Рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей у подростков СОШ № 22 г. Калуги ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
По результатам проведенного исследования, нами была разработана программа по формированию духовно-нравственных ценностей старших подростков "Учусь быть толерантным". Целью программы является повышения уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня толерантного сознания у старших подростков СОШ № 22 г. Калуги в ходе реализации программных мероприятий в количестве 11 занятий (16 часов). Задачи программы: 1. Изучить научно-методические основы формирования толерантного сознания у подростков. 2. Разработать систему занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков в соответствии с научно-методическими основами формирования толерантного сознания. 3. Провести мониторинговое исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков. 4. Реализовать программные мероприятия в количестве 11 занятий (16 часов), с периодичностью 2 занятия в месяц. 5. Разработать и внедрить методы прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений среди участников программы. Целевая аудитория: старшие подростки в возрасте 14-16 лет.
Актуальность программы. На государственном, окружном и муниципальных уровнях делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства.Начало нового века ознаменовалось как проведение "Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира". Основная цель данной программы была направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру нашего государства. Город Калуга объединяет тысячи людей - очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, отношению к религии, системе ценностей. Это наш большой дом, с большой и интересной историей. Калуга - это город, который всегда привечал, принимал людей абсолютно разных национальностей со своими особенностями и привычками. Они приживались в этом городе и становились носителями его культурных традиций, но при этом оставались армянами, грузинами, евреями, татарами, украинцами, немцами и т.д. Культура каждого народа неповторима и самобытна. Поэтому уважение к другим народам способствует формированию у детей и подростков национального и толерантного самосознания. Актуальность нашей программы обусловлена тем, что воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения. Общая жизненная ориентация программы зависит от того, как мы будем относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Таким образом, позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад в развитие культуры мира на Земле. Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что она выстроена в русле такой педагогики, которая предполагает стремление педагога к созданию на своих занятиях многокрасочной, полифоничной картины, с точки зрения межнационального единства взглядов всех участников образовательного процесса, где слышен голос каждого подростка, не зависимо от его культурной принадлежности. Новизну программы определяет и то, что занятия проводятся не только с подростками, но и с их родителями, так как только комплексный подход к процессу формирования толерантного сознания может дать положительный результат. Также, в ходе реализации программы мы выявляем и обосновываем комплекс организационно-педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию толерантной культуры подростков. И наконец, данная программа позволит своевременно и в полном объеме выполнить социальный заказ образовательных учреждений, касающийся решения проблем развития толерантности у подрастающего поколения.
В своей реализации программа проходит ряд этапов: подготовительный, основной и заключительный (таблица 2). Таблица 2. Этапы реализации программы.
Принципы групповой работы. Мы в своей программе основываемся на следующих принципах групповой работы: Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой
участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам. Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия, употребление психоактивных веществ. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Участников группы необходимо ознакомить с этой информацией еще на этапе отбора. Она послужит основой для принятия правил работы группы. Структура занятия. Каждое занятие в данной программе состоит из трех частей: Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности группы. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.
В таблице 3 приведен тематический план серии занятий «Не будь равнодушным!» Таблица 3. Тематический план серии занятий "Не будь равнодушным!"
Вывод: мы надеемся, что программа формирования духовно нравственных ценностей "Учусь быть толерантным" позволит сделать образовательный процесс в учреждениях, где она будет реализовываться, содержательной и плодотворной, так как она решает наиболее важные задачи воспитания старших школьников. Анализ результатов бесед с социальными педагогами, психологами школ показал, что в большинстве школ проводится деятельность по формированию толерантности, но она не носит системный характер. В большинстве школ используются различные формы работы, однако наиболее доступной формой воспитательной деятельности, по мнению педагогов, является беседа на классном часе. Предложенная нами программа занятий с элементами тренинга, направленная на формирование толерантности у подростков, на мой взгляд, даст достаточный эффект.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|