Новое в административном законодательстве
С 23 февраля 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности». Внесенные в КоАП изменения коснулись как его Общей, так и Особенной части. Ряд таких изменений направлен на обеспечение единства применяемой в КоАП и ПИКоАП терминологии, согласование административного законодательства (институты административной ответственности) с другими сферами законодательства. Имеют место и существенные изменения в указанные кодексы. Об отдельных из них уже писали в предыдущем номере. Мы обратились к судье Верховного Суда Республики Беларусь Л.Д. МОСКАЛЕНКО с просьбой прокомментировать изменения в административном законодательстве. Л. МОСКАЛЕНКО, судья Верховного Суда Республики Беларусь
- Леонид Дмитриевич, на какие моменты необходимо обратить внимание судьям при применении административного законодательства. В частности, какие изменения претерпел КоАП ? - Остановлюсь на наиболее существенных для судебной практики положениях. Внесены изменения в ст. 1.3 КоАП и конкретизировано понятие должностного лица. К должностным лицам в числе иных отнесены также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. Изменена редакция ст. 1.5 КоАП, регулирующей действия Кодекса во времени. В отличие от положений УК с учетом изменений обратную силу будет иметь не только закон, но и любой другой акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение. Уточнены понятия повторности (ст. 2.5 КоАП) и совокупности (ст. 2.7 КоАП) административных правонарушений. Наличие совокупности правонарушений увязано с фактом совершения лицом нескольких правонарушений, от- ветственность за которые предусмотрена различными частями статьи (статей) либо разными статьями КоАП, когда статьи состоят из одной части. На законодательном уровне разрешен вопрос о соотношении общих и специальных норм об административной ответственности при их конкуренции (ч. 2 ст. 2.7 КоАП). Соответствующие положения согласованы с подходами, применяемыми в Уголовном кодексе. В число деяний, влекущих административную ответственность по требованию, включены правонарушения, предусмотренные чч. 1-3 ст. 18.17 и ч. 4 ст. 18.23 КоАП (за исключением случаев оставления пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевой повозкой, или лицом, участвующим в дорожном движении и неуправляющим транспортным средством, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются). Это необходимо учитывать судам при разрешении жалоб на постановления органов внутренних дел, проверяя обоснованность возбуждения административного процесса, наличие выраженного требования потерпевшего о привлечении виновного к административной ответственности. Существенно сокращены ограничения по применению в отношении физического лица штрафных санкций в минимальном размере при условии признания им вины в совершении административного правонарушения (ч. 6 ст. 6.5 КоАП). При этом данные положения имеют обратную силу и могут применяться при разрешении дел об административных правонарушениях, совершенных до вступления Закона в силу. Изменены сроки наложения административного взыскания, установленные ст. 7.6 КоАП. В частности, в случае отказа в возбуждении уголовного дела, либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия таких решений, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения. В случае отмены постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены. Новеллой является установление месячного срока наложения административного взыскания со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении в случае приостановления его рассмотрения в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 11.2ПИКоАП (в частности, по причине болезни физического лица, в отношении которого ведется административный процесс). Установлен исчерпывающий перечень правонарушений, при совершении которых применяются удлиненные сроки наложения административного взыскания. - Какие изменения связаны с вопросами применения такого вида административного взыскания, как конфискация? - Как и прежде, данный вид административного взыскания будет применяться только в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части КоАП. Вместе с тем с учетом изменений, внесенных в ст.7.1 КоАП, в случаях, указанных в ст. 6.12 КоАП, вместо конфискации может быть применено административное взыскание в виде взыскания стоимости предметов административного правонарушения. Такая замена теперь возможна по любому делу об административном правонарушении при условии, когда конфискация предусмотрена в санкции статьи Особенной части КоАП, а предметы правонарушения отсутствуют либо невозможна или экономически нецелесообразна их реализация. Заключение о невозможности либо нецелесообразности их реализации должно быть дано специалистами. Следует также иметь в виду, что применение взыскания стоимости орудий и средств совершения административного правонарушения в любом случае не допускается. Расширена возможность альтернативного применения конфискации за некоторые правонарушения, указанные в главе 14 КоАП. Что касается специальной конфискации (ч. 2 ст. 6.10 КоАП), то она будет применяться не только независимо от наложенного административного взыскания, но и в случаях освобождения лица от административной ответственности (в частности, по основаниям, предусмотренным в главе 8 КоАП). - В ст. 7.4 КоАП, с учетом внесенных в нее изменений, сформулированы универсальные правила определения окончательной меры административного взыскания при совершении лицом (включая юридическое лицо) нескольких правонарушений. На какие случаи эти правила распространяются? - Эти правила распространяются на случаи как повторности, так и совокупности правонарушений. В отношении всех субъектов ответственности закреплен принцип полного либо частичного сложения взысканий, налагаемых за каждое правонарушение. Итоговое взыскание не должно превышать пределов, установленных в ч. 2 названной статьи. В этой связи хотелось также обратить внимание на новое определение понятия «малозначительность» административного правонарушения (ст. 8.2 КоАП). Закон связывает это понятие с незначительностью вреда, нанесенного правонарушением охраняемым КоАП правам и интересам, и не связывает с данными о личности виновного и наличием смягчающих административную ответственность обстоятельств. В то же время понятие остается оценочным. - На какие еще моменты следует обратить внимание? Что законодатель исключил, а что ввел? - Исключена ответственность юридических лиц по ст. 10.9 КоАП (умышленные уничтожение либо повреждение имущества). Устранен нижний предел ее санкции в виде штрафа. Также снижена санкция в виде штрафа и в ч. 1 ст. 11.2КоАП. Одновременно исключена самостоятельная административная ответственность за приставание к гражданам с целью скупки, продажи, обмена иностранной валюты (бывшая ч. 2 ст. 11.2 КоАП). Также исключена административная ответственность по ч. 1 ст. 21.16 КоАП за нарушение правил пользования жилыми помещениями в форме неоплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, и отчислений на капитальный ремонт. В то же время установлена ответственность за транзитное перемещение через таможенную территорию Республики Беларусь табачного сырья и табачных изделий без предусмотренного соответствующими нормативными правовыми актами обязательного сопровождения (ч. 8 ст. 12.23 КоАП). - Государство ужесточило борьбу с пьянством. Долгое время у нас в республике отсутствовала ответственность за самогоноварение. Теперь она вновь введена? - Да, в целом ужесточена борьба с этим порочным явлением. Что касается самогоноварения, то в КоАП появилась новая ст. 12.43. Базовый состав правонарушения (ч. 1) образует изготовление физическим лицом самогона, браги, а равно хранение самогонных аппаратов. Повышенная ответственность (ч. 2) предусмотрена за совершение аналогичных действий повторно в течение года после наложения административного взыскания, а также в случае изготовления или хранения более 5 литров самогона или более 30 литров браги. Для наступления ответственности по ч. 1 и ч. 2 не имеет значения, совершались ли указанные в них действия с целью сбыта самогона или же для использования продуктов в иных целях. Часть 3 названной статьи предусматривает ответственность за приобретение самогона или браги. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье относится к компетенции районных (городских) судов. В целях борьбы с пьянством, помимо этого, под угрозой административной ответственности дополнительно установлен запрет на распитие в неустановленных местах пива, слабоалкогольных напитков, а равно нахождение в рабочее время на рабочем месте в состоянии опьянения (ст. 17.3 КоАП). - Леонид Дмитриевич, какие изменения претерпел ПИКоАП ? - Статья 1.4 (разъяснение отдельных терминов ПИКоАП) дополнена определением понятия процессуального срока, которое включает правила исчисления процессуальных сроков (новый абзац двадцать второй). Действие нормы распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с применением ПИКоАП, в частности, при исчислении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, при направлении дела по жалобе или протесту в суд второй инстанции. Следует обратить внимание на новую редакцию ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП, которой установлена подведомственность дел об административных правонарушениях общим судам. Здесь произошел ряд изменений. Так, на рассмотрение в органы внутренних дел переданы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.16 КоАП (за исключением дел, по которым протоколы составлены должностными лицами органов Министерства обороны). К компетенции органов Комитета государственного контроля отнесено рассмотрение дел о завышении объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ (ст. 21.7 КоАП). Эти и другие изменения должны повлечь некоторое уменьшение общего количества дел об административных правонарушениях, рассматриваемых общими судами по первой инстанции. Расширен круг полномочий должностных лиц органов, ведущих административный процесс (см. ч. 1 ст. 3.29 ПИКоАП). Так, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направившего дело об административном правонарушении в суд, вправе участвовать в рассмотрении этого дела в качестве своеобразного «представителя», давая при этом объяснения и представляя доказательства. Суд не вправе отказать такому должностному лицу в участии в рассмотрении дела, если указанное лицо об этом ходатайствует. Данные обстоятельства следует учитывать при подготовке дел к рассмотрению и определении круга участников судебного разбирательства.
- В какие статьи ПИКоАП введены новые положения? - В ст. 6.2 ПИКоАП введены положения о преюдициальное™ судебных решений. Норма дополнена ч. 3, согласно которой факты, установленные вступившим в законную силу приговором по уголовному делу, решением суда по гражданскому или хозяйственному делу, повторному доказыванию в административном процессе не подлежат. Указаний о преюдициальном значении постановления по делу об административном правонарушении для разрешения другого административного дела Закон не содержит. Часть 2 ст. 3.32 ПИКоАП дополнена указанием на то, что при передаче материалов дела об административном правонарушении прокурору, органам предварительного следствия и дознания в связи с наличием в деянии признаков преступления производство по административному делу прекращается. Также ряд дополнений внесен в ст. 9.4 ПИКоАП (административный процесс по требованию). Так, в случае совершения деяния, предусмотренного ст. 9.1 КоАП, административный процесс может быть начат прокурором при отсутствии заявления потерпевшего. В отличие от УПК Закон не связывает это с наличием особых обстоятельств, обусловленных значимостью совершенного правонарушения, личностью потерпевшего либо лица, в отношении которого ведется административный процесс. Теперь закреплено положение, при котором примирение по делам, где административный процесс ведется по требованию, допускается только до объявления постановления по делу об административном правонарушении. Кодекс дополнен новой ст. 11.31, в которой регламентированы вопросы соединения дел об административных правонарушениях в одно производство. О соединении дел выносится постановление. Представляется, что объединенное дело должно разрешаться по существу также единым постановлением, даже если административный процесс по нему ведется в отношении нескольких лиц. - Какие процедуры упрощены? - Упрощена процедура наложения административного взыскания на физическое лицо, признавшее себя виновным в совершении административного правонарушения (новая редакция ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП). Взыскание в этом случае вправе налагать лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем правонарушении. Однако в рассматриваемой ситуации протокол не составляется, а выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу немедленно. В ст. 11.4 ПИКоАП изменены условия, при которых дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс. Это возможно при наличии сведений о том, что данное лицо получило повестку и не сообщило суду о наличии уважительных причин, препятствующих явке. Привод уклоняющегося от явки физического лица может быть осуществлен, если в его отсутствие дело невозможно рассмотреть по существу. Изменения и дополнения, внесенные в ст.ст. 11.5, 11.7-11.9 ПИКоАП, привели к созданию в административном процессе упрощенного производства на стадии судебного разбирательства, аналогичного сокращенному порядку судебного следствия в уголовном процессе. Кроме того, в этом случае необязательно и ведение протокола судебного заседания. - На какие статьи Кодекса следует обратить более пристальное внимание? - В новой редакции изложена ст. 11.10 ПИКоАП (виды постановлений). В ней более детально регламентированы вопросы вынесения постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В частности, закреплено положение, в соответствии с которым постановление о прекращении дела должно выноситься в случае освобождения лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.ст. 8.2, 8.3, 8.5, 8.7 КоАП. В ч. 3 данной статьи содержится указание на то, что рассмотрение материалов, имеющих отношение к административному правонарушению, направленных в суд в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 10.27 ПИКоАП, производится в порядке, установленном главой 11 ПИКоАП. Согласно ч. 4 ст. 11.10 ПИКоАП производство по таким материалам подлежит прекращению при наличии обстоятельств, указанных в ст. 9.6 ПИКоАП. В результате изменения, внесенного в ст. 11.11 ПИКоАП, увеличен с трех до пяти суток процессуальный срок, в течение которого копия постановления по делу об административном правонарушении подлежит вручению лицу, в отношении которого оно вынесено. Кроме того, в указанный срок копия постановления должна быть выслана органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд. - Предусмотрены ли новым законодательством основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении? - ПИКоАП дополнен новой ст. 12.141, в которой предусмотрены основания к отмене или изменению постановления по такому делу. При этом основаниями к отмене являются: односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения; существенное нарушение норм ПИКоАП; неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность. Кодекс не содержит перечня процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления. Этот вопрос должен разрешаться в каждом конкретном случае с учетом характера допущенных нарушений, их последствий в плане соблюдения прав и законных интересов участников административного процесса, влияния на полноту и объективность исследования обстоятельств дела. Следует также иметь в виду, что ч. 2 указанной статьи предусматривает возможность принятия решений как о смягчении наложенного административного взыскания, так и об отмене состоявшегося постановления, если наложенное административное взыскание будет признано несправедливым вследствие мягкости. Отмена постановления по мягкости наложенного взыскания может иметь место, как правило, при наличии жалобы потерпевшего или протеста прокурора, поданных по этому основанию. Конкретизированы положения об исчислении срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП). Например, если лицо, в отношении которого ведется административный процесс, присутствовало при объявлении постановления, указанный срок исчисляется с даты объявления. Если постановление объявлялось в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс, срок для обжалования исчисляется со дня получения им копии постановления. - Какие еще изменения и дополнения внесены в нормы ПИКоАП? - Целый ряд изменений и дополнений внесен в нормы, входящие в главу 13, а также в Исполнительную часть ПИКоАП. Так, по делам, где административные взыскания наложены на физических или юридических лиц за деяния, не являющиеся больше административными правонарушениями в соответствии с положениями принятого Закона, теперь следует иметь в виду, что: во-первых, исполнение постановлений о наложении административного взыскания, если они не исполнены на момент вступления Закона в силу, прекращается на основании абзаца второго ст. 13.4 ПИКоАП. Такое решение, исходя из положений ст. 13.7 ПИКоАП, может быть принято как судом, которому поручено исполнение постановления, так и судом, иным органом, принявшими решение о наложении административного взыскания; во-вторых, не вступившие в законную силу постановления судов о наложении административных взысканий, которые обжалованы или опротестованы в порядке, предусмотренном главой 12 ПИКоАП, подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по основаниям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП; в-третьих, действие административного взыскания, наложенного за деяние, которое в соответствии с положениями Закона не признается административным правонарушением, прекращается. Факт привлечения к административной ответственности за такое деяние утрачивает правовое значение и не может учитываться при квалификации административных правонарушений, а также в качестве данных, характеризующих юридическое или физическое лицо. Подготовила Вероника ПРУДНИКОВА ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|