Здавалка
Главная | Обратная связь

Диаграмма взаимодействия (кооперации, collaboration diagram)

Диаграммы последовательностей - это отличное средство документирования поведения системы, детализации логики сценариев использования; но есть еще один способ - использовать диаграммы взаимодействия. Диаграмма взаимодействия показывает поток сообщений между объектами системы и основные ассоциации между ними и по сути, как уже было сказано выше, является альтернативой диаграммы последовательностей. Внимательный читатель, возможно, скажет, что диаграмма объек­тов делает то же самое, - и будет не прав. Диаграмма объектов показывает статику, некий снимок системы, связи между объектами в данный момент времени, диаграмма же взаимодействия, как и диаграмма последовательностей, показывает взаимодействие (извините за невольный каламбур) объектов во времени, т. е. в динамике.

Следует отметить, что использование диаграммы последовательностей или диаграммы взаимодей­ствия - личный выбор каждого проектировщика и зависит от индивидуального стиля проектирова­ния. Мы, например, чаще отдаем предпочтение диаграмме последовательностей. На обозначениях, применяемых на диаграмме взаимодействия, думаем, не стоит останавливаться подробно. Здесь все стандартно: объекты обозначаются прямоугольниками с подчеркнутыми именами (чтобы отличить их от классов, помните?), ассоциации между объектами указываются в виде соединяющих их ли­ний, над ними может быть изображена стрелка с указанием названия сообщения и его порядкового номера.

Необходимость номера сообщения объясняется очень просто - в отличие от диаграммы последо­вательностей, время на диаграмме взаимодействия не показывается в виде отдельного измерения. Поэтому последовательность передачи сообщений можно указать только с помощью их нумерации. В этом и состоит вероятная причина пренебрежения этим видом диаграмм многими проектировщи­ками.

 

 

Рис. 2.15

Но давайте же, наконец, перейдем к примерам (рис. 2.15):

Как видите, эта диаграмма описывает (очень грубо) работу персонала библиотеки по обслужива­нию клиентов: библиотекарь получает заказ от клиента, поручает сотруднику найти информацию по нужной клиенту книге, а после получения данных поручает еще одному сотруднику выдать книгу клиенту. Разобрались? Тогда еще пример (рис. 2.16):

Надеемся, что и эта диаграмма не смогла поставить вас в тупик. Скорее всего, она описывает процесс управления учебными курсами (очевидно, путем создания их из готовых модулей) для некоего учебного центра. Как видите, все просто!

И, наконец, еще один пример (рис. 2.17), который должен вызвать легкое "дежавю"у внимательного читателя.

Конечно же! Ведь это последний пример, который мы рассматривали, говоря о диаграммах после­довательностей, - мобильный телефон! Как видим, это просто другая форма представления, к тому

 

 


Рис. 2.16:

Рис. 2.17:

же, на наш взгляд, менее удобная. Впрочем, в команде могут работать различные люди, с различ­ными предпочтениями и особенностями восприятия, так что какой вид диаграмм использовать для описания логики сценариев - диаграммы последовательностей или диаграммы кооперации - решать вам


 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.