Здавалка
Главная | Обратная связь

Абилитация, реабилитация лиц с нервно-психической патологией.



Терапевтическое вмешательство в некоторых случаях даже при своей эффективности оказывается недостаточным. Самым глав­ным запросом семьи является помощь приспособлению выздорав­ливающего ребенка или ребенка с отклонениями в развитии к условиям, в которых он живет. Обычно поддержку в восстановле­нии адаптации к коллективу сверстников, школьным обязанно­стям, самообслуживанию и т. д. оказывает группа специалистов, состав которой зависит от формы патологии, возраста ребенка и места его проживания (семья, коррекционное или какое-то другое учреждение). Специальному психологу (педагогу) в процессе про­ведения абилитации (социальной адаптации и предупреждения инвалидизации), если ребенок никогда не развивался нормально, в процессе реабилитации, если он заболел после определенного периода психического здоровья, необходимы критерии для оценки успешности прикладываемых семьей и специалистами усилий. Та­кими ориентирами могли бы стать знания, умения и навыки, без которых невозможно приспособление к условиям жизни.

Адаптивные навыки включают учет как сильных, так и слабых сторон личности ребенка в процессе адаптации.

1. Коммуникация - понимание и выражение информации по-
средством символического поведения (жестов, мимики и речи).

2. Самообслуживание — пользование туалетом, умение пра-
вильно есть, одеться, раздеться, опрятно носить одежду.

3. Возможность жить в домашних условиях — вести хозяйство,
бережно относиться к собственности, умение готовить, планиро-
вать и вести бюджет (тратить карманные деньги), соблюдать пра-
вила безопасности в доме (например, уметь пользоваться электри-
ческими приборами, газовой плитой).

4. Социальные — навыки взаимодействия с окружающими, предполагающие умение вступать в беседу, адекватно реагировать на замечания, чувствовать настроение собеседника, регулировать свое поведение.

5. Умение жить в микросреде — умение передвигаться по мик­рорайону, делать покупки, пользоваться услугами различных служб (медицинской), пользоваться общественным транспортом и местами общественного пользования: школой, библиотекой, пар­ками.

6. Самонаправленность лигности — уметь делать выбор, учи­ться планировать свои действия, следовать плану, инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, искать и нахо­дить в случае необходимости помощь у близких или незнакомых людей (в том числе у милиционера, пожарного).

7. Здоровье и безопасность — включают умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно распознать наступление болезни, грамотно, в соответствии с указаниями при­нимать лекарство.

8. Функциональная успеваемость — интеллектуальные способ­ности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, основные математические понятия, естест­воведческие знания.

9. Проведение досуга — умение разнообразить досуг самостоя­тельно и совместно с другими детьми, предложить сверстникам игры и занятия, отражающие личные предпочтения.

10. Работа — навыки, связанные с возможностью работать
полный или неполный день, в том числе и по дому.

Здесь приводится таблица, которая может облегчить оценку возможностей ребенка при адаптации (табл. 2).

Воспитание и обучение психически больных детей и подрост­ков, а также детей и подростков с пограничными нервно-психиче­скими расстройствами — часть лечебно-восстановительной работы и фактически является реабилитацией.

Реабилитация больных детей и подростков — процесс, цель ко­торого предупредить развитие предотвратимой инвалидности в пе­риод лечения заболеваний и помочь инвалидам в достижении максимальной физической, психической и социальной полноцен­ности, на которую они годны, в рамках существующего заболева: ния или состояния. Цель реабилитации заболевших детей — вос­становление утраченного социального статуса, возвращение к прежней учебной и другой деятельности или сохранение у них та­кого социального статуса и уровня активности, который соответст­вует их возможностям.

Психологигеская реабилитация направлена на восстановление психических отклонений. Ввиду этого она всегда психолого-педа­гогическая реабилитация, и поэтому ее нередко называют коррек-ционным воспитанием. Коррекционный воспитательный процесс является восстановлением психических проявлений и способно­стей после какого-либо нарушения. Задача психологической ре­абилитации — создание, если тому не препятствует тяжесть забо­левания, равновесия в психике и поведении ребенка, соответству­ющего норме, то есть поведению, адекватному возрасту ребенка и среде, в которой он живет. Конечная цель психологической реаби­литации — включение и интегрирование поведения подростка (ре­бенка) в соответствии с требованиями нормальной жизни.

Усилия психолого-педагогической реабилитации (коррекцион-ного воспитания) направлены именно на создание системы мето­дов и средств восстановления с учетом всей сложности нарушений психики детей, которые вместе с тем доступны для осуществления в обычных условиях учебных или лечебных учреждений при на­личии руководящей помощи со стороны психологов, педагогов, а при необходимости и врачей.

Отклонения в психике и поведении больных детей определя­ются многими факторами: наличием в клинической картине боль­ных продуктивной симптоматики (расстройств восприятия, эмо­циональных и двигательных нарушений и т.д.); существованием стойких негативных симптомов (интеллектуальных и мнестиче-ских нарушений или апатоабулических состояний); процессуаль­ным характером этих расстройств или стационарностью, неизмен­ностью психической патологии; периодичностью или пароксиз-мальностью появления и течения отклонений в психике или поведении.

Психические расстройства у детей различны не только по сво­им проявлениям, но и по тяжести и происхождению. Естественно, что поведение больных зависит от их возрастных и индивидуаль­ных особенностей.

Каковы бы ни были особенности больных, порождающие раз­личные по проявлениям и выраженности отклонения в поведении, во всех случаях нарушается равновесие между ребенком (подрост­ком) и окружающей средой, что приводит к возникновению за­труднений в приспособлении к ней.

В связи с этой нарушенной адаптацией больные, испытываю­щие бблыние или меньшие затруднения, мешающие им проявить себя, как другие, нуждаются в помощи, так как без нее они не способны интегрироваться в социальной среде и занять нормаль­ное место в обществе.

Показания, обусловливающие необходимость психолого-педа­гогической реабилитации, различны.

Социалъно-экономигеские показания возникают в тех случаях, когда подросток (ребенок) при нарушении психического равнове­сия, ограниченных способностях, например при задержке психиче­ского развития или синдроме гиперактивности, не в состоянии полноценно включиться в учебный труд и вписаться в режим учебного учреждения. Общественные средства, усилия воспитате­лей расходуются неэффективно, подросткам (детям) не обеспечи­вается возможность развития, необходимого для того, чтобы они стали полноценными членами общества.

Подросток (ребенок), не восстановивший полностью свою ак­тивность и способности после перенесенного психического заболе­вания, даже при незначительных отклонениях от нормы вряд ли может иметь нормальное самочувствие. Более того, это состояние может оказаться серьезным препятствием для полноценного раз­вития личности. Переживания своих затруднений создадут допол­нительные расстройства, напрямую не связанные с основным за­болеванием: тревожность, подавленность, неверие в свои силы, что ухудшит и без того невысокую работоспособность, адаптивные возможности и может привести к более серьезным расстройствам психики. Именно в этих случаях появляются психологигеские пока­зания для реабилитации, в ходе которой должны будут сформиро­ваться новые отношения, новые навыки, соответствующие возра­стным и индивидуальным особенностям больного подростка (ре­бенка) и необходимые для возвращения нормальной адаптации и трудоспособности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.