью воздействий извне: «Голоса пере­дают, заставляют вспоминать, вызывают образы, делают сновиде­ния и т. д.».

Галлюцинации не осознаются как принадлежащие личности и потому относятся к психотическим симптомам. У психически здо­ровых встречаются редко и при обстоятельствах, способствующих их появлению: просоночных состояниях (при пробуждении), силь­ном аффекте, голодании, переутомлении и т. д.

Элементарные галлюцинации — в форме отдельных звуков или беспредметных образов: стуки, звон, искры, линии, круги.

Сложные галлюцинации — разговоры, образы людей, живот­ных. Сценические галлюцинации - тематические, сюжетно взаимосвязанные картины и эпизоды развивающихся событий.

Типнагогигеские галлюцинации возникают перед засыпанием при закрытых глазах.

Слуховые галлюцинации у взрослых встречаются чаще, а в дет­ском возрасте - реже зрительных. Они имеют большое значение для содержания сознания, развития бреда, нарушения трудоспо­собности и поведения. Галлюцинации императивные могут быть опасными для окружающих и для больного, они приказыва­ют совершить те или иные поступки: убить себя, напасть на дру­гого, убежать, не разговаривать, не есть, не подчиняться врачу или родным, прекратить активность и т. д. Галлюцинации ком­ментирующие обсуждают поступки и высказывания больного оценивают то, что он говорит и делает. Голоса могут быть эпизо­дическими или постоянными, громкими или тихими, ласковыми или неприятными. Если с больным нет контакта, то слуховые гал­люцинации обнаруживаются по тому, как он затыкает уши, прячет голову под подушку, прислушивается, т. е. по объективным при­знакам. Чаще всего слуховые галлюцинации наблюдаются на фоне непомраченного сознания при шизофрении, алкогольном галлю­цинозе, последствиях органического (травматического, постэнце-фалитического) поражения мозга.

Слуховые галлюцинации возникают перед припадками.

Зрительные галлюцинации бывают у взрослых реже, чем слухо­вые, тогда как у детей они встречаются чаще. Они могут быть од­нообразными: в виде повторно появляющейся фигуры, пятна, бли­ка (например, при эпилепсии) — или разнообразными, красочны­ми и очень подвижными. Галлюцинации возможны и при слепоте, если поражены первичные поля зрительного восприятия, но функ­ционируют вторичные. Зрительные галлюцинации обычно возни­кают в структуре расстроенного сознания при острых токсических (белая горячка), инфекционных (гриппозных, коревых), сомато­генных (при почечной недостаточности) и психогенных (истери­ческих) психозах.

Тактильные (осязательные) галлюцинации ощущаются как бо­лезненное прохождение тока, неприятное ползание живых существ (насекомых, червей, мелких животных, змей) или раздражающее прикосновение каких-то неживых объектов (стекло, металл, песок, жидкость) на поверхности кожи, под кожей. При этом не только взрослые, но и дети довольно точно описывают жучков, гусениц, указывая их размеры. Разновидность этих галлюцинаций - ощу­щение холода, тепла, жара, влажности на поверхности тела. Так­тильные галлюцинации бывают при белой горячке, шизофрении и при кокаинизме.

Обонятельные галлюцинации ощущаются в форме реально от­сутствующих запахов: неприятных, резких (запах гнили, мочи, го­релого), тяжело воспринимаемых больными, или реже приятных (запах цветов, духов). Эти галлюцинации встречаются как при острых, так и при хронических психозах.

Вкусовые галлюцинации — ощущение во рту непривычного и иногда неприятного вкуса (горького, кислого, соленого) в отсутст­вие пищи или жидкости. Обычно сочетание вкусовых и обоня­тельных галлюцинаций.

Возрастные особенности. При психических расстройствах у де­тей, особенно дошкольников и младших школьников, преоблада­ют зрительные галлюцинации. Это хорошо видно на примере ши­зофрении, при которой у взрослых наиболее часто встречаются слуховые. Наряду со зрительными наблюдаются тактильные, слу­ховые и значительно реже обонятельные, вкусовые. Чаще всего галлюцинации, отличающиеся динамичностью, яркостью и образ­ностью, наблюдаются' на фоне помраченного сознания при токси­ческих и инфекционных поражениях головного мозга. Обычно это животные, насекомые или герои мультфильмов, сказочные персо­нажи, страшные существа, которых ребенок боится, бежит, пря­чется, просит помощи и защиты у близких. Могут быть также го­лоса, зовущие ребенка или — реже — пугающие его. При шизофре­нии слуховые галлюцинации обычно элементарны (в виде одиночных стуков, окликов). При энцефалитах могут наблюдаться все виды обманов чувств. Иногда они единичны, но чаще множе­ственны. У подростков при острой шизофрении преобладают зри­тельные галлюцинации, хотя имеются и другие виды обманов чувств. Все они очень ярки, отчетливы, реальны для больного и нередко неприятны и страшны (фантастические животные разного размера, толпы карликов и уродов, бесчисленные насекомые). Псевдогаллюцинации наблюдаются при психических расстройст­вах и у детей, и у подростков. У неустойчивых, впечатлительных и внушаемых детей могут возникнуть и при отсутствии психоза, на­пример при засыпании или серьезном утомлении. При психозах у детей во время онейроидного состояния появляются сцены из жизни римлян, оргии пиратов, сражения мушкетеров, картины из сказок, эпизоды из фантастических романов. Больной переживает события так, как будто он участник происходящего, хотя при этом и остается неподвижным. О его переживаниях можно судить по пристальному взгляду, по мимике страха, восторга или огорчения. Разграничение псевдогаллюцинаций и галлюцинаций необходимо для диагностики. Первые, как правило,— показатель длительного и нередко неблагоприятного течения, вторые встречаются при острых кратковременных психозах. Однако распознавание псевдо­галлюцинаций и галлюцинаций у детей - трудная задача. Помога­ет то, что последние возникают на фоне более ярких аффектов и сопровождаются значительной активностью, отображающей их со­держание. Галлюцинирующий ребенок мимикой, жестами, поступ­ками и в целом всем своим поведением отображает содержание переживаемого.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.