Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы, возникающие в процессе социализации молодежи и пути их решения



Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных [17, с. 127].

Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда

 

человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом,с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность [17, с. 129].

Таким образом, в приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей,

вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия [39, с. 98].

Одним из возможных путей решения проблем социализации молодежи является разработанный нами социальный проект «Историко-краеведческая работа как метод социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Императорский маршрут Калужской области, посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Данный проект имеет социальную направленность, а именно социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (15-19 лет).

Реализацию данного проекта поддержали:

- Калужская областная общественная организация работников социальных служб;

- Институт социальных отношений КГУ им. К. Э. Циолковского;

- Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области;

- Государственное учреждение по туризму «Калужский край».

Актуальность проекта. Социализация по определению социологов, психологов, политологов и других представителей науки, это:

- с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми;

- с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Проект разработан в рамках формирования механизма «Система внутреннего социального туризма Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленного на решение тандема проблем.

Во-первых, это проблема минимизации социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивидов в обществе.

Признаком данной проблемы является неуклонное снижение порога нравственной сопротивляемости людей, особенно молодежи, активному нашествию пошлости, цинизма, насилия, эгоцентризма, словом, всего того, что разрушительно воздействует на совесть как важнейший духовный компонент личности.

Мы видим единственно возможный вектор разрешения этой проблемы:

Основоположник теории этногенеза Л. Н. Гумилёв в своих трудах рассмотрел механику сползания истории этноса «России» в фазу затухания и чётко определил возможность выхода из неё на новый виток спирали этногенеза, но уже в новом качестве. Путь один – изменить господствующий общественный императив поведения фазы затухания: «Будь таким как мы» на императив: «Будь самим собой» - «быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу». «Неповторимая личность» может формироваться только на основе эффективного использования в образовании и воспитании достояний национальной культуры и народной нравственности в её традиционных формах. И нужна любовь к своему народу, к своей земле [27, с. 12]. Аксиоматическая суть этой истины:

 

- подтверждается классиком-исследователем нравственной проблематики Ю. М. Нагибиным: «Моё глубокое убеждение, что патриотизм начинается со своего дома, двора, улицы, с родного города. Трудно любить страну, …, если молодой человек не может воспринимать свой город, как часть, самую важную для него, часть своей страны. Здесь на маленькой Родине, … . Человеческая личность формируется с детства» [27, с. 21];

- а в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» она развивается до государственной значимости: «Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».

Итак, вектор аттрактивности воспитания патриотизма диктует, в первую очередь, качественное, глубокое, достойное образовательное реформирование в вопросах преподавания краеведения.

200-летие Отечественной войны 1812 года – повод акцентуации значимости событий её истории на Калужской земле для истории и культуры Отечества.

Во-вторых, это проблема влияния тяжёлой жизненной ситуации, в которой находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьёй.

Для разрешения данной проблемы необходимо на этапе вторичной социализации, которая осуществляется на более формальном уровне, и агентами которой являются школа, вуз, СМИ и т.д., наполнить процесс передачи общественного императива поведении системой более эффективных и энергетически насыщенных институционных формами и методами.

Таким образом, преподавания краеведения должно осуществляться с максимальным использованием памятников культуры и истории.

Возможности туризма – лучший методический инструментарий для реализации указанного направления целеполаганий.

Цель проекта: в рамках вторичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширить атмосферу агентов социализации.

Данный проект предполагает проведение экскурсий по Императорскому маршруту Калужской области, посвящённых 200-летию Отечественной войны 1812 года.

В ходе реализации проекта нам удалось не только познакомить экскурсантов с основными событиями войны 1812 года, которые происходили на Калужской земле, но и внимательно понаблюдать за ними в течение всей экскурсии.

Наш проект, в первую очередь, направлен на минимизацию последствий первичной социализации и предотвращение неблагоприятных условий протекания вторичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный проект способствовал повышению познавательной активности детей. После проведения экскурсий у детей возрос интерес к истории не только своей страны, но в первую очередь к истории своего родного края.

Также наш проект способствует развитию у экскурсантов умений внимательно наблюдать и слушать, способствует личностному развитию детей, помогает вовлечь их в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы.

Данный проект способствует воспитанию уважения и любви к своей стране и к своей «малой Родине».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.