Супервизия и психотерапия: сходство и различие
Супервизия и психотерапияотличаются целями и задачами. Супервизия— это прежде всего, профессиональное психологическое взаимодействие, в ходе которого терапевт может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности. И основная её цель — помочь ему наилучшим образом ответить на потребности клиента. В процессе супервизии консультант развивает и совершенствует своё профессиональное мастерство, а основной мишенью - является конкретный случай работы с клиентом. Психотерапия - система психологического воздействия на психику, а через неё - на весь организм с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей. Но психотерапия также решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы "личностного роста". Внешне супервизия отражает в первую очередь «ремесленный аспект» работы консультанта. Опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему психотерапевту системно видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Сложности, возникающие в процессе профессиональной деятельности, только стимулируют внутренний конфликт психотерапевта и механизмы его психологической защиты и совладания. И супервизия - это прежде всего терапия терапии, а не терапевта, это "лечение" процесса лечения а не процесс лечения терапевта. В этом главное отличие супервизии от личной психотерапии. Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом, но работа с этими проблемами должна быть отнесена к другому пространству». Если супервизируемый имеет проблемы мешающие обучению или работе, то такие блокады или контрпереносные явления - это как раз и есть «зерно для мельницы супервизора». Супервизия и психотерапияявляются параллельными категориями, связанными между собой в единую систему. Эта связь обеспечивается благодаря психодинамическому пространству созданному в супервизионной сессии и формированию положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание. И хотя супервизия может оказывать лечебное воздействие, а супервизор может быть великолепным психотерапевтом, она не является психотерапией. Если супервизор использует супервизию как вариант психотерапии, то он становится психотерапевтом, а супервизируемый — клиентом. И тогда при смешении этих двух функций возникает проблема двойственных отношений, которая может серьезно нивелировать все ценности самого процесса супервизии. А при наличии достаточно преобладающего психотерапевтического компонента - даже активно включать защитные механизмы супервизируемого.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|