Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ духовно-нравственного становления подростков СОШ № 22 г. Калуги



Глава 2. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В СОШ № 22 г. Калуги. РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ ФОРМИРОВАНИЮ.

Анализ духовно-нравственного становления подростков СОШ № 22 г. Калуги

Российское общество пребывает в состоянии растерянности: старые,
социалистические идеи отрицаются, западные образцы, в силу особенностей
российской ментальности, не приживаются, а новая система ценностей так и
не обретена. Изменение менталитета и ценностных ориентации общества ставит образовательные структуры в совершенно иные условия.
Положение дел в образовании с так называемым «уровнем воспитанности» катастрофично. Но эта ситуация не переживается многими педагогами, родителями, общественностью как нечто вопиющее, ужасное, аномальное, а принимается как данность, как веяние времени и зачастую даже как норма, когда образ падшего человека объявляется естественным, нормальным, «законным», а зло возводится в ранг нормы. В атмосфере безнравственности, царящей в обществе, не имея внутренней опоры, дети и подростки практически остались еще и без внешней поддержки семьи и школы.
В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной
жизни россиян, возрождение духовно-нравственных ценностей российской
нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим
существованием страны как самостоятельного государства. Эти ценности
прежде всего должны быть воспитаны уребенка родителями и поддержаны,
развиты, «выпестованы» школьными педагогами.

 

 

Наше исследование проводилось на базе СОШ № 22 г. Калуги.

Программа нравственного воспитания, реализуемая в данном учебном учреждении носит название «Уроки нравственности». Она определяется потребностью современного общества в нравственной, духовно богатой личности, ориентированной на ценности Добра, Истины, Красоты.

Цель программы - воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.

Под нравственно активной личностью подразумевается «человек, способный, во-первых, устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоциональном нравственном настрое, о его сострадательности, добросердечии в отношении к окружающим людям (и к окружающему миру в целом); во-вторых, способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных норм и к практическому поведенческому следованию
требованиям долга».

Задачи программы:

1. Формировать у ребенка представления о нравственных нормах
как основе будущей системы ценностей.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость (отклик) на происходящее в окружающем мире и в отношениях между людьми, опираясь на личный опыт ребенка.

3. Развивать у ребенка умение анализировать, оценивать положительные и отрицательные качества личности человека на примерах реальной жизни и поступков литературных героев.

4. Воспитывать у ребенка, на основе представлений о себе,
способность к адекватной самооценке, сознательной и активной
организации своего поведения в ситуациях нравственного выбора.

5. Развивать рефлексивные способности в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном.

6. Формировать у ребенка способность ориентироваться в своем поведении на основе собственных нравственных критериев.

7. Воспитывать потребность в нравственном поведении на
основе общекультурных норм и правил.

Целостность построения программного материала позволяет учителю последовательно, через организацию детской деятельности, через сферу активного мышления и эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и самого себя, погружать школьников в сферу нравственных основ жизни человека в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей, формировать и развивать их духовно-нравственное сознание.
Данный курс является интегрированным. В него включены такие области человеческого знания и опыта, как: история России; краеведение; природоведение; русское искусство; литература; этика; ИЗО; Библейские истории. Все они объединены для создания целостной картины мира в сознании ребенка, подчинены общей цели — воспитанию нравственно
активной личности на основах российских духовных ценностей.
В основу программы положен гуманистический, личностно-
ориентированный подход, который предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних
задатков человека, его духовных потребностей и способностей, приобщения к универсальным ценностям культуры, воспитание активной духовно-нравственной личности. Гуманизация образования выступает здесь как императив выживания человечества и сохранения его духовности. Целостность процесса становления личности учащегося на личностно-ориентированной основе должна обеспечиваться созданием и развитием в

 

школе (использующей данную программу) гуманистической воспитательной системы.
Для успешной реализации программы следует рассматривать школьный урок как урок нравственной жизни, в основе которого лежит духовность. Практической формой урока являются диалоги - размышления, праздники, экскурсии и практикумы, в которые включены игры - упражнения, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры-импровизации, сюжетно-ролевые игры, анкетирования, творчество ребят.

В традицию вошло проведение праздников, посвященных «Дню матери», «Дню семьи», с целью воспитания любви, уважения к матери, родным, близким и семье.
На такие мероприятия приглашаются мамы с детьми из малообеспеченных, многодетных, опекаемых, «неблагополучных» семей. Ребята готовят песни, стихи, сценки посвященные мероприятиям, а также сочинения, рисунки на темы: «Моя мама», «Папа, мама, я – дружная семья!» Самые лучшие из них размещаются на школьной выставке. Праздники заканчиваются чаепитием, где участие принимают и родители и дети. Подобные мероприятия способствуют сближению детей и родителей, повышают ответственность родителей за воспитание детей, помогают сотрудничеству семьи и школы.

Нами была проведена анкета ««Уроки нравственности – душа ученика», которая призвана выявить отношение учащихся к проведению уроков нравственности. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты анкетирования

Вопросы 1 а, б, в 2 а, б, в 3 а, б, в всего было опрошено 196 чел.
Да % кол-во Частично% кол-во Нет % кол-во
1. Нравятся ли тебе уроки нравственности? 89% - 175 чел-к 5% - 9 чел-к 6% - 11 чел-к
2. Желаешь ли ты, чтобы уроки нравственности и дальше проводились? 91% - 178 чел-к 3% - 7 чел-к 6% - 11 чел-к
3. Чему я учусь на уроке нравственности? добру хорошему вежливости воспитанности уму духовности
41% - 81 уч. 40% - 78 уч. 16% - 33уч. 5% - 11 уч. 4% - 8 уч. 2% - 4 уч.


Из этого мы видим, что дети неравнодушны к происходящему в окружающей среде. Они тянутся к любви, а любовь и заключается в нашем добром сердце, отношении друг к другу, тепле и свете наших мыслей, слов и поступков.

Также нами было проведено анкетирование среди подростков СОШ № 22 г. Калуги, направленное на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Для этого мы использовали методику диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова (приложение 1).

 

Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Данная методика была поведена с 30 учащимися 9-х классов СОШ № 22 г. Калуги.

Рисунок 1. Результаты анкетирования по методике С. С. Бубнова

Как видно из рис. 1 большинство подростков интересуются в первую очередь своим здоровьем. Также важным компонентом ценностной системы учащихся является общение и помощь другим людям. Особенно хотелось отметить, что подрастающее поколение не статично, оно развивается и, как показало исследование, ищет новое в окружающем нас мире.

Подводя итог, можно сказать, что система становления духовно-нравственных ценностей в СОШ № 22 г. Калуги разработана достаточно широко, реализуется в полной мере и способствует формированию духовности и нравственности у подростков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.