Особенности режиссуры театрализованного концерта
Перевезенцева Дарья Режиссура театрализованного концерта. План: 1.Театрализованный концерт (понятие) 2.Особенности режиссуры театрализованного концерта
Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. Театрализация – соединение художественного и документального материала по законам театра и драматургии. Концерт – от лат. «состязаюсь» - публичное выступление артистов по заранее составленной программе. Виды: 1. Музыкальный 2. Литературный 3. Эстрадный Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, посвящаются биографическим или мемориальным датам (памяти писателей, ученых) и пр. Они или завершают торжественное заседание, становятся его художественным продолжением,или проходят самостоятельно. Они бывают в одном или двух отделениях с антрактом. В зависимости от этого используется и закон времени, влияние его на внимание и утомляемость зрителя. Известно, что концерт в одном отделении должен идти 1 час 10 мин.— 1 час 30 мин. Потом зритель утомляется и интерес к концерту ослабевает. Концерт в двух отделениях организуется следующим образом: первое отделение длится 1 час — 1 час 10 мин., а второе — 0 час. 55 мин.— 1 час. Конечно, могут быть отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта, но в целом следует придерживаться указанного хронометража. Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта. Основу концерта составляют номера. Номера могут быть уже готовые, а могут быть созданы нами. Для того, чтобы создать номер некобходимо: - найти образное решение номера - определить направление, стиль, драматургию. Режиссура номера всегда конкретна. Основа для создания номера каждый раз различна. Поводом является определенная дата, праздник. Количество номеров не должно нарушать единства темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения недопустимо. Из концертных номеров формируются эпизоды или блоки будущего концерта и благодаря монтажу мы соединяем их в единое целое – театрализованный концерт, который в художественно – эмоциональной форме раскрывает нашу тему. Особенности режиссуры театрализованного концерта Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический театрализованный концерт? Прежде всего четкой идейной выразительности и художественной образности, который мы добиваемся при помощи театрализации его номеров. Театрализация – это использование в постановке концерта тех приемов и выразительных средств. Элементов театрального искусства, которые и создают неповторимый, яркий, художественный образ. Образное решение возникает из замысла, а замысел определяется темой и идеей. Замысел определяет форму концерта, композицию номеров, логику перехода от одного эпизода, номера, темпа ритма к другому, его сценическую атмосферу, то есть все то, из чего состоит концерт. Важная задача режиссера концерта — непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. Когда зритель приходит на концерт и знает, чему тот посвящен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его интерес. Очень важно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволновать, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов. Успех театрализованного концерта зависит и от правильной выстроенной композиции всего концерта. Композиция концерта – чередование номеров, которое обеспечивает нарастание эмоционального воздействия на зрителя. Номера, входящие в программу должны быть расставлены в таком порядке, чтобы рядом не стояли одинаковые по жанру и стилю номера, чтобы каждый последующий не был похож на предыдущий. Последовательность номеров определяется по правилам разнообразия жанров, их контрастности, с учетом нарастания зрительского интереса. Установленный порядок номеров должен позволить идти концерту легко и слаженно четко, а это напрямую зависит от композиции концерта. Окончательная композиция складывается не сразу: тщательно продумывается, выверяется стыковка номеров. Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером многолюдного коллектива: это или большой хор, или оркестр народных инструментов, или симфонический оркестр. Из каких номеров составляется театрализованный концерт? К участию в нем следует привлекать все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте ныне активно используется кино. Отснятые ролики специально подобранного документального материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу, стали неотъемлемой частью театрализованных концертов. Часто для театрализованных концертов применяется оформление, специально выполненное художником. При этом, наряду с важнейшей задачей — созданием художественного образа — должна предусматриваться организация концерта. В наши дни часто используют светодиодные экраны, плазменные панели. Благодаря им можно вмиг поменять сценическое оформление и вызвать у зрителя нужную эмоцию. Сцена для театрализованного концерта должна быть особым образом подготовлена, но об этом часто забывают. Когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта неряшливость нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу. Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, на сцене кто-то шумит, что-то падает, то внимание зрителей, естественно, рассеивается. А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего концерта. Форма театрализованного концерта привилась и стала необходимой. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении, темпоритме всего концерта. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь, заинтересовать его? Об этом надо серьезно думать режиссеру.
Список использованной литературы 1. Рубб А. А. Театрализованный тематический концерт: совершенствование организации и проведения / А. А. Рубб. - М. : Просвещение, 1976. – 87 с. 2. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1976.- 88с. 3. Лекции Орлова О. Л. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|