Здавалка
Главная | Обратная связь

Сознание. Этапы формирования сознания. Понятие о расстроенном и помрачённом сознании. Признаки помрачения сознания. Особенности расстройств сознания у детей.



СОЗНАНИЕ - высшая форма объективной реальности, свойст­венная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное вос­приятие и познание внешнего мира, осознание своей обществен­ной принадлежности, объективной обусловленности высших ка­честв своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество [СаармаЮ. М., Мехилане Л. С, 1980]. Осознавать - зна­чит отражать объективную реальность посредством объективиро­ванных в слове, общественно выработанных обобщенных значе­ний [Рубинштейне.Л.]. Общественно накопленные знания явля­ются стержнем сознания. Сознание длительно созревает в онтогенезе и появляется лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды

Этапы формирования сознания.

Г. К. Ушаков (1973) форми­рование сознания у ребенка представляет в виде пяти этапов:

1) до 1 года — бодрствующее сознание — появляются первые элементы сознания, ребенок может оценивать приятную для него ситуацию. Возникают состояния сытого бодрствовдния;

2) от 1 года до 3 лет — предметное сознание — в это время главную роль играют непосредственные впечатления действитель­ности, ребенок живет только в настоящем и не улавливает связимежду прошлым и будущим, не выделяет себя из окружающей среды, в его речи отсутствует местоимение «Я»;

3) от 3 до 9 лет - индивидуальное сознание - на этом этапе ребенок выделяет себя из окружающей среды, сознание собствен­ного «Я» совершенствуется;

4) от 9 до 16 лет - коллективное сознание — появляются бо­лее дифференцированные представления о предметах действитель­ности, о себе, о взаимоотношениях в коллективе, появляются от­четливые представления об объектах пространства, о связи пере­живаемых в прошлом событий с настоящим;

5) от 16 до 22 лет - рефлексивное, высшее общественное, соци­альное сознание — знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями, сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их.

РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ. Помрачением сознания называют такое его расстройство, при котором нарушается отражение реаль­ного мира не только в его внутренних связях (абстрактное позна­ние), но и во внешних (чувственное познание), расстраивается не­посредственное отражение предметов и явлений [Снежнев-ский А. В., 1983].

Синдромы расстроенного сознания проявляются различно, од­нако имеются общие признаки расстроенного сознания, которые сформулированы К. Ясперсом (1913):

1) отрешенность от реального мира, выражающаяся в неот­четливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия; нередко реальное отражено лишь в виде отдельных бессвязных фрагментов;

2) более или менее выраженная дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации;

3) нарушение процесса мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений;

4) затруднение запоминания происходящих событий и субъ­ективных болезненных явлений (воспоминание о периоде помра­чения сознания очень отрывочно или совсем отсутствует).

Механизм расстройства сознания связан с нарушением пере­ключения возбуждений с центрипетальных на центрифугальные пути, с расстройством регулирования процессов приспособления преимущественно из-за дисфункций в нервных структурах ретику­лярной формации ствола мозга.

Как правило,расстройство сознания — проявление серьезного психического расстройства, препятствующего посещению детей до­школьных и школьных учреждений, так как требует безотлага­тельного лечения. Однако кратковременные выключения сознания (абсансы, другие пароксизмальные расстройства сознания) могут редко, но неоднократно у того или иного ребенка возникать во время уроков или в свободное время и требовать от педагога при­нятия решения об оказании помощи. Даже очень кратковремен­ные выключения сознания (малые припадки) могут серьезно по­влиять на внимание, запоминание, а также на психическую и фи­зическую активность ребенка, на его продуктивность. Прояснение сознания и восстановление деятельного бодрствования после его нарушения может затянуться на многие часы, а иногда и дольше. В это время ребенок остается оглушенным и не может наравне со всеми участвовать в занятиях и играх. Иногда после расстройства сознания может возникнуть серьезное нарушение настроения (дисфория), которое, скорее всего, проявится отклонениями в по­ведении. Таким образом, педагогу для успешного осуществления своих обязанностей очень важно уметь распознавать не только кратковременные выключения сознания, но и учитывать возмож­ность более продолжительного изменения ясности сознания и продуктивности ребенка. Обнаружив у ребенка описанные прояв­ления, педагогу следует проинформировать родителей и посовето­вать им обратиться к психоневрологу. Во время занятий или игр у того или иного ребенка, получившего травму головы, может воз­никнуть нарушение сознание. Это расстройство потребует немед­ленной помощи медицинского персонала. При острых отравлениях грибами, пищевыми, бытовыми или лекарственными веществами, а также в случаях интоксикаций ингаляциями летучими раствори­телями, бензином и т. п. или алкоголем, а также наркотиками тре­буется не только экстренная помощь, но и последующее лечение.

 

3.Детский аутизм.

синдром РДА — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.