Здавалка
Главная | Обратная связь

Становление конфликтологии

Задание№1

Заполните таблицу.

Выразите своё мнение о конфликте. Есть ли с вашей точки зрения влияние на нижеприведённое мнение кого - либо из классиков конфликтологии?

 

Становление конфликтологии

1. КАК ПОНИМАЛИ СООТНОШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, БОРЬБЫ И КОНФЛИКТА МЫСЛИТЕЛИ АНТИЧНОСТИ?

Уже древние философы осуждали распри, хотя и утверждали, что в споре рождается истина. Они считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ним неизбежно связана жизнь природы, людей и даже богов. Правда, сам термин конфликт они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет лишь ее часть.

Так, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.) видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия. «Война - отец всех вещей, а мир - их мать…Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти».

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

 

1.1 КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ?

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, христианская философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея». Известно объяснение неискоренимости зла, данное одним из первых христианских богословов Тертуллианом (160-220), который считал, что природа Бога, его замыслы не поддаются не поддаются человеческому разуму, и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. «Верую, потому что абсурдно», - говорил он.

В объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

 

1.2 КАКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЯСНЯЛИ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В НОВОЕ ВРЕМЯ?

О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые постоянно размышляли на протяжении многих веков, особенно в Новое время, когда социальные конфликты стали особенно острыми.

В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гобсс (1588-1679). В книге «Левиафан» (1651) он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех».

Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо (1712-1778), который в отличие от Гобса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их чрезмерная приверженность частной собственности.

И в последующий период исследователи данной проблемы или придерживались одной из указанных двух концепций, или же разрабатывали ту или иную разновидность их синтеза.

 

1.3 КАКОВ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА К.МАРКСА?

Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена немецким экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история. Последователи Маркса в России – В. И. Ленин и другие полагали, что острые социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе коммунизма.

 

1.4 В ЧЕМ СОСТОИТ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ М. ВЕБЕРА И Г. ЗИММЕЛЯ?

В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине ХХ в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии. В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце ХIХ – начале XX вв. в работах известных ученых Макса Вебера (1864-1920) и Георга Зиммеля (1858-1918).

Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно-социологического анализа.

По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны.

Но поскольку интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, создается основа для баланса сил, достижения социального консенсуса. Конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, но это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.

Г. Зиммель в своей книги «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ. Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь е устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др.

Эти исходные положения и послужили основой для создания в середине ХХ века теории конфликта в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых: немецким социологом Ральфом Дарендорфом (р. 1929) и американским социологом Льюисом Козером (р. 1913).

 

1.5 КАКОВО ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ КОНФЛИКТА, СОЗДАННОЙ Р. ДАРЕНДОРФОМ?

Ральф Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) и других рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именует поэтому свою социологическую концепцию «теорией конфликта». Для него наличие конфликтов – естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным.

В отличие от К. Маркса Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных методов, характерных для XIX в.

Современное общество выработало рациональные методы регулирования конфликтов с участием в этом процессе властных структур.

 

1.6 В ЧЕМ СУТЬ ВЗГЛЯДОВ Л. КОЗЕРА НА ПРИРОДУ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА?

Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вербера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в совей работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ствших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:

(1) Постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе;

(2) Хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом, «закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна;

(3) Конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Главная задача конфликтологии как раз и состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.

 

1.7 КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНФЛИКТА К. БОУЛДИНГА?

Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии в качестве самостоятельной научной дисциплины внес еще один американский социолог – Кеннет Боулдинг. В своей книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) он попытался, опираясь на имеющиеся достижения в исследовании конфликтов, изложить общую теорию конфликтного взаимодействия.

Основой этих общих представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и в природе, является описание двух их основных моделей: статической и динамической.

Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым – отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, несовместимую с желаниями другой стороны.

Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул-реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.

Сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, объясняется наличием в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации находится в самопознании сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.

Тем не менее существует единый, универсальный источник конфликта – несовместимость сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Следует подчеркнуть, что достаточно четко сформулированный К. Боулдингом принцип «скэрсити» (от англ. - scarcity), т.е. ограниченности, дефицита, нехватки каких-либо ресурсов и благ, материальных или духовных, стал активно развиваться во многих последующих работах западных и отечественных конфликтологов.

 

1.8 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВКЛАД З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА В ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ?

Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Поэтому со временем стало быстро увеличиваться число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась и психология конфликта.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Один из последователей З. Фрейда Карл Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.

Таким образом, главные предпосылки для возникновения конфликтологии в качестве самостоятельной дисциплины были созданы развитием философии, социологии и психологии.

концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул-реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.

Сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, объясняется наличием в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации находится в самопознании сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.

Тем не менее существует единый, универсальный источник конфликта – несовместимость сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Следует подчеркнуть, что достаточно четко сформулированный К. Боулдингом принцип «скэрсити» (от англ. - scarcity), т.е. ограниченности, дефицита, нехватки каких-либо ресурсов и благ, материальных или духовных, стал активно развиваться во многих последующих работах западных и отечественных конфликтологов.

 

1.9 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВКЛАД З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА В ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ?

Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Поэтому со временем стало быстро увеличиваться число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась и психология конфликта.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Один из последователей З. Фрейда Карл Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.

Таким образом, главные предпосылки для возникновения конфликтологии в качестве самостоятельной дисциплины были созданы развитием философии, социологии и психологии.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.