Здавалка
Главная | Обратная связь

Институты судебной власти в идеологических процессах



Судебная власть занимает особое место в структуре разделения властей. В Республике Беларусь судебная власть представлена Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим хозяйственным судом, судами других инстанций, прокуратурой и адвокатурой.

Судебная власть выполняет следующие функции:

- наказание за нарушение государственных предписаний;

- рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином, а также хозяйствующими субъектами.

Для демократических стран характерны такие принципы судоустройства и судопроизводства как:

- независимость суда (несменяемость судей, независимое финансирование и др.);

- коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

- профессионализм судей;

- право на обжалование решений (кассацию и апелляцию);

- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;

- равноправие сторон в процессе и состязательность при рассмотрении дел.

Построение судебной системы в Республике Беларусь, компетенция ее институтов и роль в идеологических процессах определены Конституцией, а также Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

 

 
 

7.5. Органы местного управления и самоуправления в идеологических процессах современной Беларуси

Осуществлением демократического принципа народовластия является местное самоуправление. Оно представляет собой децентрализацию власти по вертикали и распределение ее среди множества официальных структур, что позволяет гражданам непосредственно принимать участие в осуществлении власти. Специфику белорусской модели общественного развития характеризует вертикальная система исполнительной власти и президентская вертикаль, представленная исполкомами и местными администрациями, которые не входят в систему местного самоуправления, а представляют собой самостоятельную систему местного управления. Руководители данных органов власти назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов. Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в пятом разделе Конституции, а также в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. В соответствии со ст. 1 данного закона под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:

- местные Советы депутатов;

- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);

- местные референдумы;

- собрания (сходы) граждан;

- иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. В Беларуси установлены три территориальных уровня местных Советов:

- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;

- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

- областной, представленный областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

По Конституции Республики Беларусь (ст. 118) местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установлении в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- определении в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

- назначение местных референдумов.

Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Ориентация на стандарты Европейской хартии о местном самоуправлении Совета Европы от 15 октября 1985 г. предполагает реформирование системы местного самоуправления в Республике Беларусь в направлении расширения полномочий власти, предоставления ей реальной способности регламентировать значительную часть местных вопросов, а также поощрения инициатив граждан, касающихся решения проблем локальных сообществ.

1. Совещания по наиболее важным проблемам жизни местных территорий, позволяющие управленческим кадрам узнать мнения граждан, проанализировать и оценить ситуацию, для подготовки и принятия более взвешенных управленческих решений.

2. По всей стране созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, которые регулярно проводят единые дни информирования. В ходе таких мероприятий руководители общаются с гражданами, вникают в их проблемы. Повсеместно развернута деятельность групп докладчиков, которые занимаются информированием людей, формированием общественного мнения и идеологическим воздействием на местных руководителей. Проводится работа общества «Знание», возобновившего свою деятельность на всех уровнях государственного управления.

3. В отдельных регионах организованы прямые телефонные линии местных исполкомов, что существенно сокращает количество обращений граждан во властные инстанции.

4. Проводятся выездные заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Организованы пресс-центрыиз депутатов, руководителей предприятий, отделов и служб райисполкомов, представителей средств массовой информации, которые обеспечивают связь местных управленцев со СМИ.

5. Возрождаются различные формы морального и материального поощрения тружениковгорода и села: доски почета, переходящие знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности родителям за хорошее воспитание детей.

6. Организуются соревнованиямежду коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.