Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет № 32. Основные концепции антропогенеза.



Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс. И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.

Причины этого на наш взгляд следующие:

1. большой интерес публики и как следствие - необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;

2. многие неспециалисты занимаются антропогенезом - их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;

3. недостаток материалов - ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто - труднодоступность для изучения;

4. Одной из причин является и существование множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.

1-й подход –родословный. Развитие товарообмена в свое время способствовало становлению такого общественного устройства, как род. Род – коллектив кровных родственников, происхождение которого ведется от одного общего предка. Самая ранняя родовая организация общественных отношений была открыта у кроманьонцев, селившихся в Европе около 40 тыс. лет назад.

Обмен, сам по себе, предполагает различие, дифференциацию товаров, что обусловливается общественным разделение труда и обособлением потребления. Таким образом, товарообмен как форма внешних сношений между родами основывался на обособлении условий жизни. Внутриродовые отношения, напротив, строились на совместном, коллективном производстве и потреблении. В связи с этим, род самоопределялся через происхождение: во внешних отношениях от особого, а во внутренних – от общего предка.

Итак, самая ранняя концепция происхождения человека была обусловлена господствующим способом производства, потребления и формой обмена.

2-й подход -религиозный. С образованием первых государств возникает религиозное верование в божественное сотворение человека. Государство – социальная организация с установленной формой управления, основанная на власти, политическом господстве, принуждении, насилии, эксплуатации человека человеком. Формой государственного устройства в странах Древнего востока (Шумер, Ассирии, Вавилона) была деспотия. Во главе государства воцарялся монарх, обладавший неограниченной самодержавной властью. Смена правителей превращалась в династию царей, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. В начале 3-го тыс. до н. э. у шумерских народов города стали превращаться в города-государства со своими династиями царей (первые династии городов Киша, Урука, Ура и т. д.). На африканском континенте около 3000 лет до н. э. образуется единое Египетское царство.

Духовной опорой государства становится религия, возвышавшая над подданными носителя государственной власти – царя, превращая последнего в божьего помазанника. Наука располагает бесчисленным множеством доказательств обожествления царя (например, во многих городах Шумера в честь царя-бога Шу-Суэна строились роскошные храмы).

В самом развитом виде религиозная концепция – креационизм (от лат. creatio — сотворение) – учение о сотворении человека Богом становится характерным для, так называемых, мировых религий: христианства, буддизма, ислама.

3-й подход –философский. В эпоху античности накопление знаний об окружающей действительности достигает такого уровня, когда начинается обособление знаний в отдельные дисциплины (астрономия, архитектура, математика, механика, медицина и т. д.). Развитие этих дисциплин связано с познанием – имманентной особенностью человеческого бытия. Необходимость обобщения принципов, законов человеческого познания послужила причиной появлению науки наук – философии. Философия – наука о предельно общих принципах природы, общественного бытия, познания, о смысле человеческого существования. Происходит становление особой, философской концепции – в древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслиться вкупе со всей Вселенной, человек есть «микрокосм» (Демокрит) как часть макрокосма.

4-й подход –эволюционный. В 60-х гг. XVIII века в Великобритании начинается промышленный переворот. Потребности крупномасштабного производства настоятельно требовали новых научных знаний. В XVIII веке начинается бурное развитие науки по всем направлениям. Развитие анатомии и морфологии животных и человека привело к обнаружению «лестнице существ», ведущей от низших к высшим, на вершине которой помещается человек. На основе новых знаний зарождается концепция биологическойэволюции. В 1802 и 1809 гг. гипотезу происхождения человека от «четвероруких» опубликовал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк. Научную основу под эволюционный подход подвел английского естествоиспытателя Ч. Дарвина, который в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал эволюционную теорию происхождения человека от обезьяноподобных существ. В 20 – 30-х гг. XX в. сформировалась, так называемая, синтетическая теория эволюции, объединившая дарвинизм и достижения генетики.

Главная идея эволюционного подхода заключается в построении генеалогического дерева высших приматов по морфологическим и генетическим параметрам в направлении стандартов современного человека (большой размер головного мозга, S-образная форма позвоночника, строение верхних и нижних конечностей, зубочелюстного аппарата и т. д.).

5-й подход –эволюционно-адаптивный. Основателем подхода является Ф. Энгельс, который в 1876 г. опубликовал статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждал, что: «труд создал самого человека» [Маркс К., Энгельс Ф., 1961, Т. 20, С. 486]. Исторически были выделены три признака семейства гоминоидов (куда входит современный человек), которые образовали собой, так называемую, гоминидную триаду:

1. прямохождение (бипедия);

2. кисть, приспособленная к изготовлению орудий;

3. высокоразвитый мозг.

Адепты подхода на основе триады пытаются обнаружить особую адаптивную форму – способность существа к созданию «искусственной» среда обитания через трудовую деятельность.

6-й подход –инопланетное зачатие. С освоением человечеством космоса возникает экзотическая концепция инопланетного происхождения человека. Согласно данному подходу появление человека на Земле обусловлено деятельностью внеземных цивилизаций:

а) люди – потомки инопланетян;

б) зачатие людей гомункулярным способом (гомункулус - с лат. homunculus - человечек, которого можно, по представлениям средневековых алхимиков, искусственно вырастить в «пробирке»);

в) сотворение человека с использованием генной инженерии и т. д.

Новый подход

Закладывая основы нового подхода, определим задачи антропогенеза, какие предстоит решать с его помощью. В соответствие с морфологическими особенностями современного человека относят к

виду неоантропов (Homo sapiens sapiens), рода человек (Homo), триба гоминини (Hominini), семейства гоминид (Hominidae), отряда приматов (Primates).

На основании этой классификации задачи, которые ждут своего разрешения, можно сформулировать следующим образом:

1) обстоятельства появления первого человека с образованием рода Homo;

2) особенности развитие рода Homo;

3) условия предопределившие появление людей современного вида – неоантропов.

Имея дефиницию сознания, мы получаем возможность воспользоваться более надежным методом познания – дедуктивным. Возведем сначала общий каркас представлений, относительно его создадим соответствующий инструментарий исследования, затем, заполняя этот каркас кирпичиками конкретных фактов, можно будет постепенно выстроить объективное здание антропогенеза. Между прочим, антропологи идут прямо противоположным путем – на основе отрывочных, неполных, частных фактов они пытаются создать общую картину антропогенеза, т. е. прибегают к индуктивному методу познания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.