Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка сотрудников и прием на работу



МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного, муниципального и экономического управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

 

Проверил Сдал (а)

Профессор каф. ГМУЭ Студент (ка) гр.

Цукарев С.С.

(подпись) (подпись)

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

(запись о допуске к защите)

(оценка по результатам защиты) (подпись преподавателя)

Новосибирск, 2012 год

 

 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…...3

 

1.Оценка сотрудников и приём на работу……..…………………………………………………………...................5

 

2. Повышение квалификации персонала.………………….……………………………………………………..7

 

3.Особенности управления в зарубежных фирмах…………….………………………………………………….……….….9

 

Заключение………………………………………………………………………19

 

Список литературы……………………………………………………….…..…22


 

Введение

Управление персоналом (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.

Управление персоналом в практической деятельности является неотъемлемой частью качественных систем управления СЭО, так как составляет целенаправленное воздействие на человеческую составляющую, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий и условий развития организации.

Как область знаний управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методологии, методов и технологии работы с кадрами и использованием достижений современной отечественной и зарубежной науки, наилучшего производственного опыта.

Актуальность темы «Управление персоналом» объясняется условиями жесткой конкуренции на рынке. Известно, что важнейшая составляющая конкурентоспособности напрямую зависит и обеспечивается персоналом фирмы и системой управления персоналом.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

К основным методам управления персоналом относят:

  • экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);
  • организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;
  • социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование)
  • геймификация — способ воздействия путем явного или неявного вовлечения в локальную (или общекорпоративную) игру для решения задач корпоративного управления, повышения вовлеченности персонала или настройки социальной атмосферы коллектива.

Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе управления персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.

Целью исследования в данной работе является изучение и анализ системы управления персоналом и разработка рекомендаций ее совершенствования.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

1) раскрыть теоретические аспекты, касающиеся управления персонала;

2) проанализировать действующую систему управления персоналом;

3) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом.

Объект исследования – личность, группы, организации.

Предмет исследования – основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей, групп, организаций в условиях совместного труда.

Управление персоналом подразделяется на следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда), стратегическая работа с персоналом. Начнём с поиска, отбора, оценки и приёма сотрудников на работу.


Оценка сотрудников и прием на работу

Главная цель работы службы персонала, производящей оценку потенциальных сотрудников при устройстве на работу, заключается, в принципе, в том, чтобы вычислить такого специалиста, который способен достичь необходимого предприятию результата.

Фактически оценка кандидата при приеме на должность — это один из этапов предварительного контроля качества человеческих ресурсов организацией. Несмотря на то, что имеется огромное число разных способов оценки, все они страдают одним серьезным недостатком — субъективностью, потому что решение часто зависит от того, кто использует метод, или того, кто в данном случае привлечен в качестве эксперта. Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

объективно — вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;

надежно — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);

достоверно в отношении деятельности — оцениваться должен реальный уровень владения навыками — насколько успешно человек справляется со своим делом;

с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;

• комплексно — оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);
проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию. Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:

• предварительную отборочную беседу;
• заполнение бланка заявления;
• беседу по найму (интервью);
• тестирование;
• проверку рекомендаций и послужного списка;
• медицинский осмотр;
• принятие решения.

Предварительная отборочная беседа.

Беседа может проводиться различными способами. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили на будущее место работы, тогда ее может проводить линейный менеджер, в других случаях это не важно и ее проводит специалист отдела кадров. Основная цель беседы — оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной работы менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему правил оценки кандидата на этом этапе.

Заполнение бланка заявления.

Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.

Беседа по найму (интервью).

Исследования показали, что более 90% решений по отбору претендентов фирмами США принимаются на основе итогов беседы. Существует несколько основных типов беседы по найму:

по схеме — беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности получения информации;

слабоформализованные — заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания;

не по схеме — заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа — огромный источник информации.
Тестирование.
Источник информации, который может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата. Описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности.

Проверка рекомендации и послужного списка.

Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства. Однако нецелесообразно обращаться за рекомендациями в организацию, в которой работает кандидат. Это может способствовать распространению информации, в которой кандидат не заинтересован, и вряд ли даст достоверную информацию для менеджера по персоналу: слишком велик компонент эмоционального отношения к человеку, увольняющемуся из организации. Целесообразно обращаться за рекомендациями на места предыдущей работы, если срок увольнения превышает один год, а также к коллегам из других организаций, профессиональных обществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым вопросам.

При приеме на работу от претендента требуют документы, которые дают определенную информацию о нем. Ст. 65 ТК РФ запрещает требовать при приеме на работу документы помимо предусмотренных законодательством. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; - документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Медицинский осмотр.

Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие кандидаты заполняли медицинские опросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие: - в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо знание физического состояния заявителя в момент найма - необходимо предотвратить наем переносчиков заразных болезней.

Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала.

 

1. Центры оценки персонала.

Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышает прогностичность и точность оценки. Особенно эффективна при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.

2. Тесты на профпригодность.

Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.

3. Общие тесты способностей.

Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.

4. Биографические тесты и изучение биографии.

Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела — своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.

5. Личностные тесты.

Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности. 20% опрошенных ответили, что они пользуются различными видами личных и психологических тестов в

своих организациях.

6. Интервью.

Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.

7. Рекомендации.

Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов — для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.

8. Нетрадиционные методы.

Существует целый ряд нетрадиционных методов оценки персонала. Так, например, существует мнение, что по имени – отчеству и месяцу рождения руководителя можно определить, даст ли он вам возможность полноценного сотрудничества с ним или сделает все, чтобы не допустить вмешательства в дела своих подчиненных. По-мнению ряда авторов для познания человека надо идти путем совершенствования личной техники интервью с использованием нетрадиционных методов оценки. Нет более точного инструмента в определении особенностей человека, чем соотношение губ и характера человека.

Для иллюстрации эффективности использования нестандартных методов при подборе персонала приведем итоги опроса менеджеров по персоналу, организованного с целью выявления отношения к нестандартным методам оценки персонала (в скобках среднее количество баллов, полученное методом в результате опроса от 0 до 10).
1. Резюме (факты автобиографии) 9,5
2. Внешний вид (манера одеваться) 7,6
3. Голос, манера, темп речи, смех 7,3
4. Прическа и состояние волос 6
5. Обувь (качество и чистота) 5,8
6. Усы, борода, перстень, галстук у мужчин 5,3
7. Успеваемость в учебных заведениях 5,1
8. Кисти рук и состояние ногтей 5
9. Язык мимики и жестов (манера общения) 4,8
10. Почерк, подпись 4,3
11. Рукопожатие 4,1
12. Сведения о супруге и родителях 4
13. Серьги, кольца, бижутерия, сумочка у женщин 4 1
14. Физиогномика (лицо) 3,6
15. Курение 3,5
16. Фигура (рост-вес) 3,5
17. Хобби 2
18. Вождение автомобиля 2
19. Походка 1,8
20. Форма стержня губной помады 1,8
21. Имя, отчество (методика Б. Ю. Хигара) 1,5
22. Френология (форма головы) 1,1

 

Однако нетрадиционные методы оценки применимы исключительно для оценки личностных качеств. К профессиональным данным эти качества никакого отношения не имеют.

После приёма на работу работник должен пройти адаптационный период. Если его квалификация не соответствует профессиональной пригодности, то перед кадрами стоит вопрос о его переподготовке или повышении квалификации. Рассмотрим один из них.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.