Здавалка
Главная | Обратная связь

К теме «Форма государства»



 

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Форма государства» целесообразно начинать с повторения материалов одноименной лекции. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке объясняются формально выраженные и отражающие природу (сущность) государства как института публичной власти признаки.

Данная тема отличается большим количеством терминов, без надлежащего уяснения которых едва ли можно рассчитывать на успешное ее освоение. В связи с этим целесообразным представляется первую часть занятия посвятить проверке усвоения основного терминологического ряда: форма государства, форма правления, форма устройства, форма государственно-правового режима, монархия, ее признаки, исторические и современные виды монархий (абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, республиканская монархия), республика, ее признаки, виды республик (парламентская и президентская республика, монархическая республика), демократия и ее признаки, виды демократического государственно-правового режима (собственно демократический, плюралистической демократии, либерально-демократический), антидемократические режимы (тоталитаризм, авторитаризм).

Надлежащее усвоение основных понятий и категорий темы является необходимым и достаточным условием для проведения семинарского занятия в форме информационного проекта, который позволяет организовать учебно-познавательную деятельность, придав ей ярко выраженную эвристическую направленность. Студентам предлагается с использованием различных источников (см., например: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. – М.: Норма, 2003. – 976 с.):

1) подобрать примеры государств, которые по форме организации власти относятся к монархиям либо республикам; являются унитарными либо федеративными; отличаются демократическим либо авторитарным режимом;

2) выделить группы государств, нетипичные по своему устройству;

3) ответить на вопрос: «Какие формы государств преобладают сегодня в мире?».

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается выполнить задания и ответить на контрольные вопросы:

1. В чем достоинства и недостатки президентской и парламентской республик? Какие средства использует современная власть, чтобы усилить первые и нейтрализовать вторые?

2. В каких формах федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль за субъектами федерации? Какие меры принуждения могут использоваться федеральной властью по отношению к субъектам федерации?

3. Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.1992 г. № 3-П «О проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР», «Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» (см.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2000. – Т. 1. – С. 215–230) и решите, является ли Россия договорной федерацией? Какое мнение на этот счет высказано Конституционным Судом РФ?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.