ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Гражданская ответственность в сфере здравоохранения может носить как общий, так и персонифицированный характер, т.е. за действия, нарушающие права граждан, может быть привлечено к ответственности как учреждение здравоохранения в целом, как причинитель какого-либо вреда, так и конкретный медицинский работник. Уголовная ответственность персонифицирована субъектом – человеком, медицинским работником, который и привлекается к данному виду ответственности. Гражданская ответственность наступает за нарушение требований Законов РФ (“Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, “О лекарственных средствах” и т.д.) и других нормативных актов Правительства, министерств и ведомств, договорных требований между пациентом-потребителем медицинских услуг и лечебно-профилактическим учреждением в соответствии с Гражданским Кодексом (ГК) РФ и требованиями Закона РФ “О защите прав потребителей”, предполагающими оказание гражданам медицинских услуг соответствующего стандартам качества и безопасных для здоровья и жизни. Гражданская ответственность для медицинского персонала может наступить: 1) при неосторожном причинении легкого вреда здоровью (ст. 1064 ГК РФ);
Работа ЛПУ без лицензии нарушает требования Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным законом установлены следующие положения. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Статья 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливает, что «предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. При несоответствии условий деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются». Непредоставление пациенту информации об отсутствии лицензии, но оказание ему вида медицинской помощи, подлежащего лицензированию, согласно указанному закону влечет возмещение всех убытков пациенту в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи. Гражданская ответственность для медицинского персонала может наступить: при неосторожном причинении легкого вреда здоровью; при причинении вреда здоровью любой тяжести в условиях крайней необходимости; при причинении вреда здоровью ненадлежащим исполнением медицинской услуги (вред здоровью в этих случаях подлежит возмещению независимо от вины причинителя; при причинении вреда здоровью вследствие недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге (независимо от вины причинителя; при причинении вреда здоровью в виде неосуществления надзора за несовершеннолетними в лечебно-профилактических учреждениях в момент причинения вреда). Невиновное причинение вреда здоровью больного может произойти при следующих обстоятельствах (в скобках дана ссылка на соответствующие статьи ГК РФ и статьи Общей части УК РФ, характеризующие обстоятельства, исключающие преступность деяния и невиновные действия): 1) при причинении вреда в результате несчастного случая как непрогнозируемого медицинского исхода (ст. 1064 п. 2 ГК РФ; ст. 28 п. 1 УК РФ);
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) руководителей лечебно-профилактических учреждений или должностных лиц нарушены его права и свободы. К действиям (решениям) руководителей лечебно-профилактических учреждений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; - незаконно на гражданина возложена какая - либо обязанность.
В соответствии с требованиями приложения № 3 к приказу Минздравмедпрома РФ от 13 января 1995 г. № 5 «Положения о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта федерации, и субъекта федерации» в каждом ЛПУ организуется комиссия для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам диагностики, лечения, тактики ведения, реабилитации, определения трудоспособности и профессиональной пригодности и иных медико-социальных вопросов, а также для решения конфликтных ситуаций и претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи. Решение комиссии принимается простым большинством голосов, заключение вносится в первичные медицинские документы, а также в книгу записей заключений комиссии. Копии заключений, заверенные печатью лечебно-профилактического учреждения или органов здравоохранения, выдаются по требованию пациента либо в другие инстанции в установленном порядке. Комиссия принимает решение: - в сложных и конфликтных ситуациях экспертизы нетрудоспособности, а также для решения вопроса о дальнейшем лечении; - в случаях исков и претензий медицинских страховых организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству медицинской помощи и качеству экспертизы временной нетрудоспособности; - по запросу организаций, учреждений (в том числе медицинских), Фондов социального страхования, суда, прокуратуры, военных комиссариатов и т.д. по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности; - при поступлении исковых заявлений и претензий пациентов по вопросам качества и эффективности лечебно-диагностического процесса, оценки состояния здоровья пациента.
Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, при обеспечении программ качества медицинской помощи важно учитывать следующие четыре необходимых его компонента: 1) квалификацию врача; Качество медицинской помощи - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.
Медицинское учреждение и лечащий врач должны гарантировать гражданину и/или его доверенному лицу - страховой организации - следующее: 1. Создать условия, обеспечивающие прерывание, замедление исходного патологического процесса; В соответствии с принятым в настоящее время нормативным актом органа государственного управления - Приказом Федерального Фонда ОМС № 73 2000 г. (Методические рекомендации «Территориальная система обеспечения защиты прав граждан в условиях ОМС») - на федеральном уровне четко определено понятие медицинской помощи надлежащего качества. Медицинская помощь надлежащего качества - медицинская помощь, оказываемая медицинским работником, исключающая негативные последствия: - затрудняющие стабилизацию или увеличивающие повышающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса; - приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения; - вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с мед. учреждением. В соответствии с требованиями приказа Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС № 363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» качество медицинской помощи оценивается по: - организации работы структурных подразделений медицинского учреждения и организации работы персонала; Качество лечебно-диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы: - качественный сбор информации о больном (диагностические мероприятия для данной нозологии);
(в поликлинике, на дому) 1. При оказании медицинской помощи и услуг в медицинском учреждении предусматривается: - время ожидания приема - не более 20-и минут от времени, назначенного пациенту и указанного в талоне, либо в другом документе (амбулаторной карте, консультативном заключении, направлении и др.). Исключение из этого правила допускается только в случаях, отвлекающих врача от его плановых обязанностей (оказание экстренной помощи другому пациенту по срочному вызову или жизненным показаниям), о чем пациенты, ожидающие приема, должны быть проинформированы персоналом медицинского учреждения; - совпадение времени приема врачом с временем работы основных кабинетов и служб медицинского учреждения, обеспечивающих консультации, исследования, процедуры; - предварительная запись, самозапись больных на амбулаторный прием, выдача повторных номеров на прием к врачу, порядок вызова врача на дом (с указанием телефонов, по которым регистрируются вызовы на дом), удобный режим работы регистратуры - регламентируются внутренними правилами работы медицинского учреждения; - амбулаторная карта застрахованного хранится в регистратуре медицинского учреждения. Работники регистратуры обеспечивают доставку амбулаторной карты по месту назначения при необходимости ее использования и несут ответственность за сохранность амбулаторных карт пациентов, прикрепленных к медицинскому учреждению; - медицинскому учреждению вменяется обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи гражданам в выходные и праздничные дни, в период отсутствия участковых специалистов (отпуска, командировки, болезнь и по другим причинам), а также в нерабочие для участковых специалистов часы при возникновении необходимости оказания экстренной и неотложной помощи гражданам. 2. При оказании медицинской помощи и услуг на дому у пациента предусматривается: - время ожидания медицинского работника (врача, медицинской сестры, фельдшера) не превышает 8 часов с момента регистрации вызова. Показания для оказания медицинской помощи на дому. - острые и внезапные ухудшения в состоянии здоровья (высокая температура от 38 и выше, боли в сердце, нарушение сердечного ритма, боли в животе, кровотечения, иные состояния, заболевания, травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача). Исключением из этого правила являются легкие травмы и ушибы конечностей с остановленным кровотечением и не мешающие передвижению пациента, травмы пальцев рук (в том числе с отрывом фаланг) после оказания первой медицинской помощи при необходимости организации транспортировки пострадавшего в приемное отделение стационара; - состояния, угрожающие окружающим (наличие контакта с инфекционными больными, появление сыпи на теле без причины, инфекционные заболевания до окончания инкубационного периода); - наличие показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом при установленном заболевании (вызов врача на дом после выписки из стационара, по рекомендации консультанта или в иных случаях - при наличии документа, либо по договоренности с лечащим врачом); - тяжелые хронические заболевания или невозможность передвижения пациента; - заболевания женщин после 20 недель беременности; - патронаж детей до 1 года и лечение острых заболеваний до выздоровления; - заболевания детей до 3-летнего возраста, активное их посещение; - патронаж хронических, диспансерных больных и инвалидов по инициативе врача (фельдшера, медицинской сестры); - организация профилактических и превентивных мероприятий по инициативе медицинских работников (врача, фельдшера, медсестры). 3. Оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях и на дому включает: Амбулаторная карта пациента должна содержать: - полностью заполненную паспортную часть; В амбулаторной карте соответствующим образом (даты, подписи) должны быть оформлены записи о прививках, о выдаче листка нетрудоспособности, - о решении ВКК, о направлении на ВТЭК, - о направлении на госпитализацию, - о направлении на санаторно-курортное лечение, - о выписке льготного рецепта. Все записи лечащего врача должны быть им подписаны и содержать отметку о времени осмотра пациента; - предоставление пациенту необходимой информации о состоянии его здоровья и разъяснение порядка проведения лечебно - диагностических и превентивных мероприятий до момента возможной компенсации уровня здоровья; - организацию соответствующих лечебно - диагностических, превентивных мероприятий и содействие их своевременному осуществлению. 4. Содержание медицинской помощи в амбулаторных условиях и на дому включает: медицинский персонал: - в полном объеме обеспечивает экстренные и неотложные мероприятия средствами, предусмотренные медико-экономическим стандартом (включая лекарственное обеспечение и экстренную диагностику); - сопровождает пациента на следующий этап оказания медицинской помощи в случае наличия непосредственной угрозы жизни; - обеспечивает в полном объеме противоэпидемические и карантинные мероприятия; - обеспечивает пациента необходимой информацией по лечебно - охранительному режиму, порядку лечения и диагностики, порядку приобретения лекарств, а также предоставляет пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому (рецепты, справки или больничный лист, направление на лечебно - диагностические процедуры и т.д.); - оказывает медицинскую помощь и консультативные услуги в соответствии с установленными санитарно - гигиеническими требованиями; - обеспечивает медицинскую помощь и консультативные услуги детям до 15-и лет в присутствии родителей или заменяющих их лиц (в случаях, если родители желают присутствовать при оказании медицинской помощи ребенку). В случае оказания медицинской помощи ребенку в отсутствие родителей или лиц, законно представляющих их, предоставляют им исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка. 5. Условия госпитализации. Госпитализация застрахованных обеспечивается в оптимальные сроки врачом - участковым специалистом или иным медицинским работником при наличии показаний для госпитализации. Экстренная госпитализация (по экстренным показаниям) обеспечивается в дежурные стационары по установленным правилам, с организацией, при необходимости, транспортировки больного в срок не более 3 часов с момента определения показаний к госпитализации. Плановая госпитализация обеспечивается в соответствии с установленными правилами и условиями договора ОМС с конкретным стационаром, после проведения необходимого минимума диагностических исследований, конкретизации диагноза, формулировки плана лечения и ожидаемых результатов. Общими показаниями для госпитализации являются: - наличие абсолютных показаний для экстренной госпитализации; - наличие относительных показаний для экстренной госпитализации при отсутствии возможностей обеспечить эффективное динамическое наблюдение пациента; - неясные и трудно курабельные случаи при отсутствии возможности обеспечить квалифицированную консультацию и лечение, в том числе: состояние с отсутствием эффекта от проводимых лечебно - диагностических мероприятий, лихорадка в течение 5 дней, длительный субфебрилитет неясной этиологии, иные состояния, требующие дополнительного обследования, если установить причину в амбулаторных условиях невозможно; и детей по социальным показаниям; - отсутствие лицензии на конкретный вид медицинской помощи и услуг, если организовать эту помощь невозможно по социальным условиям (удаленность, отсутствие должного ухода и др.), или отсутствие необходимого оборудования и материального обеспечения; - наличие абсолютных показаний для плановой госпитализации (в том числе медико-социальный уход и уход за ребенком); - наличие относительных показаний для плановой госпитализации в сочетании с невозможностью обеспечить необходимое обследование и лечение по социальным условиям в амбулаторных условиях, необходимостью подключения специализированных видов медицинской помощи и услуг (в том числе оперативного лечения или реабилитации); - необходимость проведения различных видов экспертиз или стационарного обследования при невозможности провести их в амбулаторных условиях, в том числе: врачебно-трудовая экспертиза, обследование по направлению военкомата, суда, иные обследования или экспертные оценки, требующие динамического наблюдения и комплексного обследования, проведения профилактических прививок, провизорная госпитализация при инфекционных заболеваниях у детей. При направлении на стационарное лечение обеспечивается: - очный осмотр пациента лечащим врачом; - оформление документации по установленным требованиям (запись в амбулаторной карте, направление на госпитализацию); - направление в стационар результатов предварительного обследования (результаты анализов и иных исследований, рентгеновские снимки, выписки из амбулаторной карты и иная документация, позволяющая ориентироваться в состоянии пациента); - комплекс мер по оказанию экстренной помощи, организации противоэпидемических и иных мероприятий на этапах оказания медицинской помощи пациенту; обеспечение больного санитарным транспортом и организация транспортировки больного; - сопровождение больного на последующий этап оказания медицинской помощи при необходимости (участием родственников, медицинского персонала или доверенных лиц); - при наличии относительных показаний к экстренной госпитализации транспортировка больного в приемное отделение обеспечивается в срок не более 24 часов с момента определения показаний к госпитализации; - при определении абсолютных показаний к плановой госпитализации необходимое амбулаторное обследование проводится в срок не более 3 дней; - при определении относительных показаний для плановой госпитализации необходимое амбулаторное обследование проводится в сроки, удобные для больного. Время госпитализации согласовывается с пациентом. Правила госпитализации включают: - условия и порядок направления на госпитализацию; История болезни стационарного больного должна содержать: - полностью заполненную паспортную часть (с отметкой о месте работы, учебы, номере страхового медицинского полиса); - жалобы больного; В соответствующих случаях должны быть: - предоперационный эпикриз с обоснованием показаний к операции; Соответствующим образом (фамилии, даты, подписи) должны быть оформлены записи: - о проведенных трансфузиях, Все записи лечащего врача должны быть им подписаны и содержать отметку о времени осмотра пациента. История болезни должна быть проверена и подписана заведующим отделением.
Важнейшее место в проблеме взаимоотношений пациента и врача имеют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Одной из основополагающих является статья 30 “Права пациента” Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: “При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ; В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд”. Лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно - профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача. Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно - профилактического учреждения. Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|