Здавалка
Главная | Обратная связь

Создание ситуации свободного выбора и обеспечение условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого обучающегося.



Поиск и совершенствование новых принципов, путей, форм и методов организации социально значимой деятельности детей.

Формирование у обучающихся представления о приоритетной ценности здоровья и необходимости усвоения навыков здорового образа жизни.

Разрабатывая и реализуя разнообразные творческие проекты, проводя праздники, конкурсы, выставки и соревнования, мы выявляем психолого-педагогические возможности для самопознания и самореализации детей и подростков. В соответствии с этой концептуальной идеей мы выстраиваем сегодня сеть специально разработанных диагностических методик и процедур. Ведь в конечном итоге нас интересуют не просто отдельные позитивные изменения в личности наших воспитанников, а глубинные, качественные, системные изменения личности воспитанников и тренеров-преподавателей. Только в этом случае, как нам кажется, мы сможем с полной уверенностью сказать, что спрогнозировали и воплотили в жизнь определенную систему социального воспитания в учреждении дополнительного образования, реализующего пакет программ технической направленности.

Внутри каждого детского творческого объединения мы обязательно выделяем следующие приоритетные педагогические задачи:

Во время проведения воспитательно-образовательной работы с обучающимися следует развить в них то, что уже заложено в них природой или уже существовало до начала обучения (способности, склонности, индивидуальные особенности).

Необходимо формировать у воспитанников именно те свойства и качества, которые на данный момент пусть еще и не сформированы, но могут проявиться (успешно сформироваться) в результате специально создаваемых учебных ситуаций, условий, а ребенок, на их основе, может обрести опыт успешной предметной деятельности, гуманных нравственно-этических переживаний и отношений (проявить самостоятельность, обрести уверенность в себе, целеустремленность, научиться брать на себя ответственность, в том числе и за свою жизнь).

В рамках реализуемой нами концептуальной модели социального воспитания одно из важнейших мест принадлежит предметно-пространственной среде. В неё входят следующие элементы среды: боксы с техникой, класс теоретической подготовки, трасса, трек, наличие на стенах постоянно обновляемых фотографий, репортажей с соревнований, портретов тренеров-преподавателей, воспитанников, занявших призовые места в крупных соревнованиях, постоянная экспозиция ретротехники и др. Все это, будучи выстроенным в единую, целостную педагогическую систему, обеспечивает коллективу значительный ресурсный опыт профессиональной воспитательной деятельности.

В сложившейся в нашем образовательном учреждении системе социального воспитания особое место принадлежит сферам жизнедеятельности, их структурированности в рамках организации целостного воспитательного процесса. Таких сфер у нас выделено несколько: сфера предметно-практической деятельности, сфера физкультурно-спортивной деятельности и сфера общефизического и личностного развития.

Решая задачи выстраивания организационно-педагогических механизмов социально-ориентированной воспитательной деятельности с обучающимися, следует обратить особое внимание на момент детско-юношеского наставничества: в объединениях, где занимаются обучающиеся различных возрастных групп, старшие дети обязательно отвечают за младших. Это, как мы считаем, немаловажный ресурс успешной социальной адаптации наших обучающихся.

В детско-юношеских объединениях различного профиля нами используются разные формы и методы работы. Так, для объединения ретротехники подтвердили свою эффективность методы коллекционирования и реставрации экспонатов и моделей техники, разнообразные формы творчески ориентированного общения, организация встреч с опытными в этой области предметного знания людьми. Большое социально-воспитательное значение в последние годы приобретает метод совместного группового творчества -- деятельность, занимаясь которой ребята в течение продолжительного времени восстанавливают старинную технику, готовят ее к показу, выставке, а после выставки, как убеждают наблюдения, начинают с еще большим энтузиазмом готовить следующий экспонат -- старинный автомобиль или мотоцикл. Именно здесь фактически, на деле проверяется, подвергается диагностике реальный уровень осведомленности детей, их настойчивости, проявляется их интерес к делу. Ребята при этом осваивают социально-коммуникативные роли творцов, реконструкторов и восстановителей техники. Ресурсом, стимулирующим успех ребенка, здесь часто может служить положительный отзыв авторитетного знатока, опытного специалиста.

Для объединений со спортивным уклоном основными методами работы являются организация процесса усвоения знаний и умений в области автомототехники, подготовка такой техники к тренировкам и соревнованиям, непосредственное участие в соревнованиях. Важную социально-воспитательную роль в данном профильном направлении работы играет такая организационно-педагогическая форма воспитательной деятельности, как торжественное построение перед соревнованием, приветствие ребят именитым спортсменом, подъем государственного флага. Все это, на фоне эмоционально приподнятого настроения, приобретает особое воспитательное значение только тогда, когда ребята в процессе организованного выступления испытывают яркие, сильные эмоциональные переживания, позволяющие им получить новый для себя социальный опыт, а фактически -- лучше узнать себя.

Также большую роль в организуемом социально-воспитательном процесса в учреждении спортивно-технической направленности играют праздники. Они позволяют на событийном уровне разнообразить быт объединений, дают возможность детям лучше познакомиться друг с другом, придают динамику развития сложившимся в объединениях межличностным отношениям; в одних случаях снимают у детей стресс, напряжение, в других -- стимулируют проявление азарта, всплеск положительных эмоций, наконец, дают возможность педагогу сплотить ребят внутри как отдельного объединения, так и всего воспитательного пространства учреждения.

В нашем учреждении существует многолетняя традиция посвящения в члены «Автомотоцентра». Это мероприятие сопровождается торжественным произнесением клятвы. Здесь же, на этом празднике посвящения, как правило, проводится церемония награждения наиболее результативных ребят-спортсменов. Данная организационно-педагогическая форма воспитательной работы позволяет ребятам увидеть конкретные результаты своих учебных занятий, дает возможность осознать то, к чему можно и нужно стремиться в ближайшем будущем. Кроме того, подчеркнем, что внутри каждого объединения существуют собственные праздники, к примеру: дни именинников, походы и т. д.

В приобретении обучающимися успешного социального опыта общения важную роль выполняет личность тренера-преподавателя. Для детей тренер-преподаватель зачастую является не только преподавателем-наставником, но и старшим другом, к которому дети относятся с огромным пиететом, уважением и доверием, справедливо ожидая, что в любой затруднительный момент он сможет подсказать и помочь, становясь таким образом для них значимым взрослым. Опираясь на авторитет значимого взрослого, дети невольно начинают копировать любое его социально-ориентированное поведение, а значит, приобретать для себя проверенные практикой элементы социально успешного жизненного опыта взрослых.

Тренер-преподаватель обладает огромными воспитательными возможностями только тогда, когда владеет знаниями не только в области непосредственно автомототехники, но и в вопросах возрастного и индивидуального развития детей; отличается психологической проницательностью, способностью понимать детей. А если сказать более просто -- по природе своей уже является чутким и внимательным человеком. Видя заинтересованность тренера в своем профессиональном деле, дети тоже проникаются этим чувством, а это уже реальная помощь им в поиске способов творческого преодоления тех учебно-практических трудностей, с которыми они постоянно сталкиваются в ходе обучения, освоения, воспроизведения и закрепления знаний.

Основными показателями эффективности сложившейся у нас системы социального воспитания, непосредственно проявляющимися в деятельности тренера-преподавателя, являются следующие профессиональные навыки:

-- умение своевременно помочь ребенку раскрыть его спортивно-технические способности, направить их на личностное саморазвитие ребенка;

-- способность преобразовать педагогическую цель и задачу в личную цель ребенка, целевой мотив его поведения, умение заинтересовать, увлечь детей, сориентировать их на успех;

-- способность оказать многоплановую поддержку каждому ребенку в его устремленности к социально-творческому развитию, осуществить это на общечеловеческом и профессиональном уровнях;

-- умение подобрать адекватные, соответствующие той или иной учебно-проблемной ситуации, средства и способы, формы и методы конструктивного воспитательного взаимодействия;

-- способность наиболее рациональным образом разбить на этапы и проанализировать учебно-воспитательный процесс, технологизировать учебно-воспитательный процесс, выделить, например, начальную, промежуточную и итоговую стадии совместной с воспитанниками творческой образовательной деятельности;

-- личностная устремленность, навык и искреннее желание тренера-преподавателя постоянно работать над повышением своего профессионального (психологического, педагогического, методического) мастерства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.