Здавалка
Главная | Обратная связь

Рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей у подростков СОШ № 22 г. Калуги



По результатам проведенного исследования, нами была разработана программа по формированию духовно-нравственных ценностей старших подростков "Учусь быть толерантным".

Целью программы является повышения уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня толерантного сознания у старших подростков СОШ № 22 г. Калуги в ходе реализации программных мероприятий в количестве 11 занятий (16 часов).

Задачи программы:

1. Изучить научно-методические основы формирования толерантного сознания у подростков.

2. Разработать систему занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков в соответствии с научно-методическими основами формирования толерантного сознания.

3. Провести мониторинговое исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков.

4. Реализовать программные мероприятия в количестве 11 занятий (16 часов), с периодичностью 2 занятия в месяц.

5. Разработать и внедрить методы прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений среди участников программы.

Целевая аудитория: старшие подростки в возрасте 14-16 лет.

 

 

Актуальность программы.

На государственном, окружном и муниципальных уровнях делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства.Начало нового века ознаменовалось как проведение "Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира". Основная цель данной программы была направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру нашего государства.

Город Калуга объединяет тысячи людей - очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, отношению к религии, системе ценностей. Это наш большой дом, с большой и интересной историей. Калуга - это город, который всегда привечал, принимал людей абсолютно разных национальностей со своими особенностями и привычками. Они приживались в этом городе и становились носителями его культурных традиций, но при этом оставались армянами, грузинами, евреями, татарами, украинцами, немцами и т.д. Культура каждого народа неповторима и самобытна. Поэтому уважение к другим народам способствует формированию у детей и подростков национального и толерантного самосознания.

Актуальность нашей программы обусловлена тем, что воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций,

общественных объединений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения.

Общая жизненная ориентация программы зависит от того, как мы будем относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Таким образом, позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад в развитие культуры мира на Земле.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что она выстроена в русле такой педагогики, которая предполагает стремление педагога к созданию на своих занятиях многокрасочной, полифоничной картины, с точки зрения межнационального единства взглядов всех участников образовательного процесса, где слышен голос каждого подростка, не зависимо от его культурной принадлежности. Новизну программы определяет и то, что занятия проводятся не только с подростками, но и с их родителями, так как только комплексный подход к процессу формирования толерантного сознания может дать положительный результат. Также, в ходе реализации программы мы выявляем и обосновываем комплекс организационно-педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию толерантной культуры подростков. И наконец, данная программа позволит своевременно и в полном объеме выполнить социальный заказ образовательных учреждений, касающийся решения проблем развития толерантности у подрастающего поколения.

 

В своей реализации программа проходит ряд этапов: подготовительный, основной и заключительный (таблица 2).

Таблица 2. Этапы реализации программы.

1. Подготовительный этап:
1.1 Изучение нормативных и законодательных актов по изучаемой проблеме. Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания у подростков и юношей. Изучение статистических данных социологических исследований за последнее десятилетие.
1.2 Разработка сценарных планов занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков.
1.3 Разработка диагностического инструментария для мониторингового исследования уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков - участников программы.
1.4. Создание методической базы (методические разработки, рекомендации, брошюры, наглядные материалы, оформление информационного стенда "Толерантность").
2. Основной этап - реализация программы в образовательном учреждении города:
2.1. Мониторинговое исследование уровня этнического самосознания подростков различных национальностей, их представлений, знаний о культурном наследии собственного и других народов, характер восприятия различных культур и отношение к ним (начальное, промежуточное и заключительное исследование). Проведение занятий, классных часов "Не будь равнодушным!" - 11 занятий (16 часов) с периодичностью 2 раза в месяц.
2.2. Оформление школьного стенда "Урок толерантности" по материалам XII Международной сессии "Права человека, культура мира, толерантность - содержание и методы обучения" и Декларации толерантности, принятой на Генеральной Конференции ЮНЕСКО.
2.3. Проведение заключительного открытого мероприятия "В дружбе сила" (по технологии "Фестиваль приключений")
2.4. Сотрудничество с психологической службой образовательного учреждения в форме бесед, консультаций, наблюдений и т. д.
3. Заключительный этап:
3.1. Оценка результатов. Представление результатов на семинарах и конференциях соответствующей тематики.
3.2. Перспективное планирование последующей деятельности в рамках программы "Учусь быть толерантным";
3.3. Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания. Разработка буклетов. листовок, памяток по результатам проделанной работы в рамках программы. Освещение в СМИ о результатах проделанной работы.

Принципы групповой работы.

Мы в своей программе основываемся на следующих принципах групповой работы:

Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге.

Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия.

Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой

 

участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам.

Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия, употребление психоактивных веществ. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Участников группы необходимо ознакомить с этой информацией еще на этапе отбора. Она послужит основой для принятия правил работы группы.

Структура занятия.

Каждое занятие в данной программе состоит из трех частей:

Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности группы.

Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

 

В таблице 3 приведен тематический план серии занятий «Не будь равнодушным!»

Таблица 3. Тематический план серии занятий "Не будь равнодушным!"

Тема занятия Цели и задачи Кол-во часов
1. Толерантность: что это? Ознакомить подростков с понятием толерантность. Стимулировать воображение в поисках собственного понимания толерантности на основе выработки "научного определения", посредством экспрессивной формы и использования ассоциативного ряда.
2. Толерантная личность. Получить представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и их основных различиях. Провести первичное исследование уровня сформированности этнической толерантности у старших подростков - участников программы методом тестирования (Автор: Битянова М. А.).
3. Толерантность в семье. Молодежные проблемы и пути их решений. (Родительское собрание) Способствовать формированию у родителей позиции активного участника в процессе воспитания. Расширить рамки педагогических знаний у родителей участников программы. Объяснить родителям, в чем заключается суть воспитания толерантной личности в семье.
4. Мы вместе: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. Показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим. Показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению друг другу в группе.
5. Мы вместе: толерантность к себе и другим. Самопознание. Показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности. Поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки.
6. Толерантное общение. Дать возможность подростку осознать свои возможности, способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие. Показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
7. Разные миры и все мы разные. Показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур. Провести прмежуточное исследование уровня сформированности этнической толерантности у старших подростков - участников программы методом анкетирования. (Автор: Глухарева Г.Р.)  
8. Толерантность к другим или учимся сочувствию. Развивать у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.
9. Границы толерантности. Формировать понимание границ толерантного поведения, развитие критического анализа, самостоятельного мышления, нахождение критерия, определяющего допустимость толерантного поведения в том или ином случае, развитие социального восприятия.
10. Завершение. Совместное осмысление результатов занятий, получение обратной связи от группы. Провести заключительное исследование уровня сформированности этнической толерантности у старших подростков - участников программы методом тестирования (Автор: Битянова М. А.).
11. В дружбе сила (фестиваль приключений). Настроить подростков на доверительные отношения со сверстниками, учить быть искренними, замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях. Способствовать формированию добрых взаимоотношений между подростками в классе. Создать благоприятную психологическую атмосферу общения в ходе состязаний и игр разных народов.
  ИТОГО:   16 часов

 

Вывод: мы надеемся, что программа формирования духовно нравственных ценностей "Учусь быть толерантным" позволит сделать образовательный процесс в учреждениях, где она будет реализовываться, содержательной и плодотворной, так как она решает наиболее важные задачи воспитания старших школьников. Анализ результатов бесед с социальными педагогами, психологами школ показал, что в большинстве школ проводится деятельность по формированию толерантности, но она не носит системный характер. В большинстве школ используются различные формы работы, однако наиболее доступной формой воспитательной деятельности, по мнению педагогов, является беседа на классном часе.

Предложенная нами программа занятий с элементами тренинга, направленная на формирование толерантности у подростков, на мой взгляд, даст достаточный эффект.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.