Здавалка
Главная | Обратная связь

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (РАЗБОР ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

Основным задачами синтаксического анализа в начальной школе являются:

1. Научить детей характеризовать предложение по цели высказывания и по интонации.

2. Устанавливать связь слов в предложении, выделять словосочетания.

3. Определять главные и второстепенные члены предложения.

В начальных классах, как правило, используется такой вариант разбора предложения по членам:

1. Прочитать предложение. Определить, о ком или о чем говорится в предложении. Поставить к этому слову вопрос (кто?) или (что?). Если слово отвечает на такой вопрос – это подлежащее. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.

2. Поставить от подлежащего вопрос (что делает?) (или другие вопросы) к слову, которое обозначает действие предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, - это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.

3. Поставить от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определить, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначить связь слов стрелками.

Образцы разбора

Горные вершины спят во тьме ночной.

Устный разбор

1. В предложении говорится о вершинах. (Что?) вершины. Вершины – это подлежащее.

2. Вершины (что делают?) спят. Спят – это сказуемое. Вершины спят – грамматическая основа предложения.

3. Вершины (какие?) горные. Горные – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Спят (где? в чём?) во тьме. Во тьме – это второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое. Во тьме (какой?) ночной. Ночной – второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член.

Письменный разбор

Если ученики знают виды второстепенных членов предложения, то целесообразно уточнить, каким именно членом предложения является то или иное слово (определением, дополнением, обстоятельством). А в письменном разборе следует использовать особые способы подчеркивания:

определение

---------------- дополнение

─ ∙ ─ ∙ ─ ∙ ─ обстоятельство

Письменную фиксацию также можно произвести в виде схемы. Например:

(Что?) Вершины (что делают?) спят

↓ ↓

(какие?) (где?)

горные во тьме

(какой?)

ночной

Данную схему можно представить более обобщенно:

П ↔ С

↓ ↓

вт.чл. вт.чл.

(определ.) (обстоят.)

вт.чл.

(определ.)

Помимо указанного выше синтаксического разбора эффективно применять синтаксический разбор с элементами морфологического. Для этого при выделении каждого члена предложения добавляется информация о том, какой он выражен частью речи. Например, вершины – подлежащее, выражено существительным (женского рода, во множественном числе, в именительном падеже).

Кроме того, опираясь на знания о предложении, ученики (в зависимости от этапа обучения) могут дать характеристику предложению:

1) какое оно по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

2) какое оно по интонации (восклицательное, невосклицательное);

3) осложнено ли оно однородными членами.

 

Например:

(Повеств., невоскл, осложн. однородн. чл.).

Одним из труднейших методических вопросов для учителя является вопрос о смешении учащимися частей речи и членов предложения. Эту задачу можно решить при условии усвоения признаков частей речи. Также различению частей речи и членов предложения помогут вопросы, которые ставятся к каждому члену предложения. Необходимо различать вопросы синтаксические и морфологические. Они могут совпадать в одном случае и не совпадать в другом. Например, существительное (во) тьме стоит в предложном падеже и отвечает на падежный (морфологический) вопрос (в чем?). А как член предложения – обстоятельство места – отвечает на синтаксический вопрос (где?). При определении члена предложения необходимо ставить вопрос (где?). Замена его падежным вопросом недопустима. Это может привести к неправильному определению члена предложения.

Грамматический разбор может проводиться как самостоятельный вид упражнения в специально отведенное для него на уроке время, так и в связи с другими занятиями на уроке русского языка. Грамматический разбор может проводиться:

а) при проверке домашнего задания (обычно используется частичный разбор). Например, при уточнении безударных падежных окончаний существительных определяется склонение существительных;

б) при устном опросе учащихся (цель проведения разбора: проверка знаний учащихся и закрепление пройденного);

в) перед объяснением нового материала. Например, при объяснении темы «Изменение глаголов в прошедшем времени» целесообразно выполнить наблюдения над окончаниями глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;

г) при объяснении нового материала. Например, при изучении темы «Второстепенные члены предложения» эффективно разобрать предложение по членам;

д) при проведении письменных работ, типа списывание, диктант, изложение. Ученикам можно предложить выделить грамматическую основу предложения, обратить внимание на морфологические особенности того или иного слова;

е) при работе над ошибками.

Таким образом, языковой анализ был и остается одним из важнейших методов изучения родного языка в начальной школе. Грамотное его использование существенным образом влияет на развитие личности ученика.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.