Здавалка
Главная | Обратная связь

Четвертая «звезда». Этап всеобщего менеджмента качества. Запад 70-80-х годов - Россия в ближайшие годы



Особенности TQM:

· Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе – улучшению нет предела.

· Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок.

· В системе ТQМ используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

· В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

· Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности.

· Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.

Пятая "звезда" качества

Пятая «звезда». Учет требований охраны окружающей среды. Запад 90-х годов - Россия в следующем тысячелетии

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества.

Потребители стали требовать, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде.

Это требование привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Особенности данного этапа:

· Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.

· Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

· Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. – вторая редакция) стандарт QS-9000 "Требования к системам качества".

· Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой

7.Методы оценки уровня качества продукции.

Уровень качества продукции— это относительная характери­стика ее качества, основанная на сравнении значений показа­телей качества оцениваемой продукции с базовыми значения­ми соответствующих показателей. Базовым значением показа­теля является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечествен­ных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыду­щем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.
Для оценки уровня качества продукции используются три метода: дифференциальный, комплексный и смешанный.

  1. Дифференциальный метод – единичные показатели качества оцениваемой продукции Qi сопоставляются с единичными показателями качества базового образца Qi баз:


К i = Qi / Qi баз (1)

К i = Qi баз / Qi (2)

Формула (1) используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. По формуле (2) относительный показатель качества определяется тогда, когда увеличение абсолютного значения показателя соответствует ухудшению качества продукции.
Если все относительные значения больше единицы, то качество оцениваемой продукции выше, чем базового образца.

  1. Комплексный метод оценки – сравниваются обобщенный показатель качества оцениваемой продукции и обобщенный показатель качества базового образца.
  2. Смешанный метод – сначала единичные показатели качества объединяются в групповые комплексные показатели качества, а затем эти комплексные показатели для оцениваемой продукции и базового образца сравниваются дифференциальным методом.

 

8. Анализ затрат на качество.

Анализ затрат на качество - сильный инструмент управления, он в частности используется руководством компании для измерения достигнутого качества и обнаружения проблем, при установлении целей по достижению качества.

В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных, аналитические методы существенно различаются.

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФАС). Это метод, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Основными принципами применения ФАС являются:

· функциональный подход к объекту исследования

· системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций

· исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях

· жизненного цикла изделия

· соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них

· коллективное творчество

Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по нескольким основаниям.

По области проявления

· внешние - это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой

· внутренние - функции, которые выполняют какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций

· главная функция отражает главную цель создания объекта

· второстепенная - побочную

По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на:

· основные

· вспомогательные

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости.

На подготовительном этапе уточняют объект анализа - носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя.

Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.

Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

 

На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость).

Информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб.

Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.

На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его деталей, узлов.

Можно построить таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение.

Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.

Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия.

Результатом проведенного ФСА является варианты решения, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут, например, служить минимально возможные затраты на изделие.

Теория ФСА предлагает исчислять экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине.

На четвертом исследовательском этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

На пятом рекомендательном - отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия.

С учетом значимости функций изделий и уровня затрат посредством ценообразования, определяется уровень рентабельности продукции. Все это служит цели принятия решения о выборе конкретного изделия к производству или направлений и масштаба его усовершенствования.

Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание.

Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования.

Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции является индексный метод. Сложность его применения заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно.

Качество же, не всегда имеет количественное значение и может описываться словесно, например: продукция пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.

Если показатели качество имеют числовые характеристики, при построении индексов их можно использовать как весы затрат. В противном случае весами может служить количество элементов конструкции изделия, количество деталей, узлов, изделий.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение метода бальной оценки.

В соответствии с ним каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы - 5-ти, 10-ти, 100-бальной.

После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного среднего балла (Рσ):

Pσ=P/σ

где:

Р - цена изделия

σ - средний балл изделия с учетом параметров его качества.

Подобный расчет целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.

На практике для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производстве должны проводиться все виды проектного анализа:

· коммерческий

· технический

· организационный

· социальный

· экологический

· экономический

 

Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения.

В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями производства и требованиями к качеству продукции, например, в электронной, как правило, не достигается стопроцентный выпуск годных изделий.

Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери.

9. Технический уровень продукции

Технический уровень продукции – система показателей, характеризующих качественные свойства изделия и их соответствие лучшим мировыым образцам.

Технический уровень продукции – это мера использования достижений технического прогресса для удовлетворения конкретных потребностей, степень технического совершенства продукции, новизны и прогрессивности конструктивно-технологических решений.

Технический уровень продукции в определенной степени можно рассматривать как характеристику спроса, сроков разработки и обновления выпускаемой техники или используемой технологии. Технический уровень продукции является комплексной интегральной характеристикой, включающей такой компонент, как качество продукции, который, представляя собой динамическую характеристику, позволяет учитывать тенденции развития техники в перспективе.

Совокупность показателей, образующих технический уровень продукции, кроме группы специальных показателей, определяемых характером изделия, содержит прежде всего критерии эффективности технической системы и потребительские качества. При уточнении состава показателей технического уровня продукции следует помнить, что и малозначимые на первый взгляд показатели могут оказать немалое влияние на их изменение.

Технический уровень продукции – относительный показатель, определяемый на основе сравнения с показателями базового образца (реального или гипотетического), являющегося материализацией соответствующего уровня развития.

Различают следующие уровни:

  1. потенциальный научно-технический уровень – это уровень современных достижений научно-техническго прогресса, характеризующий наивысшую степень использования на данном этапе развития науки и техники передовых научно-технических знаний без учета экономических, производственно-технических и др. ограничений;
  2. перспективный технический уровень продукции – это уровень техники, характеризующийся параметрами наиболее рациональных решений, т.е. наиболее перспективных для достижения поставленных целей на установленный перспективный период при учете возможностей общественного производства;
  3. достигнутый (прогнозируемый) мировой технический уровень продукции – это уровень воплощения (прогнозирования) в определенной группе изделий, реализованных (прогнозируемых) на данном (прогнозируемом) этапе развития в стране и за рубежом и обеспечивающих наибольшую степень удовлетворения потребностей.

 

10. Понятие «конкурентоспособность продукции» и ее значение в условиях рыночной экономики.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов. Абсолютно конкурентоспособными, таким образом, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами – конкурентами по степени удовлетворения конкретных способностей и по цене потребления. Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

Главные составляющие факторы конкурентоспособности продукции:
- технический уровень и уровень ее изготовления;
- наличие патентной защиты патентной чистоты;
- цена и условия платежа;
- соответствие товаров требованиям покупателей;
- сроки поставки и сроки гарантий;
- наличие товарного знака;
- факторы, не обусловленные свойствами продукции, а определяемые эффективность к деятельности на рынке поставщика: организация технического обслуживания, обученность, система обеспечения запасными частями и документацией.
Оценивая факторы, не обусловленные свойствами продукции, можно говорить не о конкурентоспособности товара, а о том, в какой мере поставщик способен обеспечить сбыт и обслуживание на уровне требований современного рынка.

При разработке конкурентоспособной продукции ориентируются не на абстрактный «лучший мировой аналог», а на оценку всех рыночных факторов, которые могут быть учтены при правильном использовании форм и методов современного маркетинга, что позволяет правильно оценить место и время успешной реализации на рынке.

Поэтому базой для оценки конкурентоспособности товара должно быть исследование потребностей покупателей, требований рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят проверку и сравнение на соответствие потребностям или отклонении потребностей.

Конкурентоспособность продукции предприятия определяется результатом конкурентной борьбы во временном периоде, занятой долей конкретного рынка. Измерение возможно как в натуральных, так и в стоимостных единицах, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции. По результатам конкурентной борьбы за рынок сбыта. Конкурентоспособность продукции данного предприятия может быть определена отношением занимаемых долей рынка по объемам продукции данного предприятия и конкурирующему в долях рынка продукции, занятых каждым предприятием.

Наиболее распространенный метод конкурентоспособности – это определение отношения суммарного полезного эффекта в натуральных единицах к величине затрат на приобретение, эксплуатацию или потребление товара.

За рубежом существуют различные методы определения критериев конкурентоспособности. Эксперты парижской торгово-промышленной палаты к числу важнейших критериев конкурентоспособности относят:
- степень новизны товара;
- наличие материальной базы для распространения информации о товаре;
- качество его изготовления;
- способность быстро реагировать на успех рынка;
- финансовые условия;
- меры по стимулированию сбыта, включая рекламу;
- динамизм сбыта;
- возможность приспособления товара к требованиям конкретного рынка.

В Великобритании рассматривают конкурентоспособность по ценовым показателям сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности.
В случае ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество уступают аналогам, представленным на рынке.
Конкурентоспособность по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых стран, подсчитанная в одной валюте.
Конкурентоспособность по прибыльности предполагает, что чем более высокие прибыли имеет компания от операций по продаже своей продукции, тем выше уровень конкурентоспособности ее продукции, т.е. показателей является норма прибыли компании.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.