Проблема ситуации понимания в психотерапии
Если воспользоваться традиционным подходом, обозначающим три стороны любой психотерапевтической системы, можно, соответственно, выделить три области представлений о понимании, его роли и функциях в психотерапевтическом процессе: 1. Проблема понимания в рамках психотерапевтического мифа (concepts) стоит как вопрос о (не)понимании как источнике и способе преодоления психологических нарушений, его месте и функциях в возникновении или функционировании того или иного симптома, автоматической мысли или проблемы в целом, о развитии понимания как результате психотерапевтического взаимодействия. 2. На уровне (в аспекте) техник и технологии психотерапевтической помощи (process) понимание (схемы и стратегии, этапы и механизмы) выступает как средство распознания проблемы, ее реинтерпретации и осмысления особенностей клиента, его ситуации. На этом уровне также решается вопрос о необходимости, (невозможности понимания, очерчиваются границы потенциально доступного пониманию, а также осмысляется вопрос о выборе того или иного способа(ов) и приемов понимания (переработки смысловой информации). 3. На уровне (в аспекте) общения (практики взаимодействия, practice) пониманию в любой системе, независимо от декларируемых на предыдущих уровнях представлений, отводится огромная роль. Вместе с тем именно здесь и существуют наибольшие различия как между различными школами психотерапии и консультирования, так и между отдельными практикующими психологами, в том числе в осмыслении способа трансляции понимания клиенту. Анализ стратегий понимания психологом клиента, характерных для психоаналитической психотерапии, позволяет выделить ряд возможных осей сравнительного анализа различных психотерапевтических систем, среди которых можно назвать: — глубинное понимание: понимание ценностей и отношений человека к миру на языке его переживаний и личностных смыслов; «поверхностное» понимание: понимание тех или иных действий в конкретной ситуации, понимание на языке действий и поступков; — смысловое, субъективное, направленное на поиск субъективных значений, «способ осмысления вещи в сознании другого человека» — интерсубъективное, возникающее в диалоге двух и более сознаний, точек зрения, — «объективное» понимание (направленное на поиск объективных значений происходящего)» — предпонимание, опирающееся на данные прошлого опыта, стереотипы; понимание актуальной ситуации, «здесь-и-сейчас»-понимание, «эмерджентное и релятивное», состоящее не в изменении содержания категоризации, а в изменении правил и стратегий категоризации происходящего; понимание в контексте будущего или телеологическое; постпонимание как (многократная) реин- терпретация собственного жизненного опыта; — обыденное — оценочное и каузальное, типологизи- рующее, опирающееся на стереотипы и неполную информацию; профессиональное психологическое — осуществляющееся в терминах индивидуальности, стремящееся к целостному и системному ее отражению в терминах внутренних чувств и переживаний человека и т. д. Отсутствие навыков понимания очень часто приводит к неэффективному, поверхностному консультированию, подмене взаимодействия «ритуальными» психологическими процедурами. И наоборот, глубина понимания является одним из показателей профессионализма, одним из высших критериев познания человеком человека и сущности человеческого вообще. Через понимание клиентом и консультантом друг друга растет понимание, взаимопонимание и понимание ими себя. Через обращение к осмыслению ситуации их взаимодействия в процессе психотерапии, вне нее — в обыденной жизни клиента и консультанта, в том числе и в протекающей «параллельно» психотерапии, преодолевается непонимание и/или недопонимание субъектами друг друга и самих себя. Таким образом, проблема понимания себя и другого субъектами консультативного взаимодействия относится к разряду одной из глубинных проблем организации эффективной психологической помощи, воздействия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|