Здавалка
Главная | Обратная связь

Мотивационно-потребностная сфера человека

Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие нужды и потребности. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни существуют органические потребности.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.

Существуют разные подходы к классификации потребностей, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей:

1) Биологические (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) Социальные (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) Идеальные (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности («Пирамида потребностей Маслоу»):

1) Физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение),

2) Потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач),

3) Потребность в принадлежности и любви,

4) Потребность в признании (достижение успеха, одобрение, признание),

5) Потребность в познании и понимании (знать, уметь, исследовать),

6) Эстетические потребности (гармония, порядок, красота),

7) Потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности; является высшей потребностью личности).

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

Опредмеченная потребность есть мотив или желание (А.Н. Леонтьев). [Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном].

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом часто понимают и причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Виды мотивов:

1) Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по «пирамиде» А. Маслоу;

2) Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.

3) По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.

4) Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

 

Мотивы и потребности тесно связаны между собой и образуют мотивационно-потребностную сферу человека.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.