Требования, предъявляемые к моделям.
Лекция № 8 Основы социального моделирования в социальной работе. Определение модели и моделирования, цели моделирования. Моделирование многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Оно применяется широко для анализа различных социальных факторов, проблем. Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно. В общем виде модель представляет собой схему, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе. Модель- это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его. Моделирование- это исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов). Моделирование это специфическое многофункциональное исследование. Его главными задачами является воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Социальному моделированию свойственны следующие цели: 1. Отобразить состояние проблемы на данный, настоящий 2. Выявить наиболее острые «критические» моменты, 3. Определить тенденции развития и те факторы, влияние 4. Активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов решения социальных задач. Функции моделей и моделирования. Функциями моделей являются: углубленное познание действующих систем и объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего совершенствования их; проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик. Моделированиевыполняет важные эвристические функции: •выявляет негативные тенденции; •определяет позитивные пути решения проблем; •предлагает альтернативные варианты. Таким образом, моделирование выступает в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью. Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе следующие основные функции: эвристические (относящиеся к изобретению); прогностические; прагматические (истинным считается то, что дает практические результаты). Типы моделей. Модели условно делятся на типы: •познавательные - эвристические; •модели будущего - диагностические; •модели желаемого - заданного состояния. Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все эти три типа моделей, выделяя их основные функции: эвристические, прогностические и прагматические. В зависимости от параметров времени модели различаются: •данного состояния, где исследуются исторические аспекты, тенденции и направления развития, например, система социальной защиты населения в условиях реформ, результаты этого развития на данный момент; •возможного состояния - явления, проблемы (например, семья), исследование опирается на анализ данного состояния, определение тенденций развития от настоящего к будущему, определение результатов, к которым могут привести эти изменения; •желаемого состояния - явления, процесса, когда ставится цель достичь определенных результатов в обозримом будущем, то есть программируется создание новых возможностей для реализации обозначенной цели. Требования, предъявляемые к моделям. Целесообразно выделить две группы требований: К первой относятся: •модель должна быть простой, удобной; •давать новую информацию об объекте; •способствовать усовершенствованию самого объекта. Ко второй относятся: •определение или улучшение характеристик объекта; •рационализация способов построения объекта; •управления или познания объекта на его модели. Следовательно, при разработке моделей правомерно говорить об их подобии объекту - оригиналу. При котором соблюдается, с одной стороны, - жесткая целенаправленность ее, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, с другой - она должна быть достаточно «свободной», то есть способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов. Оценка моделей. Модель различается по следующим оценкам: •прогрессивность; •качество; •уровень творческого решения; •уровень использования модели. Прогрессивность- означает, насколько модель по целому ряду параметров является лидирующей. Прогрессивность определяется характеристиками свойств модели, применяемой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователя. Качество- определение качества не простая задача, особенно, когда речь идет о моделях социальной сферы. В качестве главными критериями выступают: •новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение); •распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа); •уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм). Уровень творческого решения- означает степень выполнения моделью гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической функции. Последовательность творческого решения здесь такова: •первый уровень - определение, классифицирование известных фактов, предметов, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений; •второй уровень - выполнение гносеологических и эвристических способностей разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования. Уровень использования модели -характеризуется следующими показателями: •определена цель применения модели; •углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере; •используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях Структура модели. В структуру модели входят три основных компонента: •совокупность направлений развития объекта познания; •побудительные силы развития; •факторы внешних воздействий. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|