Инструменты денежно-кредитной политики ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры и т.д. Один из путей повышения ликвидности состоит в получений банком кредита. Так, он может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка. За предоставленную ссуду центральный банк взимает процент, который получил название учетного, поскольку в свое время основной формой кредитования банков был учет (или переучет) векселей. В настоящий момент существуют разные способы рефинансирования банков и, следовательно, разные виды процентных ставок по данным операциям. Политику предоставления центральным банком кредитов коммерческим называют политикой учетного (дисконтного) окна, или учетной политикой. Банки прибегают к займам посредством учетного окна в двух случаях. Во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня (при этом коммерческий банк делает выбор в пользу центрального в том случае, когда учетная ставка ниже ставки процента на межбанковском рынке или его возможности в получении займов у других банков ограничены); во-вторых, когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить прибыль. Последнее будет возможно, если разница между ссудным процентом и учетной ставкой не только покроет издержки банка, связанные с получением займа и его использованием для предоставления ссуд экономическим субъектам, но и принесет ему прибыль. Следует отметить, что центральный банк далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает частоту обращения к нему данного коммерческого банка, его финансовое положение, цель, для которой нужна ссуда, т.е. ограничивает объем средств, предоставляемых путем дисконтного окна. Вместе с тем иногда центральный банк служит кредитором в последней инстанции, спасая банк от банкротства. Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными, и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики. При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет (или сокращает) темпы роста предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожанию» кредита, предоставляемого экономическим субъектам. Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту предложения денег. Во-вторых, учетная ставка, по сравнению со ставкой межбанковского рынка, менее мобильна, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков. Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учетной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального банка. Изменение норм обязательных резервов – еще один инструмент, позволяющий регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования. Изменение норм обязательных резервов позволяет центр. банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно, во-первых, ведет к изменению величины денежной базы, а во-вторых, оказывает влияние на денежный мультипликатор, а значит — и на способность коммерческих банков создавать новые деньги. В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки или оставляют сумму обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшают выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы, или увеличивают ее согласно требованиям центрального банка. Для этого им необходимы свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги либо потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в других банках и потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков создавать деньги. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и увеличивает тем самым возможности создания новых денег коммерческими банками, а значит, и предложение денег в стране. При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают серьезные сдвиги в объеме денежной массы, масштабе и структуре кредитных операций, а частые и значительные изменения могут даже привести к нарушению денежного обращения. Поэтому они осуществляются в период инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Кроме того, повышение нормы резервирования может сопровождаться возникновением проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов. В связи с этим в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже. Операции на открытом рынке явл-ся наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам или населению. При этом объектом могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег центральный банк покупает ценные бумаги. Если их продают коммерческие банки, то центральный на своих счетах увеличивает резервы последних на сумму покупок, что приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у коммерческих банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операция РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определенный срок банковские резервы увеличиваются, а как только коммерческий банк выкупает свои бумаги — уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы. Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на свое имя. В обмен на чеки коммерческие банки на соответствующую сумму открывают населению текущие счета, а чеки в последующем предъявляют к оплате центральному банку. Последний оплачивает их путем расширения резервов коммерческих банков. Особенностью данных операций является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения. Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам или населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и, соответственно, денежную базу. В результате снижаются возможности создания денег банками. Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает резервы последних на сумму покупок, сокращая тем самым объем денежной базы и предложения денег. Операции на открытом рынке стали главным инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, он может контролировать объем покупки-продажи государственных ценных бумаг, а значит, в разной степени влиять на предложение денег; в-третьих, эти операции легко обратимы (если при их осуществлении центральный банк допустил ошибку, то он может быстро исправить ее, проведя обратную операцию); в-четвертых, принятие решений о покупке-продаже ценных бумаг не связано с длительными административными согласованиями. Следует отметить, что необходимым условием использования операций на открытом рынке как инструмента денежно-кредитного регулирования является наличие в стране развитого фондового рынка. Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к их уменьшению. Наряду с рассмотренными выше косвенными инструментами денежно-кредитного регулирования центральный банк может использовать и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. При этом для всех коммерческих банков определяются одинаковые пределы для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно также отнести установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным и т.д.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|