Здавалка
Главная | Обратная связь

Психогенные расстройства.



В соответствии с современной терминологией (по МКБ-10 и ее рубрикам: F43.0 и F93) эти расстройства называются острыми ре­акциями на стресс. Выделяют психогенные реакции этого типа «исключительно на основании сильного жизненного стрессового события, вызывающего острую стрессовую реакцию». В этих слу­чаях у подростков и детей, без видимых психических нарушений, в ответ на сильный стресс возникают преходящие расстройства значительной тяжести. Обычно эти расстройства завершаются в течение часов или дней. Как правило, в этих случаях сильное травматическое событие угрожает жизни, т. е. безопасности или физической целостности индивида или эмоционально значимой фигуре. Стрессом может быть переживание землетрясения, навод­нения, пожара, автокатастрофы, нападения злоумышленника. близких ему лиц, не понимает окружающего и не реаги­рует на обращение к нему. Он также не способен замечать холод, жару и другие встречающиеся трудности. Под влиянием страха он внезапно становится суетливым, его действия утрачивают целесо­образность. Он мечется, беспорядочно жестикулирует, хватает первые попавшие под руки предметы. При этом "стереотипно по­вторяет: «Что делать? Что делать?», стонет, причитает, плачет. При утомлении возбуждение может временами сменяться успокое­нием, которое вскоре снова переходит в хаотическое беспокойст­во. Иногда двигательная расторможенность проявляется стремле­нием куда-то бежать, прятаться, укрываться. Однако эта актив­ность бесцельна, она не способна защитить в опасной ситуации.

Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции (психогенный ступор, состояние «мнимой смерти») возникает по тому же механизму, что и при первом варианте. В отличие от него панический страх и сумеречное состояние сопровождаются обез­движенностью, оцепенением и полным или частичным мутизмом. Чаще это состояние непродолжительно, но оно может затянуться на несколько недель.

Разновидностью психогенного ступора может быть реакция отказа. Она возникает в ответ на тяжелый стресс и проявляется снижением активности, отказом от пищи, отказом от речи, безраз­личием ко всему, утратой интереса и отсутствием реакций на про­исходящее вокруг.

Психогенные сумеречные состояния сознания характери­зуются сужением объема сознания, автоматическими формами по­ведения, двигательным беспокойством и реже заторможенностью. Могут быть также галлюцинации и бредовые высказывания. Про­должительность этих состояний не более часов или суток.

Острый психоз страха характеризуется преобладанием в клинической картине реакции ребенка на тяжелые психотравми-рующие обстоятельства интенсивных переживаний страха, ужаса, сочетающихся с аффективным сужением сознания, соматовегета-тивными расстройствами и двигательным беспокойством. Страх достигает такой силы, что расстраивает мыслительные способно­сти ребенка, делает его не способным руководить своим поведени­ем. Продолжительность психоза - от нескольких часов до не­скольких дней. При отягчающих обстоятельствах (патологическая почва, особенности личности) он может затянуться или рецидиви­ровать.

Острая аффективная реакция («реакция короткого замыка­ния») - это самый короткий ответ на очень трудную ситуацию, продолжающийся от нескольких минут до нескольких часов и за­вершающийся выраженной астенией. При ней также возникает от­чаяние и безысходность или злоба и ненависть, сочетающиеся со

страхом за свою жизнь или за жизнь близких людей, и сопровож­дающиеся аффективным сужением сознания. Характер развития эмоционального разряда определяется степенью взрывчатости, сен-ситивности или тормозимости аффективных проявлений личности. В большинстве случаев эта реакция появляется у детей и подрост­ков, перенесших в прошлом органическое поражение центральной нервной системы или находящихся в астеническом состоянии.

Под влиянием тяжелой психотравмирующей ситуации у детей одновременно с психическими расстройствами появляются разно­образные соматические нарушения. Они связаны с возникновени­ем расстройств вегетативной регуляции сердечно-сосудистой сис­темы, что чаще встречается у старших детей, или с расстройствами регуляции желудочно-кишечного тракта, что более характерно для младших детей. Поэтому у детей нередко отмечаются повышение температуры тела, тошнота, рвота, головная боль, головокруже­ние, тахикардия, обильная потливость, непроизвольное выделение мочи, кала, ознобоподобный тремор и другие соматовегетативные расстройства.

Эти аффективно-шоковые реакции являются острыми психо­генными психозами. Их возникновение связано с меньшей вынос­ливостью детей к острым, внезапным, тяжелым психическим трав­мам. Причиной шоковых реакций, например, у дошкольников, особенно при отягощенном преморбиде, могут быть даже незначи­тельные (с точки зрения взрослых) стрессы: нападение злонаме­ренных взрослых, неожиданное столкновение с животным, внезап­ная и резкая перемена обстановки (госпитализация).

Течение острых психогенных реакций проходит обычно две фазы. Во время первой фазы преобладают явления эмоционально­го напряжения. Во время второй фазы, если после первой не на­ступает выздоровление, обнаруживаются явления угнетения со снижением психической и физической работоспособности, падени­ем настроения, подозрительностью и сенситивными идеями отно­шения. В этом периоде возможно появление психопатоподобного поведения и изменений личности с формированием чувства собст­венной неполноценности [Гурьева В. А.,1996].

Для истерии характерны: 1) чрезвычайная подверженность гипнотическим состояниям, обусловленная тем, что даже обычные жизненные раздражения оказываются сверхмаксимальными, вы­зывают запредельное торможение разлитого характера по типу па­радоксальной фазы; 2) чрезвычайная фиксированное^ и концен-трированность нервных процессов в отдельных пунктах коры, обусловленные влиянием подкорки; 3) чрезмерная сила и распро­страненность отрицательной индукции, которая зависит от слабо­го тонуса коры. Возникновение истерии отмечается у индивидов со слабым типом нервной системы и у представителей более или менее сильных типов, но подвергшихся «ударам жизни».

При психастении имеется общая слабость основы взаимоот­ношений организма со средой, т. е. первой сигнальной системы, эмоциональности и подкорковых отделов мозга. Основа этого не­вроза — в слабости этих двух инстанций мозга, следствием чего является как нарушение взаимодействия корковой и подкорковой деятельности, так и нарушения взаимосогласованной работы сиг­нальных систем. Преобладание у психастеников пассивно-оборо­нительных реакций объясняется тем, что эти реакции, будучи са­мыми ранними, врожденными, в дальнейшем подавляются други­ми инстинктами. Но так как последние слабы у психастеника, то сохраняются пассивно-оборонительные реакции. Для психастени­ков характерна также инертность раздражительного процесса. В происхождении частых у психастеников навязчивостей помимо инертности отчетливо выступает роль фазовых состояний.

Неврастения — невроз, развивающийся у индивида со слабым типом ВНД в комбинации со средним человеческим типом, т. е. для ее возникновения помимо общей слабости нервной системы необходимо еще и равновесие между сигнальными системами, от­сутствие преобладания одной из них. При неврастении выступают черты слабости во всех трех инстанциях соотношения организма с окружающей средой: в пищевых, оборонительных и половых безу­словных рефлексах, во всей корковой деятельности - и в первой, и во второй сигнальных системах. При этом слабый раздражите­льный процесс лабилен, взрывчат и сочетается с недостаточно­стью тормозного процесса. Слабость обоих процессов проявляется также и в застойности раздражительного процесса. У одних боль­ных преобладает раздражительный процесс (слабость внутреннего торможения), у других — слабость раздражительного процесса, а у третьих — апатия и вялость в связи с развитием охранительного торможения

Невротические расстройства могут обнаруживаться в детском возрасте, в этом случае в их происхождении участвует врожденная слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания.

Психотравмирующая ситуация оказывает патогенное влияние при наличии таких особенностей личности, которые придают осо­бое значение возникшим неблагоприятным обстоятельствам жиз­ни. Фактором, способствующим возникновению невроза, оказыва­ется отсутствие подвижных, быстро приспосабливаемых к меняю­щимся условиям среды установок [Узнадзе Д. Н., 1966]. Одним из механизмов возникновения невроза могут быть расстройства сна, не выполняющего в связи с этим важной роли психологической защиты. Активизирующие и синхронизирующие аппараты мозга участвуют во взаимодействии психотравмирующей ситуации с осо­бенностями структуры личности при формировании невротическо­го конфликта. Большое значение имеет участие мотивационных систем, лимбических механизмов и межполушарного взаимодей­ствия. М. Г. Айрапетянц и А. М. Вейн (1982) считают характерным патофизиологическим механизмом для неврозов синдром дезин­теграции, который складывается из нарушенных физиологических взаимоотношений между отдельными функциональными система­ми мозга и внутри них.

 


БИЛЕТ №9.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.