Здавалка
Главная | Обратная связь

К теме «Современное правопонимание»



В процессе подготовки к семинару-беседе – студенту предлагается использовать содержание понятий «сущность права», «правопонимание», «плюрализм правопонимания», «правовая школа» обретают сквозной характер и могут быть использованы в устном ответе студентов при характеристике разных этапов развития отечественной теоретической юриспруденции: правопонимание первых лет советской власти, правопонимание периода культа личности, постсоветское правопонимание.

При подготовке второго и последующих вопросов студентам предлагается на основе изученного теоретического материала данного раздела курса прокомментировать следующие ситуации.

1. В 1925 г. за границей под редакцией Н. Н. Алексеева вышел двухтомный труд «Право советской России», подготовленный учеными, выдворенными или покинувшими страну после революции 1917 г. В нем на основе пристального изучения ситуации в России авторы давали многоаспектную характеристику «новому советскому праву». В частности, они писали: «Жизнь в стране течет не столько на основе норм действующего права, сколько в форме постоянного нахождения равнодействующей между произвольными велениями представителей властвующих групп и изыскиваемыми со стороны подвластных оборонительными методами». В другой работе тех же лет отмечалось: «Советское законодательство представляет собой совокупность формальных, мертвящих жизнь постановлений, не могущих заслуживать названия права и имеющих единственную цель насильное поддержание власти коммунистической партии методами устрашения».

Вопрос: Как вы думаете, насколько объективно авторы оценивали действующее право России первых лет советской власти? Насколько подобные определения соответствовали реальности?

2. На совещании правоведов в Москве в июне 1938 г. по инициативе Генерального прокурора СССР А. Я. Вышинского было принято «официальное определение права».

Вопрос: Как вы относитесь к существованию «официальных понятий» в науке?

При подготовке ответа на 5-й вопрос семинарского занятия внимание студентов может быть обращено на то, что в современной научной и учебной литературе имеются различные определения понятия «право», что является подтверждением наличествующего плюрализма правопонимания. С целью выявления того, что их объединяет и различает студентам предлагается ознакомиться с некоторыми из них:

«Право – это система общеобязательных норм, установленных и оберегаемых государством, выражающих детерминированную волю господствующих классов и регулирующих общественные отношения путем закрепления прав и обязанностей их участников» (Теория государства и права / отв. ред. А. И. Ковалев и Л. С. Явич. – Л., 1982. – С. 64).

«Право – это система общеобязательных, официально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни» (Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов, 1995. – С. 112).

«Право – система исторически возникших правил поведения, являющихся масштабом свободы равных субъектов, отношения между которыми социально значимы, являются частью общественного порядка и потому обеспечиваются государством при выполнении им общих дел населения» (Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – СПб., 1995. – С. 101).

По результатам семинарского занятия студентам предлагается заполнить таблицу:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.