Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие идеологии: историческая ретроспектива



Желание привнести в жизнь политические идеи и принципы известно с древних времен. Ни в период античности, ни в средние века политика не существовала как самостоятельная сфера деятельности, политические взгляды людей являлись частью их философско-мировоззренческих представлений. И только в Новое время, время буржуазных революций и становления капиталистического способа производства, политические идеи стали играть преобразующую роль в обществе и государстве.

Термин «идеология» ввел в научный оборот французский экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси, который возглавлял оппозиционную группу мыслителей по отношению к режиму Наполеона. Данное понятие имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «учение об идеях» (idea – идея, образ; logos – слово, учение). Наиболее известные произведения Дестюта де Траси, в которых излагаются его взгляды на идеологию, – «Этюд о способности мыслить», доклад «Проект идеологии» и объемный четырехтомный проект реорганизации системы образования «Элементы идеологии». В своей концепции Дестют де Траси рассматривал идеологию в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова идеология – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки. В узком смысле– наука о человеческих способностях (чувства, память, способность суждения, воля) и об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта. По его мнению, идеология социально полезна и должна стать точной, как естественные науки. Наполеон Бонапарт запретил учение Дестюта де Траси, считая, что любая идеология не имеет смысла и содержания, а сами идеологи, по его мнению, мечтатели и опасные авантюристы.

Взгляды на идеологию как полезную науку разделяли и другие мыслители того периода, такие как К.Ф. Вольней, Ж. Кабанис и др. Так Ж. Кабанис предложил физиологическое обоснование идеологии, полагая, что мозг «выделяет» мысль также, как печень желчь. Следовательно, понять и изменить общественные явления можно изучив строение и деятельность человеческого организма. Основное его произведение «Отношение между физической и нравственной природой человека».

К. Маркси Ф. Энгельс подошли к анализу идеологии с классовых позиций и отстаивали следующую точку зрения: бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. К. Маркс противопоставлял идеологию науке и рассматривал ее как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал свое положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию. Основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса, анализирующие идеологию с классовых позиций, – «Немецкая идеология» и «Святое семейство».

Заслуживают внимания и взгляды на идеологию итальянского социолога В. Парето, который трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический характер политических действий. Но при этом В. Парето признавал за идеологиями важное социальное значение и мобилизующую силу.

На современные представления об идеологии оказали влияние взгляды немецкого социолога К. Маннгейма (Мангейма, Манхейма), который в идеологии видел способ социально-группового мышления, создающий различные концепции социального мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. К. Маннгейм считал идеологию скорее заблуждением, чем ложью. В XX в. К. Маннгеймом и В.И. Лениным была пересмотрена теория научного социализма. В.И. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, которая способствует усвоению соответствующей идеологии. Но это не имеет отношения к пролетариату, т. к. его идеология не возникает стихийно, а является результатом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Так впервые вводится используемое В.И. Лениным понятие «научная идеология», носителем которой может быть только пролетарская партия, несущая эту идеологию в массы. Следует отметить, что в это же время развивались и противоположные взгляды на идеологию. Так Э. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

В середине XX в. такими западными учеными, как Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский и другие была провозглашена, навеянная позитивизмом и технократизмом, теория деидеологизации, или отказа от идеологии. Общество откликнулось на концепцию деидеологизации, т. к. устало от классовых разногласий, Второй мировой войны и ее последствий и поверило, что «благо» скорее достигается научно-технической революцией, а не социальной. Теория деидеологизации была опровергнута буквально через два десятилетия, так как материальные богатства не решили проблем западного общества с его гедонистическим образом жизни. Теория реидеологизации, т. е. восстановления идеологии, вытеснила теорию деидеологизации, что нашло свое отражение в таких работах, как «Грядущее постиндустриальное общество», «Опыт социального прогнозирования» Д. Белла и «Шок будущего» Э. Тоффлера.

До настоящего времени понятие «идеология» является одним из сложнейших и противоречивых. Идеологию определяют и как совокупность мифов, и как совокупность идей, и как философскую концепцию, и как программные документы политических организаций и т. д. Чаще всего используется понятие идеологии в следующих значениях:

- специфическая система убеждений;

- искаженные или ложные идеи и убеждения;

- любая совокупность идей и убеждений, как истинных, так и ложных.

Большинство рассуждений ученых об идеологии в системе социальных наук Европы представляет собой стремление совместить два первых значения, т. к. это позволяет под идеологией понимать совокупность взглядов, теоретически оформленных и содержащих в себе верования, принимаемые ее носителями бездоказательно. Мы предлагаем разделить точку зрения авторского коллектива под руководством С.Н. Князева, понимая под идеологией социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений, и помнить, что идеология является объединяющим систематизированным способом социально-группового мышления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.