Здавалка
Главная | Обратная связь

Психические расстройства при острых инфекциях и вирусных заболеваниях у детей и подростков.



Нервно-психические расстройства при гриппе у детей встречаются чаще, чем при других острых инфекционных заболе­ваниях, и возникают главным образом не на высоте температуры, а спустя 2—7 дней или даже 2 недели. Клинические проявления описывают в двух разновидностях. При одной из них на фоне вы­раженной астении с адинамией, извращением сна, сонливостью развиваются дереализация, гипнагогические галлюцинации, грезо-подобные состояния и, наконец, онейроидное состояние. Для дру­гой разновидности характерно неустойчивое расстройство настрое­ния с депрессивной окраской (страх, тоска), эмоциональной лабильностью, раздражительностью, истощаемостью, а также веге­тативные нарушения (чувство сжатия сердца, давления в груди, жара, холода). Течение обеих разновидностей либо затяжное, ли­бо в форме коротких вспышек.

Для гриппозных психических расстройств, по мнению Г. Е. Су­харевой (1974), характерны синдромы нарушения сна, эпизодиче­ские онейроиды и делирии, а также аффективные нарушения с выраженной эмоциональной гиперестезией. По нашим наблюдени­ям, гриппозные психозы оформляются главным образом в виде нарушений сознания: астенической или реже аментивной спутан­ности и значительно реже в форме онейроида, сноподобного оглу­шения и делирия, сменяющихся астенией. Наиболее общие осо­бенности этих расстройств сознания — в колебании интенсивности их («мерцании»), в содержательности переживаний и близости их личности больного [Исаев Д. Н., 1960].

10 лет. В 2-месячном возрасте была пневмония; в 3 года - корь в тяжелой форме, после которой осталось косоглазие. Перенесла ви­русный грипп с температурой 39-40 °С, незадолго до чего узнала, что она «подкидыш». В течение 3 дней на фоне лихорадки отмечался страх, двигательное беспокойство, казалось, что «поднимет палец, и кровать улетит», видела какие-то фигуры, чертей. Они были черные, полосатые, с противными мордами, рогами, хвостами и что-то гово­рили. Головная боль, появившаяся в острый период, продолжалась некоторое время после снижения температуры. Через 7 дней пошла в школу, однако спустя 4 дня вновь появилась головная боль, окружа­ющие предметы стали восприниматься уменьшенными, маленькими были буквы в книге, лицо матери казалось удлиненным, ее глаза превращались в точки. Слышала голоса, которые подгоняли ее: «Бы­стро, быстро», особенно когда ей было поручено какое-нибудь дело. Эти слова звучали в ушах то на высоких, то на низких тонах. Голову сжимало, казалось, что она уменьшается в размерах. При длительном рассмотрении предметы уходили вдаль, а затем и вовсе исчезали. Бы­ло очень страшно. В это время усилилось косоглазие. Понимала свое болезненное состояние, обращалась к врачу за помощью. Будучи в клинике, продолжала посещать класс, была приветливой, исполни­тельной. Примерно через 7—8 недель исчезли слуховые галлюцина­ции, а вскоре и психосенсорные расстройства. Еще некоторое время повторялись приступообразные головные боли, дольше всего сохраня­лась утомляемость. На рентгенограмме черепа — отложение извести в серповидном отростке твердой мозговой оболочки. ЭЭГ выявила па-роксизмальную активность с дисфункцией глубинных структур.

Как видно, больная перенесла делирий, а затем, после светлого промежутка,— галлюциноз в сочетании с психосенсорными расстрой­ствами. В раннем детском возрасте был коревой энцефалит, о чем можно предполагать по степени тяжести заболевания и по развивше­муся вслед за ним косоглазию. Такой анамнез при заболевании тяже­лой формой гриппа должен был мобилизовать врачей на предотвра­щение повторного поражения ЦНС назначением транквилизаторов, нейролептиков, дезинтоксикационных и дегидратирующих средств. В связи с тем, что эти меры не были приняты, развился психоз, отда­ленный прогноз которого неясен, так как и в клинической картине, и на ЭЭГ имеются данные за органическое поражение мозга.

У некоторых детей раннего и младшего дошкольного возраста грипп может осложняться судорожными припадками, тетанией, что связывается с наследственной судорожной готовностью, выяв­ляемой вирусным заболеванием.

У старших детей «гриппозная эпилепсия» встречается редко, ее клиническая картина характеризуется своеобразием пароксиз­мов, при которых на первый план выступают страх, дереализация, оптико-вестибулярные расстройства, нарушения схемы тела, на­сильственные и ипохондрические переживания. Происхождение этих приступов объясняют гриппозным поражением диэнцефаль-ной области. По другим данным, опасность гриппа для дошколь­ников в более частом возникновении у них гриппозного энцефа­лита, протекающего атипично и тяжело. Грипп также может про­воцировать шизофрению, симптоматика которой вначале очень напоминает экзогенные психотические расстройства.

Психические нарушения при скарлатине зависят от стадии заболевания. В продромальном периоде нередки эйфория, двига­тельное возбуждение, затем — оглушенность, сонливость. На высо­те заболевания (обычно ночью) — сновидно-делириозные состоя­ния, психосенсорные расстройства («ноги врастают в постель», «тело тяжелое», «голова пустая»). При тяжелых септических фор­мах могут быть выраженные делирии с двигательным возбужде­нием. После длительного лихорадочного периода болезни иногда возникают аментивные состояния со зрительными галлюцинация­ми. В период реконвалесценции отмечаются астенодепрессивные состояния с бредовой настроенностью. В редких случаях после ис­чезновения основных симптомов скарлатины остаются явления ас­тении, иногда сочетающейся с депрессией, ипохондрией, развива­ются изменения характера, появляется психопатоподобное пове­дение.

В картинах психозов при пневмонии, протекавшей с субфеб-рильной температурой, Боднянская Н. Н. (1973) наблюдала у большинства больных состояния расстроенного сознания: астени­ческую спутанность, делириозно-аментивный синдром в сочетании с оглушением и астенодепрессивные расстройства.

Психические изменения у детей и подростков в связи с остры­ми инфекционными заболеваниями вне зависимости от этиологии проявляются преимущественно в виде синдромов расстроенного сознания: пределириозных, делириозных и аментивных состояний, а также разных степеней оглушения. При делирии у детей млад­шего возраста преобладают яркие иллюзорные переживания, у по­дростков — галлюцинации общего чувства с параноидными вос­приятиями, расстройства психосенсорного синтеза и онейроидные переживания. При аментивных состояниях отмечаются лабиль­ность и изменчивость психопатологической симптоматики, преоб­ладание кратковременных психотических приступов по типу асте­нической спутанности и эпизодов с расстройством осмысливания в сочетании со ступорозными явлениями и оглушением. Редко встречаются выраженные аменции с волнообразным течением. Кроме синдромов с изменением сознания наблюдаются тяжелые

Вирусные

Бактериальные нейроинфекции. При энцефалитах стреп­тококкового, стафилококкового, пневмококкового, гонококкового происхождения воспаление мозговой ткани сочетается с геморраги-ями, иногда эмболиями и микроабсцессами. Возникает отек раз­ной степени выраженности и негнойное размягчение мозга. При поражении менингеальных оболочек появляется ригидность заты­лочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского, головные боли, рвота. Очаговая симптоматика встречается не во всех случаях. Психические нарушения наблюдаются в форме различных рас­стройств сознания (спутанность, кома), эпилептиформных припадков.

Гнойные менингиты вызываются главным образом менинго­кокками, пневмококками, гемофильной палочкой Пфейффера, ста­филококками, а также кишечной палочкой, сальмонеллой, сине-гнойной палочкой, грибами. Как правило, это острые заболевания с лихорадкой, сильной головной болью, рвотой, ригидностью за­тылочных мышц, симптомом Кернига, болями в животе, симпто­мами поражения черепно-мозговых нервов и т. д. В спинномозго­вой жидкости — плеоцитоз, повышение уровня белка, снижение содержания сахара. Психические нарушения в форме нарастания беспомощности, светобоязни, сонливости, расстройства сознания (различных степеней оглушения до комы, реже делирия) и судо­рожных припадков.

Энцефалиты вирусные могут иметь острое, подострое и хро­ническое течение. У детей наблюдаются расстройства сознания, лихорадка, беспокойство, судороги и повышение внутричерепного давления. При остром течении часто появляются нарушения сенсорного синтеза, потеря приобретенных навыков: координиро­ванной походки, самообслуживания, речи, способности читать и писать. Характерны также тяжелые общие и неврологические рас­стройства. Среди остаточных явлений наиболее обычны спастиче­ские моно- и гемипарезы, расстройства чувствительности, наруше­ния зрения и функций черепномозговых нервов, экстрапирамид­ные нарушения, афазии и судорожные припадки. Кроме того, могут возникнуть изменения поведения, снижение способности к обучению и воспитанию и в некоторых случаях — грубые наруше­ния интеллектуального функционирования.

Эпидемигеский паротит может вызывать легкий асептический менингит, особенно у детей 5—9 лет. Энцефалит обычно при этом легкий, но иногда осложняется слепотой, мозжечковой атаксией.

Цримером вторичного энцефалита может быть также коревой, при котором в момент завершения высыпания на фоне уже сни­зившейся температуры тела возникает ее новый подъем, развива­ется сначала вялость, сонливость с двигательным возбуждением, а затем возможно появление глубокого помрачения сознания - со­пора и даже комы, с гиперкинезами, а у младших детей и судо­рожными явлениями. Могут быть остаточные явления в форме параличей, слепоты, судорожных явлений.

Клещевой энцефалит, как правило, протекает двумя фазами. Вначале наблюдается резкий подъем температуры, сильные голов­ные и мышечные боли, иногда рвота и боли в животе. Через 3­10 дней на фоне аналогичных симптомов развивается менингоэн-цефалит, сопровождающийся оглушением или делирием, реже аменцией. Часто встречаются тремор, нистагм, парезы, расстройст­ва мочеиспускания, экстрапирамидные нарушения.

При пси­хозах, вызванных острыми инфекционными заболеваниями, име­ется непосредственная и тесная связь психических изменений с инфекцией, а также и благоприятный прогноз.

При всех острых инфекционных заболеваниях — гриппе, малярии, тифах и многих других — иногда наблюдаются психозы. Встречаются они также при инфекциях с хроническим течением (туберкулез, ревматизм).

При острых инфекционных заболеваниях чаще всего наблюдаются делириозные состояния.Давно подмечено, что это нарушение психики при острых инфекциях чаще возникает у лиц, страдающих алкоголизмом или перенесших в прошлом травму головного мозга. Под влиянием инфекции в коре головного мозга возникают различной интенсивности состояния торможения и развиваются гипнотические фазы. В исходе инфекционных заболеваний, особенно длительно текущих, наблюдается астенический синдром. Он выражается в повышенной утомляемости, истощаемости, неспособности к психическим усилиям, раздражительности, плаксивости, обидчивости.

Лечение инфекционных психозов тесно связано с лечением основного заболевания и его последствий. Рекомендуется применять вливание физиологического раствора, уротропина, глюкозы, обильное питье и введение витаминов. Поскольку у истоков инфекционных психозов, как правило, находятся грубые расстройства сна, необходимо при первых же признаках нарушения сна назначить снотворные. Применяются также различные психофармакологические средства.


БИЛЕТ №15.

Патология и нозология. Основные понятия нозологии. Общие закономерности динамики и исходы психических расстройств.

 

Здоровье — это способность сохранять постоянство внутренней среды организма в изменчивых условиях окружающего мира (общефизиологическое определение).

Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических пороков (определение ВОЗ, 1946).

Здоровье — это состояние нормы (определение, используемое в практической деятельности врача).

Болезнь — это реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды (С.П.Боткин).

Болезньесть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности (Н.Н. Зайко).

нозология(греч. νόσος (болезнь) + греч. λόγος (причина)) — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.[1]

Патология (от греч. páthos — страдание, болезнь и ...логия), комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных.

Этиология (от греч. aitía — причина и ...логия), причина болезни; раздел патологии, изучающий проблему причинности в медицине.

Патогенез(от греч. páthos — страдание, болезнь и... генез), механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма — от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах;

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

патоморфоз (от др.-греч. πάθος — страдание, болезнь и μορφή — вид, форма), иногда Нозоморфоз — изменение признаков отдельной болезни — так называемой нозологической формы, а также изменение заболеваемости и причин смертности под влиянием различных воздействий и внешних факторов (биологических, социальных).

Ремиссия — это временное улучшение состояния больного, проявляющееся в замедлении или прекращении прогрессирования болезни, частичном обратном развитии или исчезновении клинических проявлений патологического процесса.

Рецидив — это новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения.

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

 

регредиентная

стационарная (ситуационно-возрастная)

прогредиентная

Динамика (клиническая, возрастная, социальная) системного образования «больной — болезнь» или «личность — психическая аномалия» обусловливает возможность переходов клинической оценки состояния из одной диагностической рубрики в другую.

исход психического заболевания мо­жет быть различным. Неблагоприятно протекающее заболевание может завершиться дефектом — продолжительным, стойким нару­шением — одной (познавательной, аффективной) из психических сфер или общим нарушением формирования психики (слабоумие вследствие энцефалита).

Выздоровление является полным восстановлением организма после возникших в процессе психического заболевания расстройств. Вопреки существующим заблуждениям именно выздо­ровление — наиболее частый исход психических расстройств. Од­нако вероятность полного выздоровления находится в зависимо­сти от преморбидного (доболезненного) состояния индивида. В тех случаях, когда психическая реакция или заболевание возни­кает на фоне отягощенного преморбида (умственная отсталость, психопатия, перенесенная в прошлом черепно-мозговая травма), степень восстановления психических функций будет зависеть от выраженности остаточных явлений после ранее перенесенной вредности или от тяжести психического состояния, имевшегося до заболевания.

Третий вариант исхода — переход в хронигеское состояние, в те­чение которого продолжают оставаться хотя и менее выраженные, но преобладающие в клинической картине продуктивные симптомы.Продуктивные симптомы — выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, они отражают относи­тельно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы, вызвавшие заболевание. Это кагественно новые, связан­ные с возникновением заболевания психигеские проявления, кото­рые в то же время не могут быть возрастными особенностями больного. К этим симптомам относятся астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататони-ческие и др. проявления психических реакций, болезней, состояний. Негативные симптомы — симптомы, вызванные самим патологическим процессом и связанные с этиологическим факто­ром. В связи с этим в большинстве случаев они отражают нозоло­гическую специфику заболевания; таким образом, их выявление облегчает диагностику. К негативным симптомам относятся следу­ющие: истощаемость психических процессов, субъективно осозна­ваемая измененность «Я», дисгармония личности, снижение энер­гетического потенциала, снижение уровня личности, регресс лич­ности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.