Здавалка
Главная | Обратная связь

Дефиниции понятий внимания и памяти. Виды, типы, функции памяти. Расстройства внимания и памяти их виды. Корсаковский синдром.



ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная избиратель­ная направленность и сосредоточенность психической деятельно­сти на определенный объект, значимый в данный момент.

Нейрофизиологигеский механизм. Внимание развивается на базе ориентировочного рефлекса, направленного на создание в орга­низме условий для восприятия изменений во внешней среде. Про­является в локальной активации (оптимальной деятельности) определенных мозговых структур, принимающих участие в той или иной деятельности, и торможении остальных, «не работаю­щих» функциональных систем мозга.

Классификация. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, являющимся автоматической рефлекторной реак­цией, ипроизвольным, или активным, т. е. сознательным, це­ленаправленным сосредоточением на определенном объекте при отключении от других событий и явлений. Выделяют избиратель­ность, объем, устойчивость, возможность распределения и пере-ключаемость внимания. Внимание может быть направлено как на внешние (игрушки, книги, сверстники), так и на внутренние объ­екты (на свои ощущения, мысли, чувства).

Возрастные особенности. Зачатки активного внимания появля­ются уже на первом году жизни в управлении органами чувств и в играх. Особенность детского внимания — подвижность, легкость перехода от одного объекта к другому. У дошкольников особенно легкая отвлекаемость. Произвольное внимание формируется в до­школьном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в ре­гуляции поведения ребенка. Внимание у ребенка почти всегда привлечено внешними событиями и обращено не к сути, а поверх­ности явления. У школьников все еще в сравнении со взрослыми внимание более подвижно, неустойчиво и отличается особенно легким привлечением к эмоционально окрашенным раздражите­лям. Для привлечения и особенно удерживания внимания детей требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в против­ном случае они легко отвлекаются.

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ - патологическое изменение направ­ленности, избирательности психической деятельности.

Различают следующие формы нарушений внимания.

Отвлекаемость - невозможность сосредоточиться на нужном объекте, поверхностность и неустойчивость внимания, обуслов­ленная ослаблением активного и преобладанием пассивного вни­мания. Отмечается при мании, слабоумии, детском аутизме.

Апрозексия — полная невозможность сосредотогения, может на­ступить при некоторых расстройствах сознания, поражениях лоб­ных отделов мозга, атонигеской форме умственной отсталости, ранней детской шизофрении.

Прикованность — неспособность переключиться на другие со­бытия. Может быть при депрессии, когда все мысли сконцентри­рованы на психотравмирующем событии, или ипохондрии, при которой невозможно отвлечься от симптомов серьезной или вооб­ражаемой болезни.

Истощаемостъ внимания — снижение способности к длитель­ному сосредоточению на определенном объекте. Наблюдается как при астении, так и при минимальных дисфункциях мозга, а также при более грубых органических поражениях ЦНС.

Сужение объема внимания — неспособность удерживать в зоне произвольной целенаправленной психической деятельности доста­точно большое число объектов и оперировать ими. Встречается при прогрессивном параличе.

Тугоподвижность внимания — неспособность к быстрому и час­тому переключению внимания с одного объекта на другой, застре-ваемость на одном из воспринимаемых событий или предметов. Характерно для больных с эпилепсией.

При модалъно-неспецифигеских нарушениях внимания страдает сосредоточение на слуховых, зрительных и любых других объек­тах. Это случается, например, при поражении лобных долей коры головного мозга.

Модально-специфигеские нарушения внимания проявляются его расстройством в одной из областей психики. Так, при поражении зрительной области коры головного мозга нарушается зрительное внимание, при поражении височной — слухового.

 

ПАМЯТЬ - запечатление, хранение и последующее воспроизве­дение прошлого опыта.

Без этого качества памяти невозможно никакое научение. С другой стороны, для того чтобы воспрепятствовать сохранению несущественной информации, которая могла бы заблокировать ра­боту мозга, необходим механизм забывания. Таким образом, па­мять — и способность к запоминанию, и способность к забыва­нию. Память активна, связана с потребностями человека, его ин­тересами, эмоциями и интеллектом.

4. Запегатление (кодирование) — выделение информации, ко­торая будет храниться. Начинается с распознавания физических параметров информации, затем происходит перегруппировка мате­риала и, наконец, основное кодирование при анализе и идентифи­кации различных характеристик. Запоминание непроизволь­ное— происходит без всякой цели и усилий. Запоминание про­извольное— совершается с постановкой цели, волевыми усилиями, напряжением внимания, попыткой понять воспринима­емое и связать с прошлым опытом.

5. Хранение (архивизация) — накопление информации и ее свя­зывание с той, которая уже есть в памяти.

6. Воспроизведение (извлегение) — извлечение информации тес­но связано с тем, как организован материал в памяти. Воспомина­ние легче происходит в контексте среди других, предъявляемых вместе с ним элементов. Воспроизведение непроизволь­ное — появление навязчивых образов. Воспроизведение произ­вольное— результат сознательно поставленной цели.

Припоминание связано с мышлением и является волевым процессом.

Забывание — а), невозможность припомнить или узнать, б) неверное припоминание или узнавание. Забыванию способству­ют возраст (ранний или пожилой), неиспользование усвоенной информации, интерференция (вмешательство сильных эмоций, сходной деятельности, тяжелой работы), подавление бессознатель­ными мотивациями (забывание неприятных, нежелательных собы­тий), органические повреждения мозга (воспалительные, травма­тические).

Реминисценция - воспроизведение того, что, казалось, было уже забыто.

Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словес­но-логическая.

Индивидуальные разлигия памяти. Различия в продуктивности заучивания зависят от скорости, прочности и точности запомина­ния, а также от готовности воспроизведения.

Типы памяти делятся в соответствии с каналом получения ин­формации на зрительный, слуховой и речедвигательный.

Еейропсихологигеский механизм. Физиологический механизм врожденной (филогенетической) памяти составляют безусловные рефлексы разной степени сложности. Физиологический механизм приобретенной (индивидуальной) памяти состоит в формирова­нии, фиксации, хранении и воспроизведении временных связей.

Сенсорная (непосредственная) память осуществля­ется на уровне рецепторов и сохраняет следы воспринятого на то время (1/4 с), пока решается вопрос о привлечении ретикулярной формацией внимания высших отделов мозга. Если этого не проис­ходит, то менее чем за секунду следы стираются.

Кратковременная память обеспечивает сохранение ин­формации в течение короткого времени (20 с), пока мозг ее обра­батывает и интерпретирует, чтобы решить степень ее важности и необходимости длительного хранения. Емкость — от 5 до 9 эле­ментов (цифр, букв, названий предметов). Период консолидации, т.е. время переноса информации в долговременную память, от 15 минут до часа.

Долговременная память сохраняет информацию дли­тельное время, соизмеримое с продолжительностью жизни индиви­да. Емкость теоретически безгранична, она зависит от важности для субъекта информации, ее кодирования, систематизации и воспроиз­ведения. Существуют специфические нейронные схемы (височная область коры головного мозга) для записи событий прошлого.

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ. Расстройства способности запоминания (запечатления) возникают из-за невозможности закодировать по­лученную информацию.

Амнезия — выпадение из памяти событий определенного от­резка времени. Возникает вследствие невозможности запечатле­вать, кодировать (анализировать и идентифицировать) информа­цию, перевести следы события в долговременную память.

Амнезия антероградная — выпадение из памяти, отно­сящееся к событиям, имевшим место после выхода субъекта из болезненного состояния. При этом нарушении информация не по­падает в долговременную память из кратковременной. Отмечена в случаях травматического поражения мозга, старческих психозах.

Амнезия ретроградная — утрата воспоминаний на со­бытия, предшествующие началу болезни, травме головного мозга. Страдает та информация, которая уже закреплена в долговремен­ной памяти. Она может распространяться на отрезки времени, равные нескольким минутам, часам, дням и даже многим месяцам. Восстановление памяти обычно происходит при благоприятном течении, начиная с наиболее давних событий. Наблюдается при ушибах и сотрясениях головного мозга, алкогольном и других по­ражениях мозга, болезни Альцгеймера.

Амнезия антероретроградная — охватывает относи­тельно длительный период — до и после возникновения заболева­ния (травмирующего мозг события). Наряду с упомянутыми, при­чиной может быть асфиксия головного мозга, возникшая напри­мер, при попытке самоубийства посредством повешения.

Расстройство хранения поступающей в мозг информации обыч­но происходит при грубых органических деструктивных процес­сах, когда разрушаются структуры — носители следов, поступив­ших сообщений.

Расстройство воспроизведения запегатленной информации встречается довольно часто. Внешне оно может не отличаться от расстройства хранения. Положительная динамика наблюдается только при расстройстве воспроизведения; при расстройстве же хранения нарушения памяти необратимы. Даже в норме легко возникают нарушения воспроизведения при утомлении, психиче­ском истощении. Однако они легко восстанавливаются при воз­вращении сил, отдыхе. Более тяжелые, патологические расстройст­ва воспроизведения наблюдаются при астениях, возникающих вследствие мозговых (менингит), общих инфекционных болезней (тиф), травматических поражений мозга. Расстройство воспроиз­ведения, проявляющееся вытеснением из памяти событий опреде­ленного периода времени или определенных переживаний, возни­кает при сильных эмоциональных (шоковых) потрясениях. Это расстройство похоже на амнезию, однако отличается от нее тем, что способность запоминания, нарушенная при ней, сохраняется, а вытесненное постепенно восстанавливается.

Гипомнезия — ослабление памяти, проявляющееся в нарушении хранения и воспроизведения полученного опыта. Более заметно ухудшение механической, чем словесно-логической памяти. Быст­рее забываются недавняя и недостаточно закрепленная информа­ция. Обычно гипомнезия связана с органическими поражениями мозга, психическим недоразвитием.

Гипермнезия — усиление памяти, при котором необычно легко возникает бесчисленное количество воспоминаний. Чаще всего воспроизведение логической последовательности фактов наруше­но, улучшается главным образом логическая память. Бывает при гипоманиакальных и маниакальных состояниях различного проис­хождения. Парциальная гипермнезия может быть, например, при умственной отсталости, когда повышается способность к запоми­нанию и воспроизведению цифр.

Качественные расстройства памяти (обманы памяти), или па­рамнезии. При них преимущественно наблюдается нарушение ре­продукции, но может быть и нарушение запоминания. Обманы па­мяти встречаются и у нормального человека, когда эмоциональ­ные влияния и личностные интересы нарушают воспроизведение, и вследствие этого репродукция полученной информации не все­гда совпадает с прошлым опытом, т. е. искажается.

Криптомнезия — нарушение памяти, при котором как бы сти­рается грань между имевшими место в действительности, реаль­ными событиями и событиями, о которых индивид слышал от окружающих, читал или видел во сне, расстраивается способность идентифицировать источник воспоминаний, что приводит к ослаб­лению различий между действительно происходившими события­ми и событиями, увиденными во сне, или о которых стало известно из книг, рассказов других людей. Например, человек рассказывает услышанный им анекдот, искренне веря, что он его придумал сам.

Псевдореминесценции (ложные воспоминания) — смещение во времени событий, действительно имевших место в прошлом опыте индивида. Может быть при старческом слабоумии.

Конфабуляции (вымыслы) тесно связаны с расстройством вос­приятия времени и нарушением распределения прошлых событий во времени. Их называют замещением провалов памяти вымысла­ми, причем больной полностью уверен в том, что сообщенные им факты и события действительно имели место. Наблюдаются при корсаковском психозе и могут возникать при парафренном синд­роме шизофрении.

Фантазмы — придумываются больными, у которых нет грубых нарушений памяти, для того чтобы показать себя с лучшей сторо­ны. Встречаются при истерии и некоторых видах слабоумия.

Амнестигеская афазия - забывание больным названий пред­метов. Может быть при старческой деменции, злокачественно про­текающей эпилепсии.

Синдром Корсакова состоит из нарушений памяти: 1) фикса­ционной амнезии, неспособности сохранить зарегистрированные события более чем на несколько секунд или минут; 2) нарушения ориентировки во времени; 3) относительной сохранности памяти на прошлое; 4) псевдоремининисценций; 5) конфабуляций и ино­гда 6) криптомнезий. Наблюдается при алкогольном, других ин­токсикационных и органических психозах. Симптомы этого синд­рома в подавляющем большинстве случаев необратимы.

Синдром Корсакова — разновидность амнестического синдрома, назван в честь открывшего его русского психиатра Сергея Корсакова. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дезориентировка в месте и окружающей действительности. И ещё один характерный симптом этого синдрома — парамнезии, главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии. Для клинической картины корсаковского психоза характерным является своеобразный амнестический симптомокомплекс с расстройством функции памяти, главным образом запоминания и воспроизведения. Отмечается нарушение памяти на недавние события, в то время как события, имевшие место в далеком прошлом, больные помнят относительно хорошо. При изучении интеллекта у больных корсаковским психозом установлено затруднение в образовании ассоциативных связей и ретенции. Возникновению психоза с выраженным амнестическим синдромом часто предшествует алкогольный делирий. Наблюдаются тревога, бессонница, чувство страха, слуховые и зрительные галлюцинации на фоне помраченного сознания. По истечении нескольких суток сознание становится ясным, и тогда выступают нарушения памяти по корсаковскому типу. При описании этого психоза С. С. Корсаков обратил внимание на наличие у больных полиневритов. По его мнению, причиной последних являются токсины (возникающие в организме алкоголика при неполном сгорании алкоголя), которые, оказывая одновременное воздействие на головной мозг. Поражаются обычно крупные нервные стволы верхних и нижних конечностей, в связи с чем заболевание получило также название алкогольного полиневритического психоза. У больных корсаковским психозом наблюдается, как правило, поражение стволов плечевого нерва (явления мононеврита) и тяжелое поражение печени с нарушением ее барьерных функций.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.