Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования, предъявляемые к моделям.

Лекция № 8 Основы социального моделирования в социальной работе.

Определение модели и моделирования, цели моделирования.

Моделирование многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально су­ществующих предметов, явлений, социальных процессов, орга­нических и неорганических систем. Оно применяется широко для анализа различных социальных факто­ров, проблем. Моделирование применяется тогда, когда сам объект ис­следования (в силу территориальной отдаленности, невозмож­ности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.

В общем виде модель представляет собой схему, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе. Модель- это аналог оригинала. Она должна иметь сходст­во с оригиналом, но не повторять его.

Моделирование- это исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, обще­ственных систем, различных процессов). Моделирование это специфическое многофункциональное исследование. Его главными задачами является воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заме­няющий его объект (модель).

Социальному моделированию свойственны следующие цели:

1. Отобразить состояние проблемы на данный, настоящий
момент.

2. Выявить наиболее острые «критические» моменты,
«узлы» противоречий.

3. Определить тенденции развития и те факторы, влияние
которых может скорректировать нежелательное развитие.

4. Активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных ва­риантов решения социальных задач.

Функции моделей и моделирования.

Функциями моделей являются: углубленное познание действующих систем и объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего совершенствования их; проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик.

Моделированиевыполняет важные эвристические функ­ции:

•выявляет негативные тенденции;

•определяет позитивные пути решения проблем;

•предлагает альтернативные варианты.

Таким образом, моделирование выступает в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью.

Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе следующие основные функции: эвристические (относящиеся к изобретению); прогностические; прагматические (истинным считается то, что дает прак­тические результаты).

Типы моделей.

Модели условно делятся на типы:

•познавательные - эвристические;

•модели будущего - диагностические;

•модели желаемого - заданного состояния.

Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все эти три типа моделей, выделяя их основные функции: эвристические, прогностические и прагматические.

В зависимости от параметров времени модели различают­ся:

•данного состояния, где исследуются исторические аспек­ты, тенденции и направления развития, например, система соци­альной защиты населения в условиях реформ, результаты этого развития на данный момент;

•возможного состояния - явления, проблемы (например, семья), исследование опирается на анализ данного состояния, определение тенденций развития от настоящего к будущему, определение результатов, к которым могут привести эти изме­нения;

•желаемого состояния - явления, процесса, когда ставится цель достичь определенных результатов в обозримом будущем, то есть программируется создание новых возможностей для реа­лизации обозначенной цели.

Требования, предъявляемые к моделям.

Целесообразно выделить две группы требований:

К первой относятся:

•модель должна быть простой, удобной;

•давать новую информацию об объекте;

•способствовать усовершенствованию самого объекта.

Ко второй относятся:

•определение или улучшение характеристик объекта;

•рационализация способов построения объекта;

•управления или познания объекта на его модели.

Следовательно, при разработке моделей правомерно гово­рить об их подобии объекту - оригиналу. При котором соблюда­ется, с одной стороны, - жесткая целенаправленность ее, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, с другой - она должна быть достаточно «свободной», то есть способной к пре­образованию в зависимости от конкретных условий и обстоя­тельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Оценка моделей.

Модель различается по следующим оценкам:

•прогрессивность;

•качество;

•уровень творческого решения;

•уровень использования модели.

Прогрессивность- означает, насколько модель по целому ряду параметров является лидирующей. Прогрессивность опре­деляется характеристиками свойств модели, применяемой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователя.

Качество- определение качества не простая задача, осо­бенно, когда речь идет о моделях социальной сферы. В качестве главными критериями выступают:

•новизна отражения (интуитивное отражение, качествен­ное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

•распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа);

•уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм).

Уровень творческого решения- означает степень вы­полнения моделью гносеологической (познавательной, объясни­тельной) и эвристической функции.

Последовательность творческого решения здесь такова:

•первый уровень - определение, классифицирование из­вестных фактов, предметов, упорядочение их и решение про­стых задач, усовершенствование простейших модельных пред­ставлений;

•второй уровень - выполнение гносеологических и эври­стических способностей разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Уровень использования модели -характеризуется сле­дующими показателями:

•определена цель применения модели;

•углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;

•используется в системе научного знания, в системе под­готовки кадров, в учебных заведениях

Структура модели.

В структуру модели входят три основных компонента:

•совокупность направлений развития объекта познания;

•побудительные силы развития;

•факторы внешних воздействий.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.