Здавалка
Главная | Обратная связь

К теме «Система права и система законодательства»



акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается феномен системы права и смежных явлений, в контексте которых объективируются атрибутивные признаки системы права. К числу таких базовых понятий, в частности, относятся: норма права, правовой институт, субинститут, подотрасль права, отрасль права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, виды методов правового регулирования, система законодательства, правовая сфера, частное право, поличное право, материальное право, процессуальное право, юридический процесс, его признаки и виды, международное право, имплементация и др.Формой первичного контроля избрано тестовое задание.

Формой проведения занятия по теме «Система права и система законодательства» избран семинар исследовательского типа. Поскольку такая форма занятия предполагает анализ учебных проблем на основе специального алгоритма исследовательской деятельности, то принципиальным, а не второстепенным представляется установление такого алгоритма. Очевидно, что для конкретных проблем алгоритм их исследования содержится именно в теории конкретных вопросов. Так, исследование вопроса об отраслевой структуре системы права в РФ предлагается осуществить на основании установленных признаков отрасли права: ее предмета правового регулирования, доминирующего метода правового регулирования, который всегда адекватен предмету и является вторичным (формальным, а не социологическим, признаком отрасли права, и основного нормативного правового акта, в котором нормы конкретной отрасли права находят свое внешнее выражение). Уяснить общие критерии отрасли права и систематизировать теоретический материал поможет заполнение таблицы «Отрасли права в Российской Федерации»:

Название отрасли, ее краткое определение Предмет правового регулирования Доминирующий метод Основной законодательный акт
       

 

Полученная в ходе исследования вопроса об отраслях права в РФ научная информация может быть использована в дальнейшем, при рассмотрении темы о типологии отраслей права. Систематизировать информацию об отраслях права, объединив ее в группы, предлагается на основе следующих критериев: роль в правовой системе государства, по сферам правового регулирования, по функциям права, по содержанию правовых норм, и выразить результаты в таблице:

По функциям права По наличию собственного предмета и метода правового регулирования По сферам жизни общества По содержанию правовых норм По роли в правовой системе государства По методу правового регулирования
           

 

Полученная информация о системной организации права, его внутреннем строении и композиции входящих в него элементов (правовых норм) и комплексов (институтов, отраслей права) позволяет осуществить анализ понятия «система права» и «система законодательства». Целесообразно смежные категории сопоставлять имея в виду следующие факторы тождества: сущность, которая находит свое отражение в определении понятия, происхождение, первичный элемент, основания внутрисистемной организации. А результаты сопоставления данных категорий отразить в форме таблицы.

Факторы тождества Система права Система законодательства
Сущность (определение понятия)    
Первичный элемент    
Структура первичного элемента    
Происхождение    
Количественное соотношение    
Системная организация    

 

Следующая исследовательская задача состоит в том, чтобы указать исторически изменчивые критерии разграничения права на его сферы и вслед за этим ответить на вопрос о том, какие точки зрения существуют в литературе о правомерности деления права на частное и публичное?

В другом случае алгоритм исследования учебной задачи отыскивается в рамках теории вопроса о юридическом процессе, его основных признаках. Для иллюстрации, например, такого признака как стадиальность студентам предлагается выполнить следующее задание:

Составьте схемы стадий гражданского процесса и уголовного процесса в Российской Федерации (см.: оглавление ГПК РФ и УПК РФ) и укажите различия между ними.

С целью актуализировать рассмотрение вопроса о наличии в системе права не только отраслевого деления, но и деления на сферы (материальное и процессуальное, частное и публичное), предлагается решение двух дидактических задач. Во-первых, оценить существующие в науке исследовательские позиции. В частности, в книге французского юриста П. Сандевуара «Введение в право» (М., 1994) утверждается: «В отличие от частного права, которое является по сути правом индивидов, индивидуалистическим правом, государственное право по сути своей – коллективное. Его цель – принуждение индивидов к соблюдению не только своих интересов, но и общественных». Согласны ли вы с таким утверждением?

Еще одна дидактическая проблема в рамках темы «Система права и система законодательства» связана с анализом взаимодействия международного и национального (внутригосударственного) права, которое актуализируется в условиях глобализационных процессов современного многополярного мира. На первом этапе решения данной проблемы целесообразным представляется удостоверение (доказывание), что национальное и международное право являются самостоятельными правовыми феноменами. Этому в немалой степени может способствовать выявление тех черт, по которым национальное (внутригосударственное) и международное право отличаются друг от друга (определение; направленность регулирующего воздействия норм; круг субъектов-участников; структура; источники; виды юридической ответственности; органы контроля; содержание).

Результаты сравнения международного и национального права предлагается отразить в форме таблицы:

Факторы тождества Международное право Национальное (внутригосударственное) право
Определение понятия    
Направленность регулирующего воздействия норм    
Круг субъектов-участников    
Структура    
Источники    
Виды юридической ответственности    
Содержание    

 

В рамках самостоятельной работы предлагается выполнить задание:

1. К какой отрасли, подотрасли и институту законодательства, согласно Классификатору правовых актов 2000 г., относится приказ Министерства образования РФ «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти» от 14.01.2003 г. № 50?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.