Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения арт-терапии с цветами

Упражнения арт-терапии с каракулями

1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).

2. Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.

Упражнения арт-терапии с цветами

1. Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.

2. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.

3. Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.

4. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

Источник: http://www.therapy.by/therapy/uprazhneniya_art-terapii/
© Therapy.by - психология и психотерапия

6. 1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом

Источник: http://www.therapy.by/therapy/uprazhneniya_art-terapii/
© Therapy.by - психология и психотерапия

7. Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии: 1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания человека; дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью. Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее. Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги. В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

Источник: http://www.therapy.by/therapy/uprazhneniya_art-terapii/
© Therapy.by - психология и психотерапия

8. Б.М. Теплое (1961), А.В. Петровский (1986), Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993), К.К. Платонов (1984).
Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.

9. Итак, ребенок в процессе развития испытывает разнообразные и в разной мере выраженные чувства. Но они еще очень ситуативны и неустойчивы. С возрастом чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств ребенка: от непосредственного выражения к контролю над их проявлениями и выражению социально приемлемыми способами.

10. Теоретико-методологической основой исследования послужило учение Л.С.Выготского о развитии высших психических функций, законы интерио- и экстериоршации.

Методы исследования
Исходя из теоретических подходов к рассмотрению эмоциональной сферы, В.А.Степановой были выделены параметры эмоциональности рисунка.

1. Общее выражение эмоциональности в рисунке. Оценивалось по следующим позициям: позитивное выражение, негативное выражение, смешанное (неопределенное) и отсутствие эмоциональности.

2. Интенсивность выражения эмоций (глубина переживаний). В.А.Степановой были выделены следующие позиции: высокаяинтенсивность, низкая интенсивность, средняя интенсивность.

3. Сложность в выражении эмоций и чувств (однозначна ли эмоция). Эмоции оценивались как простые и сложные.
4. Эксперты определяли и какая именно эмоция была выражена. Характер эмоций эксперты определяли самостоятельно (шкала обозначения эмоций не давалась).
5. Выделялись средства исполнения рисунка, с помощью которых ребенок выражал свое настроение.
6. Последний критерий В.А.Степанова выделила как "принятие себя" на рисунке. Ребенок либо принимал себя, либо нет, либо это было неопределенно.
Порядок предъявления рисунков был построен таким образом: сначала оценивались рисунки красками всех детей, затем "Рисунок человека" и "Рисунок семьи". Критерием оценки было совпадение мнений большинства экспертов. Рассматривались следующие параметры выражения эмоциональности: позитивное, негативное, смешанное или же отсутствие эмоциональности, а также интенсивность, сложность эмоций и "принятие себя".
Тест Люшера измеряет объективно субъективное состояние человека. По данным многочисленных исследований, проведенных под руководством Люшера, тест может применяться на всех категориях людей с 5 летнего возраста и его показатели достаточно стабильны в течение определенного времени.
Цель методики в исследовании В.А.Степановой: выявить не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них, отражающие эмоционально-динамическое состояние ребенка. Кроме того, методика использовалась как ключ в интерпретации рисунков детей красками.
Автор в исследовании пользовался сокращенным 8-ми цветовым вариантом. Автором сравнивалось актуальное эмоциональное состояние детей, которое они отразили в тесте Люшера с отражением его в рисунках.
За положительный выбор цветов по тесту, в исследовании считался выбор на первых двух местах основных цветов (синего, зеленого, красного или желтого), а на последних двух местах - дополнительных цветов (коричневого, серого или же черного). Если на первых двух местах располагались дополнительные цвета, а на последних основные, то выбор считался отрицательным. Если же цвета смешивались, т.е. на первых двух позициях были как основные, так и дополнительные цвета и также на последних позициях, то выбор считался смешанным.
Эмоциональность рисунков красками определялась на основании оценок экспертами выражения эмоциональности и выбора детьми цветов при рисовании. При этом мы исходили из той позиции, что несмотря на различия оттенков цветов в тесте Люшера и красок, которыми пользовались дети, все же сохраняется общее значение цвета по его воздействию на психику. Также, как в тесте Люшера, если ребенок выбирал основные цвета, ему ставился + (положительный выбор), если выбирал дополнительные (коричневый, серый, черный), ему ставился - (отрицательный выбор), если краски были как основные, так и дополнительные, ему ставился 0 (смешанный выбор).
Нас интересовало, смогут ли дети, испытывая какое-то чувство, отразить его на бумаге с помощью кисти и краски. На занятии детям читались небольшие стихи С. Есенина, отражающие различные настроения. Детей спрашивали, какое настроение вызывает данное стихотворение, какие настроения еще они знают. Затем детям предлагалось нарисовать красками любое настроение, какое они захотят. Потом дети выполняли рисунки на свободную тему, которые тоже были проанализированы.
Автором сравнивались две группы детей: дети нормально развивающиеся (30 человек) и дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза (30 человек). Все дети посещали подготовительные группы дошкольных учреждений. Дети с ЗПР находились в специальных группах детских садов для данного типа нарушений. В каждой исследуемой группе было одинаковое количество мальчиков и девочек (20 и 10 соответственно). Возраст детей на момент обследования составлял от 6 лет 3 месяцев до 7 лет 2 месяцев. Большинство детей имели полные семьи.
Все дети из массовых групп детских садов имели 1-ю и 2-ю группы здоровья. Дети же из групп с ЗПР имели диагноз "задержка психического развития", были направлены в данные группы психолого-медико-педагогической комиссией и имели дополнительные диагнозы, такие как невротические реакции, нарушения мозгового метаболизма, минимальные мозговые дисфункции, рахит, нарушения осанки, деформация грудной клетки.
Психологическая картина детей с ЗПР отличалась тем, что у многих из них не сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира, элеметарные языковые обобщения. Анкетирование воспитателей показало, что по их впечатлениям, дети все разные. Наши наблюдения за детьми в группе и мнение воспитателей совпадают по оценке общего поведения детей с ЗПР и нормально развивающихся. Поведение детей сравниваемых групп существенно различалось. Дети с ЗПР расторможены, они более возбудимы, почти не играют в сюжетно-ролевые игры, при любой возможности начинают бегать и вступают в конфликты между собой. На занятиях, которые требуют сосредоточенности и внимания, быстро устают, начинают вставать, отвлекаться, перестают выполнять задания. При этом эти дети более активно, чем дети из массовых групп идут на контакт с незнакомым взрослым, ждут от него признания и похвалы. Создается впечатление, что они менее самодостаточны. Таким образом, исследуемая группа детей с ЗПР имела существенные особенности в своем психическом развитии, которые отличали их от нормально развивающихся сверстников.
Тест "Рисунок человека" может быть проанализирован как показатель общего психического развития детей, обеих групп. За основу анализа следует взять 5-ти бальную шкалу Керна-Йерасека. Различия между двумя группами достоверны на 0,05% уровне значимости. Дети с ЗПР уступают по показателям общего психического развития своим нормально развивающимся сверстникам.
Результаты теста "Рисунок человека" с точки зрения эмоционально-личностных особенностей детей обрабатываются по следующим показателям:

1. Расположение рисунка на листе - вверху, в середине, в нижней части листа. Большинство детей располагает рисунок в середине листа, незначительное колическтво детей – вверху листа бумаги.

2. Размер фигуры человека.

3. Соответствие пола изображенного человека полу ребенка.

При оценке по показателю размера фигуры человека, большой фигурой считалась такая, которая занимала больше 3/4 листа по вертикали, маленькой - от 1/3 и меньше, остальные считались средними.
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые занимают только маленькую часть листа. Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют с размахом, свободно от сдерживающей тревожности.
Индивидуально с каждым ребенком может проводиться тест “Рисунок семьи”. В этом тесте более полно, чем в “Рисунке человека” проявляется эмоциональная сфера личности, т.к. здесь затрагиваются наиболее значимые для ребенка о ближайшим окружением - семьей. Исходя из специфики исследования В.А.Степанова выделила три основных аспекта интерпретации результатов теста "Рисунок семьи".
1 . интерпретация структуры рисунка семьи;
2. анализ процесса рисования;
3. эмоциональная выразительность рисунка с точки зрения экспертов.
Расположение членов семьи на листе оценивалось как верхнее, если все фигуры располагались выше средней линии листа, а нижнее, если положение фигур располагалось ниже средней линии листа. Остальные положения считались средними. Расположение членов семьи почти полностью совпало с расположением рисунка человека.
По мнению Т.Г. Хоментаускаса (1985) ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. На основе анализа рисунков В.Аа.Степановой были выделены группы, в которых ребенок изобразил себя:
- только с мамой,

1. с другими взрослыми,

2. с братом или сестрой,

3. отдельно.

Большинство детей располагает себя отдельно, только с мамой, далее – со взрослыми и совсем незначительное количество – только с братом и сестрой.
Если ребенок рисует себя отдаленно от других, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. Также, если ребенок не рисует себя вообще, это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребенок чувствует отвержение.
С помощью теста Люшера В.А.Степанова оценивала степень тревожности, выявленной детьми, прогноз развития эмоционально-потребностной сферы и эмоциональную устойчивость.
В целом у девочек в обеих группах тревожность была выражена меньше, чем у мальчиков. Большинство детей в обеих группах - 83% детей с ЗПР и 70% детей нормально развивающихся оказались тревожными.
На границе статистической значимости были различия по эмоциональной устойчивости. Больше эмоционально устойчивых оказалось среди нормально развивающихся детей- 57%, тогда как среди детей с ЗПР таких было 33%. Соответственно эмоционально не устойчивыми оказались 43% детей из нормальной выборки (13 человек) и 67% детей с ЗПР (20 детей).

 

11. http://www.vseodetishkax.ru/

 

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

 

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребёнка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоционально-волевой сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребёнка.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.